Posted 12 января 2020, 07:44

Published 12 января 2020, 07:44

Modified 16 октября 2022, 18:26

Updated 16 октября 2022, 18:26

Громкие банкротства и миллиардные иски: как жил бизнес Ставрополья в 2019 году

12 января 2020, 07:44
NewsTracker представляет обзор самых заметных бизнес-историй, судебных исков и банкротств в Ставропольском крае за прошедший год.

Подводя итоги года, нельзя не вспомнить о том, каким он был для бизнеса. За прошедший год мы стали свидетелями сокрушительных банкротств, расточительных покупок и ожесточенных конфликтов. Вспомним самые значимые из них по версии NewsTracker.

Самые громкие банкротства

В 2019 году было много заметных споров между компаниями. Мы проанализировали данные Арбитражного суда Ставропольского края и пришли к некоторым интересным выводам.

За год на Ставрополье рассматривалось 60 исков с заявленными требованиями свыше 100 миллионов рублей. Примечательно, что вся первая десятка крупнейших исков – это дела о банкротстве. Это закономерно, поскольку компании подают на банкротство только тогда, когда сумма долгов становится действительно значимой.

И вот тройка самых крупных банкротных историй 2019 года:

  1. ООО Автомобильная компания «Ставрополь Авто» – 6,88 миллиарда рублей. Инициатором процедуры банкротства завода по сборке внедорожников в Михайловске стал «Московский индустриальный банк» (МИнБанк, ПАО). Сам банк лишился лицензии в начале 2019 года и перешел под управление Агентства по страхованию вкладов. Ранее кредитная организация была подконтрольна чеченскому предпринимателю Абубакару Арсамакову. «Ставрополь Авто» заявила о проблемах еще в конце 2018 года. Тогда компания, принадлежащая семье бывшего сенатора Вячеслава Дерева, прекратила производство на заводах в Михайловске и Черкесске. Сейчас банкротство автомобильного производства выглядит более чем вероятным: власти уже подумывают забрать территорию предприятия под индустриальный парк.
  2. Бывшие компании опального олигарха Мкртчана против сельхозпредприятий Ставрополья. На втором месте нашего мини-рейтинга – два иска, поданных «Ревякинским металлургическим комбинатом» (РМК, Тульская область) против ставропольских сельхозпредприятий АО «Надежда» и ООО «Турксад». РМК требует взыскать с «Надежды» 6,85 миллиарда рублей по кредитным договорам 2011 и 2015 годов. «Турксад» выступает как соответчик, поскольку компания была поручителем по этим кредитам. Примечательно, что РМК ранее принадлежал донбасскому олигарху Олегу Мкртчану, который сейчас находится под арестом по обвинению в мошенничестве. А «Надежда» и «Турксад» фактически подконтрольны Гасану Гасанову – предпринимателю, который был директором еще одного банкрота ООО «СтавСталь» в Невинномысске. Гасанов и Мкртчан – бывшие бизнес-партнеры. Говорят, что Мкртчан был фактическим владельцем «СтавСтали», которую они вместе благополучно довели до банкротства.
  3. Банкротство сети автосалонов «Модус». Несостоятельными могут признать и 8 компаний Алексея Лещенко, которые управляют автосалонами «Модус» и «Автодом». В общей сложности структуры Лещенко задолжали банкам более 20 миллиардов рублей. И с таким показателем эта история могла бы возглавить наш чарт. Однако иски к отдельным предприятиям более скромные. Четырем компаниям – ООО «Автодом», ООО «Автодом Плюс», ООО «Модус Пятигорск» и ООО «Ставрополь Эстейт» – предъявлены иски в размере от 2,92 миллиарда до 3,5 миллиарда рублей.

Среди известных компаний, которые сейчас находятся на разных стадиях банкротства, можно также отметить металлургическую компанию ООО «СтавСталь», фармацевтический концерн ООО НПК «Эском», винно-коньячные предприятия Владимира Кэссиди и другие.

Государство против бизнеса и наоборот

Государственный надзор за бизнесом не ослабевает, несмотря на все разговоры и благие намерения власти. В ушедшем году ставропольские компании чаще всего судились с госорганами как раз из-за неправомерных, по их мнению, решений и предписаний. В самом простом виде схема выглядит следующим образом: надзорный орган проводит проверку – выдает предписание или штрафует – компания не соглашается и подает в суд. А вот исход может быть непредсказуемым.

