Posted 12 июля 2019, 13:34

Published 12 июля 2019, 13:34

Modified 16 октября 2022, 18:16

Updated 16 октября 2022, 18:16

Условно международный: почему аэропорт Ставрополя не стал центром туркластера

12 июля 2019, 13:34
Ставропольский аэропорт за 85 лет своей работы получил статус международного, но может предложить всего 3 направления, крайне маленький зал ожидания, высокие цены на билеты и провинциальный сервис. Почему аэропорт в столице края не такой, как в Ростове или Краснодаре, разбирался корреспондент NewsTracker.

Из авиаотряда в аэропорт столицы края

Согласно информации в открытых источниках, в 1934 году в Пятигорске был создан гражданский авиационный отряд для перевозки пассажиров, грузов и почты по районам края — именно это событие стало точкой отсчета истории Ставропольского авиапредприятия. Уже через пару лет отряд перевели в Ворошиловск (ныне Ставрополь), в район завода «Электроавтоматика».

В первые годы отряд занимался в основном авиахимработами (подкормка, борьба с вредителями), перевозкой почты и пассажиров по районам края. Постепенно виды работ становились разнообразнее, и в 1960 году наконец открылась пассажирская авиалиния в Москву на самолете Ил-14. Свое привычное место — близ города Михайловска — аэропорт занял только в 1963 году.

Спрос на авиаперевозки рос, и к 1980-м годам аэропорт «Ставрополь» был связан авиалиниями более чем с 26 городами, годовой налет самолетов Ан-24 к этому времени достиг почти 2500 часов и был самым высоким в системе Министерства Гражданской авиации.

В 90-е аэропорт был приватизирован, позже приватизацию признали незаконной, предприятие превратилось в Ставропольский филиал ФГУАП «Кавминводыавиа» (аэропорт Минвод — прим.NT).

Считается, что именно этот период стал наиболее губительным для аэропорта, так как МинВоды потянули на себя все самые перспективные направления.

В 2013 году «Международный аэропорт Ставрополь» приобрел статус открытого акционерного общества, держателем большинства акций которого с тех пор остается правительство Ставропольского края.

Условно международный

При столь удобном для международных рейсов географическом положении, Международный аэропорт «Ставрополь» имени А. В. Суворова смог бы стать российскими воротами в страны Европы, ближнего Востока, Турцию и так далее. Тем более, согласно открытой информации, он обладает всеми техническими возможностями для приема и российских, и международных воздушных судов.

Но что-то пошло не так, и сейчас аэропорт обслуживает только рейсы на Москву, Санкт-Петербург и Ереван.

Если говорить о технической части, то ничего особенного в ставропольском аэропорту нет. Взлетно-посадочная полоса длиной 2600 метров оснащена светосигнальным оборудованием, аэронавигационным и метеооборудованием. Общая пропускная способность аэровокзала — 300 пассажиров в час, в том числе 130 пассажиров международных рейсов. Пассажирский перрон, грузовой перрон и вертолетные площадки имеют 10 мест стоянок для самолетов и 2 места стоянок для всех типов вертолетов, что очень мало как по вместимости людей, так и по количеству места для транспортных воздушных средств.

Сбудутся ли планы по развитию?

В начале этого года губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров обсудил вопросы, связанные с аэропортами региона с их управленцем — генеральным директором компании «Новапорт» Сергеем Рудаковым.

По словам главы региона, модернизация взлетно-посадочной полосы ставропольского аэропорта запланирована в федеральных программах до 2022 года. К слову, только по программе «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» на его реконструкцию выделят 1,7 миллиарда рублей.

Владимиров обратил внимание, что необходимо увеличить пассажиропоток, расширить возможности аэропорта, в том числе развивать его здание.

Решили, что уже в следующем году надо начать строительство нового терминала, который должен быть оснащен двумя телетрапами, а его здание должно соответствовать современным стандартам обслуживания пассажиров.

Но пока это только планы. Каким новый терминал окажется на практике, и окажется ли вообще, будет видно через несколько лет.

Провинциальный с огромными ценами

Тем временем, по мнению главных «оценщиков» аэропорта — пассажиров с большим стажем полетов и багажом для сравнения — «Ставрополь» не лучше и не хуже других.

«Обычный региональный аэропорт. Минводский более развит, потому что они еще с советских времен были больше как по размеру, так и по пассажиропотоку. А еще он обслуживает курортный регион, да и агломерация КМВ — это миллион человек. Не стоит забывать и о том, что там рядом республики, многие жители которых тоже часто через Минводы летают», — рассказал один из пассажиров.

По его словам и ставропольцам чаще бывает выгодней лететь из Минеральных вод, даже с учетом бензина или билета на автобус. Потому что в Ставрополе из-за низкой конкуренции цены на перелеты сильно завышают.

«В аэропорту сейчас работают мало авиакомпаний, из-за этого все задирают цены. Это и есть отсутствие конкуренции. Будет больше авиакомпаний — цены будут ниже», — поделился мнением собеседник.

