Posted 12 февраля 2021,, 13:21

Published 12 февраля 2021,, 13:21

Modified 16 октября 2022,, 19:01

Updated 16 октября 2022,, 19:01

Текстильное производство на Ставрополье увядает под натиском рынка

12 февраля 2021, 13:21
Производство текстиля для одежды и самых различных тканей в России наращивает обороты. Почему Ставропольский край отстает от общей тенденции, разбирался NewsTracker.

Российский рынок текстиля

К текстильной продукции относятся буквально все материалы, из которых шьют одежду (спецодежду в том числе), белье, деловые костюмы, занавески, подкладочные ткани.

Такого материала ежегодно в России производят на сумму порядка 260 миллиардов рублей, по данным издания «Бизнес-Вектор» за 2020 год. За минувший год, несмотря на пандемию, объемы производства приросли почти на четверть (+23%).

Самая большая доля рынка у производителей тканей (около 25% годового оборота отечественного рынка), их оборот достигает 65 миллиардов рублей.

Второй по популярности товар — постельное белье. Доля рынка около 25%. Годовой оборот в этом сегменте 52 миллиарда рублей.

Для сохранения оборотов эксперты считают очень важной государственную поддержку отрасли.

«Надо сохранить поддержку, которая была. Субсидируется порядка 3 миллиардов рублей на различные виды субсидий. Здесь понятно, чем больше будет субсидий, тем больше будет доля российских производителей на этом рынке», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Господдержки не хватает

Госрегулирование в новом году значительно усложняет работу текстильных предприятий.

С нового года в России стала обязательной маркировка домашнего текстиля (таких как покрывала, пледы и полотенца, постельное белье, скатерти и салфетки, обивка мебели, шторы, подушки). Обязательной маркировке пока не подлежат только шарфы и любая одежда, пошитая на заказ. Остальные предприятия несут обязательства по маркировке своей продукции.

Маркировка задумана правительством как способ вывести текстильный рынок из тени. По оценкам отраслевых предприятий, доля контрафакта в этом сегменте на территории может достигать 25% от объемов продаж в России.

Производители неизбежно понесут дополнительные затраты. Чтобы восполнить издержки, участникам отрасли необходимы дополнительные стимулы в виде новых форм поддержки, считают в ТПП России.

«Необходимо закупать это оборудование [для маркировки], внедрять программный продукт и все, что с этим связано. Было бы правильным помогать предприятиям, по крайней мере субсидировать ставки по кредитам, которые они берут для того, чтобы это внедрять. Особенно для малых предприятий софинансировать внедрение этого оборудования с последующей отдачей при реализации», — отметил Катырин.

Рынок без заказчиков

На Ставрополье текстильное производство угасло за последние 30 лет. Процедуру банкротства и ликвидации прошли 34 предприятия (около 20% всех текстильных производств, зарегистрированных за это время).

Наиболее прибыльным для отрасли на Ставрополье был 2016 год. Тогда чистая прибыль предприятий в этом сегменте составляла более 25 миллионов рублей. С тех пор прибыльность производства значительно сократилась — до 7 миллионов рублей в 2017 году. В следующем 2018-м произошел небольшой рост — до 12 миллионов рублей.

Сейчас действующими числятся около 130 текстильных производств на территории Ставропольского края, по данным СПАРК-Интерфакс. Исправно сдают налоговую отчетность меньше 40 предприятий. По остальным данных налоговой отчетности не поступало как минимум последние 4 года. Это может быть связано с тем, что фактически предприятия не работают.

Истории неуспеха складываются по-разному, но большинство из них объединяет одна основная проблема — отсутствие стабильного спроса.

«В Ставрополе это не очень востребовано, потому что профильных организаций, которые были бы настолько заинтересованы в этой сфере, которые без этой продукции не смогли бы прожить, не так уж и много. И все эти организации уже с кем-то работают. Переманить заказчиков от старых партнеров и делать с тем же качеством будет очень сложно — новому производителю придется предложить такие цены, которые будут выгоднее, чем раньше. А это риск недостаточного заработка для самого производителя», — рассказал управляющий проекта в Ставрополе по производству текстиля, который так и не был запущен. После нескольких этапов анализа рынка инвестор посчитал запуск нерентабельным.

Пандемия, по словам собеседника, тоже негативно сказалась на отрасли. Потенциальные заказчики стали экономить, отказываясь от более дорогостоящих технологий.

«Этот сегмент относится к такому виду деятельности, которая не очень востребована, поскольку по ковиду был жесткий спад… Заказчики, такие как рестораны, спортивные организации, они ищут где сэкономить. Допустим, фотопечать обходится в 3 раза дешевле, чем вышивка», — рассказал собеседник агентства.

"