Posted 11 октября 2020,, 17:31

Published 11 октября 2020,, 17:31

Modified 16 октября 2022,, 18:38

Updated 16 октября 2022,, 18:38

Зачем из центра Ставрополя сделали «мемориальное кладбище»

11 октября 2020, 17:31
Почему памятники почетным гражданам края устанавливают вне закона, Аллея Почетных граждан в центре Ставрополя напоминает некрополь, а сами пилоны называют памятником социальному неравенству, разбирался корреспондент NewsTracker.

Некрополь для живых

Во время прошедшего в сентябре Дня города Ставрополя и Ставропольского края в столице региона открыли сразу 4 новых пилона с барельефами почетных граждан Ставрополя и 2 — края. Для многих горожан стало открытием, что существуют две разные Аллеи почетных граждан, и они совершенно между собой не связаны.

Другие же высказывали свое недовольство большим числом пилонов. Так, например, писатель Иван Любенко на своей странице в социальной сети написал, что центр города Ставрополя постепенно превращается в мемориальное кладбище.

«Даже при большевиках не было столько мемориалов в центре. И каждый новый день города начинается с торжественного открытия новых памятников, или, как их называют, пилонов. Стоит чиновничий отряд в масках строго в ряд, и рутинно течёт одна и та же процедура. Ничуть не хочу принизить заслуги тех, кому эти памятники ставят, но разве нет другого способа проявить дань уважения к этим людям?», — писал Любенко.

В сообщении он высказал мнение многих горожан «Зачем Ставрополю целых две аллеи почетных граждан?»

И действительно зачем?

Дело в том, что одна аллея создана для жителей города Ставрополя еще 40 лет назад — она расположилась на проспекте Октябрьской революции, между стадионом и специальной коррекционной школой № 36, бывшей Ольгинской гимназией.

На второй открывают пилоны в честь жителей Ставропольского края. Она протянулась от площади Ленина почти до улицы Ленина.

И на каждой из этих полей установлено почти по 40 пилонов с барельефами.

«В Ставрополе давно построена аллея почётных граждан, то есть горожан, внесших вклад в развитие города, ну вот и здорово — ставьте памятники там. Зачем придумали ещё ставить памятники у здания бывшего политеха, что на Маршала Жукова для жителей края? Какая-то памятникомания у чиновников краевого уровня. Ну живет человек в Невинномысске, там и ставьте ему памятник, если хотите», — пишет Иван Любенко.

Нестыковки в документах

NewsTracker изучил документы о звании «Почетного гражданина» города и края, чтобы разобраться в основаниях установки бесконечных памятников в центре города. Так, в положении о жителях города установка пилона прописана отдельным пунктом.

«В честь Почетного гражданина города Ставрополя на Аллее Почетных граждан города Ставрополя устанавливается пилон с барельефом Почетного гражданина города Ставрополя», — указано среди прочих бонусов за получения звания вроде премии и бесплатного проезда на общественном транспорте.

А вот в положении о Почетном жителе Ставропольского края ни о каких аллеях, памятниках, пилонах и барельефах речи не идет. Получается, что они стоят там незаконно и земля под аллею выделена неизвестно по какому документу.

Председатель Ставропольской региональной организации «Союза архитекторов России» Виктор Маркелов в беседе с корреспондентом подчеркнул еще один недостаток краевой аллеи — общий вид. По его мнению, Аллея Почетных граждан города Ставрополя выполнена аккуратней. Во-первых, она находится в своем собственном сквере, и у гуляющих людей есть выбор, заходить туда или нет. В то время, как Аллея Почетных граждан Ставропольского края расположена практически на главной площади краевой столицы.

«Я не против пилонов, но сейчас они действительно выглядят как некрополь, потому что многих из граждан уже нет в живых. А недавно я проходил там ночью и мне открылась мрачная картина — ряд этих темных столбов с контровым светом. Были бы они веселые, хорошо освещенные, выглядело бы это иначе, а сейчас их внешний вид действительно напоминает надгробия», — пояснил собеседник.

Если говорить о внешнем виде, то бросается в глаза разница между аллеями — на городской — пилоны светлые и выглядят не так траурно.

Социальное неравенство

Краевая же аллея, по мнению Виктора Маркелова, размещена крайне неудачно. Возможно, перенесение пилонов внутрь аллеи и расположение их среди деревьев снизило бы напускную мрачность.

«Беда с этими почетными гражданами еще и в том, что, глядя на пилоны, складывается впечатление, что кроме чиновников у нас никто не работает. Там нет, например, культурных деятелей, последний был художник Павел Гречишкин», — посетовал собеседник.

К слову, Гречишкин попал сразу в 2 списка: и в почетных жителей города, и в почетных жителей края.

А на тему уничижения труда творцов Маркелов вспомнил недавнюю историю вокруг театрального сквера, которому дали имя экс-главы города Андрея Джатдоева, а не архитекторов, которые его создавали. Хотя в СССР было иначе — когда кинотеатр «Орленок» был признан лучшим специализированным детским кинотеатром, грамоты вручили плотникам, штукатурам и другим рабочим, но не самому Маркелову, который было архитектором проекта.

«Сейчас наоборот — установка всех этих пилонов и присвоение званий чиновникам просто обесценивает рабочий труд. Получается, что работа идет только в кабинетах. Такое впечатление создается, что научились зарабатывать деньги и решили по быстрому увековечиться. Хотя я не знаю, конечно, может там действительно много достойных людей. Но сейчас там ПартХозАктив, как я это называю», — считает архитектор.

Маркелов обратил внимание на то, что раньше рядом с чиновником бы установили рабочего, колхозницу и интеллигента, чтобы было социальное равенство, а не только самих себя.

По его мнению, в итоге получилось несправедливо, пафосно и мрачно, хотя среди увековеченных есть живые люди, но выглядит иначе. NewsTracker попытался выяснить, сколько же среди «увековеченных» живых, но это оказалось не так просто. Списка такого нет, а в библиографических справках не у всех указаны годы жизни, в список бессмертных, например, попала ставропольская поэтесса Валентина Сляднева. Но около половины почетных граждан края уже не входят в число живых.

В документах о городской аллее все понятней, там в положении прописано, что пилоны устанавливаются в том числе историческим деятелям — купцам, революционерам и другим. В положении о почётных граждан края нет никаких подробностей.

Культ кладбища, культ смерти — это своеобразный инструмент, успешно использованный в советском союзе. Казалось бы, сейчас другая страна и инструменты надо менять, но наследие слишком сильно. Однако архитектор отметил, что таблички у многих организаций и аллеи почетных работников выглядят как надгробия до сих пор. Так что это скорее массовое явление, которое устраивает всех.

"