Например, улететь в Москву из ставропольского аэропорта зачастую становится возможным только за 20-30 тысяч рублей, тогда как билет из Ростова практически на любой день недели можно приобрести за 5-7 тысяч рублей.

Добираться не на чем

На сегодняшний день в аэропорт, который расположен в 12 километрах от Ставрополя, можно добраться двумя способами из Ставрополя и Михайловска на маршрутке № 120 или воспользоваться услугами такси — у здания аэровокзала есть круглосуточная стоянка такси. Такая поездка обойдется в 300-400 рублей без учета багажа и ожидания.

«То, что аэропорты далеко от города, это нормально, но в плане доступности аэропорта у нас есть проблемы. Как минимум, по маршруту должен ходить какой-то шаттл, который будет везти пассажиров от какой-то точки к рейсам. Опять же нужно считать, насколько это будет оправдано. Ставрополь все-таки город немного застойный, в том плане, что мало тех, кто летает постоянно и по разным направлениям. И когда ставропольцы куда-то едут, они думают, что нужно брать такси, воспринимают это абсолютно нормально», — считает и руководитель центра прикладной урбанистики «Процессор» Влад Бойков.

По его мнению, помимо шаттл-баса до аэропорта, можно развивать и железнодорожное сообщение. Тем более что пути вблизи от аэровокзала есть, но остается вопрос экономической выгоды развития этого направления.

«Можно пустить туда линии легкого метро. Но мне сказали, что экономически это невыгодно. Хотя это закономерный путь развития города. Я за легкое метро или хотя бы за электричку, которая будет ездить из поселка в поселок достаточно регулярно. Чтобы она была сопряжена с авиарейсами, чтобы пассажир мог сесть и действительно приехать в аэропорт на удобном городском трамвае», — пояснил Бойков.

По его мнению, развитие аэропорта зависит напрямую от развития города. Если город не развит, то и аэропорт особо не продвинутый. Но возможна и обратная пропорциональность — будет нормальный аэропорт — будет и «движуха» в городе.

Еще одной проблемой Бойков считает отсутствие нормальной парковки до шлагбаума. На территории самого аэровокзала есть паркинг и он неплохо обустроен, но там можно бесплатно находиться только 15 минут, а потом включается «такса». Поэтому большинство провожающих оставляет машины до шлагбаума, на трассе.

«Машины там стоят перед въездом и настолько плотно, что между ними бывает сложно проехать. Какая-то парковка должна быть перед территорией самого аэропорта. Пусть не такая благоустроенная, но это будет вносить хоть какой-то порядок», — отметил урбанист.

Будущее за малой авиацией

«Нам необходимо развивать малую авиацию — взаимосвязь с ближайшими городами: Краснодар, Сочи, Астрахань, Тбилиси. Ставрополь находится в центре этих городов и этим можно воспользоваться и построить туристический кластер», — рассказал собеседник агентства.

По его мнению, это комплексный процесс — создание социального туристического кластера, в который будут вовлечены сразу несколько городов. Для этого у Ставропольского края есть потенциал, здесь можно развивать туризм.

«Нужно сделать так, чтобы к нам тоже было интересно приезжать. У нас есть биотермальные источники, возможность для экотуризма, много лесов, по которым можно совершать прогулки. Какой-нибудь интересный парк развлечений или спа-центр может сразу же создаст туристическую привлекательность. Мы развиваем кластер, к нам начинают летать, мы начинаем к ним летать. Улучшится сообщение, взаимодействие», — предположил Бойков.

Но отметил, что насколько такое развитие событий экономически целесообразно и кто это сейчас может взять на себя — второй вопрос. При этом малая авиация когда-то была развита в Ставрополе.

«Дело даже не в том, чтобы перетягивать рейсы из Минеральных вод в Ставрополь, но долететь за полчаса до Минвод и пересесть на другое направление было бы удобно. Малая авиация в этом плане выручает», — пояснил свою позицию урбанист.

Место, где хочется видеть современность

«Само здание — на „троечку“. Хотя его обновляли недавно, но в нем вообще неинтересно находиться. Аэропорт — это все-таки такая точка, где хочется видеть современность. У нас такого не чувствуется, чувствуется местечковость. Однажды в аэропорте делали выставку мобильной фотографии, это было круто, потому что в свободное время, пока ты ожидаешь самолет, можно было что-то посмотреть», — рассказал собеседник.

По его мнению, аэропорту нужно больше каких-то таких завлекательных тем. Не секрет, что во многих аэровокзалах есть магазины, кафе, комнаты отдыха. «Ставрополь» — маленький, но найти какое-то пространство, чтобы можно было сделать ту же выставку возможно.

«Привносить элементы креативного сообщества в обычные места — это круто. Для аэропорта нужен современный дизайн, современные проекционные технологии. В том же Домодедово сейчас проекции, экраны, дорожки. И здесь возможны интересные рекламные взаимодействия. С одной оговоркой — кому и насколько интересен Ставрополь в этом плане. Аэропорт — это место, где ты чувствуешь себя уже в международном или междугороднем пространстве. И это надо подчеркивать любыми средствами», — добавил Бойков.

Подпишитесь