Posted 12 июня 2019,, 11:35

Published 12 июня 2019,, 11:35

Modified 16 октября 2022,, 18:12

Updated 16 октября 2022,, 18:12

Разногласие элит мешает слиянию Ставрополя и Михайловска

12 июня 2019, 11:35
Когда столица Ставрополья объединится с центром Шпаковского района и каких плюсов и минусов ждать населению, разбирался NewsTracker.

Многолетний вопрос

Вопрос объединения краевой столицы с бывшим селом Шпаковским, а ныне городом Михайловском поднимался неоднократно, и всякий раз в слиянии населенных пунктов в одну агломерацию находились свои сторонники и противники. Оба города активно развиваются и увеличивают численность, при этом они фактически срослись между собой: доехать до Ставрополя из Михайловска зачастую можно быстрее, чем из разных районов Ставрополя друг в друга.

В сентябре 2014 года бывший сити-менеджер Михайловска Михаил Миненков отметил, что город пока не готов объединиться с краевой столицей из-за более низких доходов. По его словам, центр Шпаковского района попросту не вытянет по бюджетам и указал на их разбалансированность: в Михайловске 100 миллионов, а в Ставрополе – 7,8 миллиарда. Миненков подчеркнул, что для Михайловска это интересно, а вот Ставрополь «сразу станет на колени», потому что придется делиться, так как распределение и инфраструктура должны будут стать одинаковыми.

Тогда же он отметил, что проработка агломерации идет, однако пока это может быть лишь в форме совместного решения транспортных вопросов, а также строительства в Михайловске предприятий, для которых не нашлось места в Ставрополе. Миненков сообщил, что разумнее было бы вначале изменить статус Михайловска на городской округ, чтобы увеличить бюджет.

Спустя два года на пресс-конференции Миненков сообщил, что объединяться нужно, а в образование могут войти и другие населенные пункты Шпаковского района.

«Я уверен на 100%, что у городского поселения Михайловск нет жизни без статуса городского округа», – подчеркнул сити-менеджер. При этом эксперты отмечают, что стать городским округом Михайловску можно, либо «взяв под крыло» остальные поселения Шпаковского района, либо самому влившись в Ставрополь, либо объединив оба варианта.

Легкое метро для нового города

Руководитель центра прикладной урбанистики «Процессор» Влад Бойков отмечает, что тенденция укрупнения городов существует во всем мире.

«Города растут, обрастают новыми пригородами из других населенных пунктов, как это произошло в свое время в Лондоне, Москве и других крупных городах. Это логичный этап развития города, главное – эффективная организация транспортной системы. При этом в любом случае важно понимать, что рост городов полезен и эффективен только до определенных пределов, после чего его нужно останавливать, и без мнения экспертов тут не обойтись», – поделился мнением урбанист.

Он считает, что при присоединении Михайловска к Ставрополю главным плюсом станет выстраивание более совершенной, чем существует коммуникации между городами. Сейчас общественный транспорт – это пригородные автобусы, а в будущем могут появиться единые маршруты. Сейчас люди, которые перемещаются между городами, постоянно стоят в пробках, то есть мы находимся в ситуации перманентного транспортного коллапса», – рассказал Бойков.

Эксперт уверен, что объединение городов было бы интересно, так как позволило бы обзавестись новым видом транспорта.

«Есть и другая интересная возможность: железная дорога, которая идет из Михайловска в Ставрополь: если объединять эти города, то эту железную дорогу нужно делать нашими линиями легкого метро. В таком случае это будет эффективная коммуникация между городами, то есть можно будет очень быстро перемещаться из Ставрополя в Михайловск, причем даже быстрее, чем проезд по самому Ставрополю. Плюс можно будет довести эти линии легкого метро дальше до Пелагиады», – рассказал о перспективах эксперт.

При этом из минусов он отметил, что пока легкого метро не будет, объединение может увеличить транспортную нагрузку.

«Помимо плюсов такого объединения, естественно, можно назвать и минусы, также прежде всего инфраструктурные: нагрузку на магистрали, пока нет линий легкого метро. Предполагаю, что есть и определенные административные сложности», – указал Бойков.

По его словам, тихий Михайловск сможет стать альтернативой более шумному Ставрополю.

«Михайловск – это более тихий город, чем Ставрополь, и многие ставропольчане захотели бы жить в нем, но сейчас их останавливает именно факт существования Михайловска как центра сельского района», – сообщил урбанист.

Вопрос присоединения решится в течение десяти лет.

Бывший депутат думы Ставрополя, а ныне председатель общественной организации «Наша Инициатива» Александр Куриленко предполагает, что вопрос о слиянии населенных пунктов будет решен в течении десяти лет.

«Нужно понимать, что это выгодно некоторым застройщикам, так как появится некоторое количество земель, которые сейчас не распределены. Ну а в целом для Ставропольской агломерации это хорошо, потому что это ей даст дополнительный уровень инвестиций, потому что крупный бизнес идет в укрупненные города», – считает Куриленко.

Больше от такого поворота событий, с его точки зрения, выиграет Михайловск.

«В определенной степени это в большей степени плюс для Михайловска с точки зрения инфраструктуры. Это связано с тем, что бюджета у Ставрополя явно больше, при достаточной плотности населения в обоих городах. Таким образом, Михайловск будут поднимать до уровня Ставрополя», – поделился мнением общественник.

Минусами он назвал возможное увеличение налогов и сокращение льгот для жителей Михайловска, так как они не будут числиться проживающими в сельской местности.

Также Куриленко указал, что вариантов объединения в правительстве Ставропольского края обсуждалось несколько.

«Например, создание городского округа, когда сельские территории Шпаковского района объединятся с Михайловском, но основная концепция, все-таки, это слияние Ставрополя и Михайловска, потому как большая агломерация, по факту, уже есть, фактически, у нас уже нет границ между городами. При этом, думаю, если Михайловск отходит к Ставрополю, то поселения вроде Татарки, Надежды, Вернерусского, вероятнее всего также перейдут к Ставрополю, потому что с ними фактически также нет границ. А все остальные поселения могут войти в состав других муниципальных районов, вариантов может быть много, например, станица Темнолесская теоретически может войти в состав Кочубеевского района», – сообщил собеседник.

Основное препятствие для объединения – разногласие элит и бизнес-кругов.

«На сегодняшний момент весь тормоз для объединения заключается, в первую очередь, в интересах крупных землепользователей, некоторым из которых это выгодно, некоторым – наоборот. Плюс надо понимать, что везде есть элиты: и в Ставрополе, и в Михайловске и никто не хочет терять свое место и статус. При этом глобального сокращения чиновников не будет, можно посмотреть, например, как у нас происходило в новообразованных городских округах: небольшое сокращение чиновников было, но многие просто получили называющиеся по-другому должности: фактически, все эти преобразования больше влияют на связь населения с властью», – поделился мнением Куриленко.

Основное решение, с его точки зрения, должно быть принято в правительстве Ставрополья.

«Главный вопрос в этом всем – вопрос политической воли и выработки консенсуса с местными элитами: если он будет выработан, то, вероятнее всего, слияние будет. Сейчас же, видимо, попросту его нет, и ситуация не торопится. Окончательное политическое решение, думаю, должно быть принято на площади Ленина,1», – сообщил председатель общественной организации «Наша Инициатива».

"