Представляем рейтинг компаний, которые чаще и громче других спорили с властями из-за нарушений и предписаний:

  1. ООО «Ставропольский бройлер». Крупнейшая птицеводческая компания региона, подконтрольная одному из самых богатых предпринимателей Ставрополья Виктору Наурузову, периодически попадает в истории с загрязнением окружающей среды. Только в 2019 году закончился спор с Россельхознадзором, который длился четыре года. Компанию обвинили в уничтожении более 5 тысяч квадратных метров земель сельхозназначения в Шпаковском районе из-за неконтролируемого сброса сточных вод. Промоины на полях были обнаружены еще в 2015 году, но только в 2017 компанию обязали рекультивировать поврежденные земли. В итоге время было потеряно и «Ставропольский бройлер» через суд добился права не возмещать причиненный почвам ущерб. В конце 2019 года к компании вновь возникли претензии из-за загрязнения земли сточными водами. На этот раз в Росприроднадзор обратился житель Шпаковского района. Дело сейчас рассматривается в Арбитражном суде Ставропольского края.
  2. ГУП «Крайтеплоэнерго». В конце августа Кавказское управление Ростехнадзора провело проверку, в ходе которой выяснилось, что ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» фактически сорвало собственный план по капитальному ремонту. Например, с мая по июль должны были отремонтировать две котельные в Предгорном районе и заменить участок теплосети. Однако этого сделано не было. Компания не проводила и запланированные ремонтные работы на кровле одной из котельных, и замену горелок и насосов. В самом госпредприятии на запрос NewsTracker ответили отпиской. В ответе говорится, что «мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду выполнены в необходимом объеме для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей». Паспорта готовности получены на все объекты предприятия, говорится в письме.
  3. ООО «Ставролен». Дочернее предприятие «Лукойла» – нефтехимический завод в Буденновске «Ставролен» допустил нарушения экологического законодательства. Росприроднадзор выяснил, что производитель полиэтилена неправильно проводил мониторинг воздействия на окружающую среду. В итоге предприятие могло загрязнять подземные воды свинцом и другими токсичными веществами, даже не зная об этом.

В течение года были и другие заметные конфликты между коммерческими организациями и государственными надзорными органами – противостояние вокруг нелегальной свалки в Благодарном, попытки экологов запретить деятельность мусоросортировочной станции в Кисловодске и другие.

Закупки, которые нас удивили

Еще одна тревожная тенденция для частного бизнеса во всей России – это сильная зависимость от государственного заказа и госкапитала. Зачастую доступ к госзаказам для компании является едва ли не единственным источником доходов. И тут все средства хороши: коррупция, кумовство, нечестная конкуренция, а иногда и откровенный криминал – чтобы выжить, бизнес и окологосударственные компании готовы на многое.

Мы проанализировали самые необычные, расточительные и сомнительные закупки 2019 года и составили этот рейтинг:

  1. Сын депутата заправляет машины думы. В сентябре 2019 года ГКУ «Автобаза Правительства Ставропольского края» объявило аукцион на право поставки топлива для машин правительства и думы края в первом полугодии 2020 года. Первоначальная цена закупки была свыше 18 миллионов рублей. На аукцион поступило две заявки. Победителем стало ООО Производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект». Эта компания владеет сетью автозаправок «Октан». Собственником компании является Андрей Гонтарь – сын председателя фракции «Единая Россия» в краевой думе депутата Юрия Гонтаря. Остается надеяться, что компания Гонтаря-младшего выиграла тендер исключительно в силу своих конкурентных преимуществ, а не за счет влияния отца-парламентария.
  2. Mercedes для «Газпрома». В августе 2019 года компания «Газпром трансгаз Ставрополь» объявила закупку автомобиля. Дочка газового монополиста хотела непременно Mercedes S560 в люксовой комплектации. За роскошный автомобиль компания выложила 9,6 миллиона рублей. Интересно, что цена одной этой машины превышает всю прибыль компании за 2018 год, которая составила лишь 9,3 миллиона рублей. Видимо, национальное достояние можно возить только на шикарных немецких автомобилях.
  3. Сорванный тендер «Домостроя». Не всем компаниям так везло с щедрыми государственными закупками. Вот, например, пятигорская дорожно-строительная фирма «Домострой» дагестанского предпринимателя Нурудина Курбанова так и не смогла получить подряд на ремонт улиц в Ессентуках. Компания даже обратилась в ФАС с жалобой на якобы необоснованное отклонение заявки. Но антимонопольная служба не нашла нарушений. Примечательна эта история тем, что ООО «Домострой» ранее уличили в срыве сроков ремонта важной транспортной магистрали – участка федеральной трассы «Астрахань – Элиста – Ставрополь» возле села Дербетовка Апанасенковского района. Тогда общественники даже призывали внести «Домострой» в черный список недобросовестных исполнителей, чтобы лишить компанию доступа к госзаказу.

Впрочем, скандальным и сомнительным госзакупкам можно было бы посвятить отдельный материал. Благо, за примерами далеко ходить не надо. Вспомнить хотя бы непотопляемый бизнес депутата Александра Дыдымова, который раз за разом получает выгодные госконтракты от Министерства обороны несмотря на то, что регулярно срывает их. Или скандал с госзакупками при строительстве легкоатлетического манежа в Ставрополе, который привел к уголовному преследованию депутата краевой думы и отставке сразу двух министров.

Подпишитесь