Posted 11 октября 2021, 11:39
Published 11 октября 2021, 11:39
Modified 16 октября 2022, 19:17
Updated 16 октября 2022, 19:17
В Ставрополе в октябре начался суд по уголовному делу 24-летнего Алексея Смелова. Его обвиняют в распространении наркотиков. Сам обвиняемый и его родственники утверждают, что молодой человек не имеет отношения к наркотикам, а в полицию он попал, чтобы оперативники и следователи могли улучшить свою статистику.
В пользу этой версии говорят нестыковки и странности в материалах дела. В частности, сам Алексей Смелов не смог во время следственного эксперимента указать, где он якобы прятал наркотики. При обыске в квартире его родителей, где он живет, не нашли и следа запрещенных веществ. Кроме того, показания полицейских расходятся с действительностью и противоречат друг другу.
Девять месяцев в СИЗО
Молодой музыкант Алексей Смелов находится в СИЗО Ставрополя уже девять месяцев. Как сообщал NewsTracker, его задержали 6 января 2021 года якобы за мелкое хулиганство. Ехавшие в машине с закрытыми окнами полицейские тогда «услышали», как молодой человек матерился на улице. Его сразу же задержали и повезли в участок.
О том, что Алексей задержан, его мать Татьяна Смелова узнала только два дня спустя. Забеспокоилась она не сразу — сын часто уезжал со своей группой на гастроли и мог пропадать днями, но всегда сообщал, где он. Но когда его телефон был недоступен уже второй день, мать встревожилась. Все стало ясно, когда 8 января ей поступил звонок от адвоката. Он сообщил ей страшную новость: Алексей в полиции, его подозревают в распространении наркотиков.
Женщина не могла поверить: ее Алеша никогда не притрагивался к наркотикам, всегда был на хорошем счету и в школе, и среди знакомых, увлекается музыкой. Но для полиции такие, как он — самая легкая добыча. Парень из многодетной семьи без больших связей, за себя постоять явно не сможет. Поэтому следователь сразу принял решение — сажать любой ценой.
Но на этот раз полицейские, видимо, второпях, наделали несколько ошибок, на которые указывают родственники Алексея. Изначально молодой человек был задержан административно по делу о мелком хулиганстве. Официально он был освобожден уже на следующий день, 7 января в 10.20 мск. Но в тот же день, в 09.00 мск его прямо из камеры административно задержанных повезли на следственные действия — искать места, где он якобы спрятал наркотики.
Поскольку спустя полтора часа Смелов уже был формально свободным человеком — ему назначили штраф в 1 тысячу рублей и должны были отпустить — возить его в наручниках на следственные действия полицейские не имели права.
Родные обвиняемого подали заявление в Следственный комитет, чтобы полицейских привлекли к установленной законом уголовной ответственности по статьям о превышении полномочий и незаконном лишении свободы.
После первого отказа в возбуждении уголовного дела родные Алексея обратились в прокуратуру. Но к тому времени отказ был отменен начальником следственного отдела. Заявление на полицейских направили тому же следователю Ставропольского межрайонного следственного отдела А. В. Дубовику. И он во второй раз написал тот же самый отказ.
«Следователь просто выждал месяц и отказал еще раз. И даже не стал утруждать себя выдумывать что-то новое, просто написал то же самое, что и в прошлый раз. Документ совпадает с предыдущим до запятой, просто датируется новым числом. Непонятно, что за отношения у следователя с этими сотрудниками полиции, если он готов открыто пренебречь и начальством, и тем фактом, что дело предано огласке», — рассказал NewsTracker брат обвиняемого Дмитрий Смелов.
В своем отказе следователь Дубовик повторно указал, что полицейские «добросовестно заблуждались» — они просто не знали, что не имели права задерживать Алексея и возить его в наручниках.
«Опрошенные в ходе проверки Маврин А.В. (оперуполномоченный — прим. ред.) и Лапунова Н.А. (следователь по делу Смелова) пояснили, что им не было известно, что Смелов А.Л. был освобожден от административного задержания, в связи с чем к нему и были применены спецсредства в виде наручников, так как они считали, что он является административно задержанным. После того, как Маврину А.В. стало известно об освобождении Смелова А.Л. из-под административного задержания, он сразу же был освобожден. В связи с чем в действиях Маврина А.В. отсутствует состав преступления, так как он добросовестно заблуждался относительно противоправности своих действий», — говорится в заключении следователя Дубовика от 23 сентября 2021 года.
Новые нестыковки
Но эту версию следователя Дубовика легко разбивают материалы самого уголовного дела Смелова. В них есть документы, которые явно доказывают, что оперуполномоченный Маврин и следователь Лапунова не могли не знать, что Смелов утром 7 января был освобожден.
Дело в том, что, как указывает оперативник Маврин, он отпустил Смелова после следственных действий около 18.00 мск 7 января. При этом он якобы не знал, что Смелов был официально освобожден еще утром. Но, как следует из протокола административного задержания, вещи Смелову выдали еще в 10:20 мск утра. То есть оперуполномоченный, увидев Смелова с вещами, готового идти домой, не мог не знать, что парень уже освобожден.
«То есть говорить о том, что кто-то не знал об окончании задержания, невозможно. И если дежурный настаивает на том, что это не так, то получается, он внес ложные сведения в протокол, а это уже служебный подлог. То есть к тому, что уже есть, добавляется еще одно нарушение со стороны дежурного, составившего протокол, которое в очередной раз „случайно“ не заметил следователь Следственного комитета», — говорит Дмитрий Смелов.
В конце концов, что это за отдел полиции, в котором никто ничего не знает о задержанных — когда и как их задержали, когда отпустили и каков их статус, рассуждает брат обвиняемого. При этом полицейские безошибочно угадывают в молодом человеке «наркоторговца» и определяют, что он «склонен скрыться от органов», и на основании этого сажают его в СИЗО, не имея твердых доказательств его вины.
Сейчас мать и брат Алексея Смелова написали жалобы в прокуратуру на действия следователя Дубовика, который не рассмотрел все их заявления, а написал отказ в возбуждении уголовного дела только по двум из пяти.
Тем временем в суде по делу Смелова уже допросили первых свидетелей. И родственники Алексея Смелова надеются, что все имеющиеся нарушения в деле помогут судье принять справедливое решение, иначе 24-летний музыкант может надолго попасть в тюрьму за то, чего не делал.