Posted 11 сентября 2020,, 12:56

Published 11 сентября 2020,, 12:56

Modified 16 октября 2022,, 18:46

Updated 16 октября 2022,, 18:46

«Кормушка для власти». Как выживает судоходное производство в степном Ставрополье?

11 сентября 2020, 12:56
Почему водный туризм и частное судовладение не получили развития в России, несмотря на статус одного из самых обеспеченных водными ресурсами государств, разбирался корреспондент NewsTracker.

Лидер-аутсайдер

Россия одно самых обеспеченных водными ресурсами государств (впереди только Китай). Русла реки и озера на территории РФ занимают свыше 100 тысяч километров. Однако практика частного владения судами и водный туризм у нас до сих пор в зачаточном состоянии.

В России около 2 миллионов частных маломерных судов, и каждый год их количество увеличивается примерно на 100 тысяч единиц. К маломерным судам относятся всевозможные лодки (надувные, моторные, гребные и парусные, байдарки), а также гидроциклы, катера и катамараны. Это судна не более 20 метров в длину, рассчитанные не более чем на 12 человек вместе с командой и пассажирами.

Ежегодные обороты продаж маломерных судов в России порядка 11 миллиардов рублей. Но полноценный рынок до сих пор нельзя назвать сформированным.

«У нас причальные стенки хорошие для малых судов сделаны в трех городах: Москва, Санкт-Петербург и Сочи. У нас очень сложно открыть заправочные станции на воде. Водных магазинов нет вообще. Так построено законодательство, что их открыть невозможно. Нелегальные есть, легальных нет», — вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

С этими причинами он связывает отсутствие рынка малых судов для индустрии развлечений. В результате экономика отрасли стагнирует, как минимум, последние два года. За это время финансовые обороты почти не изменились.

Роль отечественных производств постепенно растет с 2015 года, сейчас российские производители занимают больше половины рынка.

Катера и лодки занимают самую большую долю рынка. Стальные яхты — самые редкие на этом рынке машины (доля рынка около 4%, годовой оборот 500 миллионов рублей). Наиболее востребованы алюминиевые катера и лодки (доля рынка 36%, годовой оборот около 4 миллиардов рублей). На втором месте катера из пластика (доля рынка около 30%, годовой оборот около 3,5 миллиарда рублей). Примерно такая же доля рынка у остальных малых судов, в том числе из ПВХ и дерева.

Яхтинг в ставропольских степях

Ставрополье — засушливый и далеко не самый подходящий регион для развития судостроения. В крае всего около 200 рек и небольших речек.

Единственный производитель, зарегистрированный по данным СПАРК-Интерфакс в Ставропольском крае, фирма ООО «Скатъ». Предприятие работает в Невинномысске с 2017 года. Судя по разрешенным видам деятельности, занимается техническим обслуживанием маломерных судов.

Финансовое состояние единственного представителя отрасли в крае оценить сложно. В открытых источниках указан только небольшой уставной капитал предприятия — 10 тысяч рублей. Это исчезающе малая доля на российском рынке (общий капитал отечественного производства маломерных судов оценивается в 2,5 миллиарда рублей).

Потребителей такого оборудования на Ставрополье тоже крайне мало. Единственный заметный в крае яхт-клуб «ЯхтКлуб26»[lp1] базируется на Новотроицком водохранилище. Но как таковых услуг не предоставляет.

«Маломерные суда у каждого из товарищей есть, которые у меня на берегу, поэтому я организовал яхт-клуб. И маломерные суда нужны им для личного пользования: кто-то катается сам, кто-то катает друзей», — рассказал организатор клуба.

Прибыльный бизнес на яхтинге в Ставропольском крае, по его мнению, невозможен. Основные препятствия: заоблачные требования к получателям лицензии и минимальный спрос на услуги, связанные с яхтигном.

«Цель использования судов в данном случае — это просто отдых. Заработать на этом, конечно, невозможно. Мне законодательство запрещает. Прокат судов еще худо-бедно возможен, но брать в прокат могут только люди с правами судоводителя. Таких людей почти нет. Особенно, когда напьются, тогда уж точно никому не сдадим. А что касается аренды судов, законодательство запрещает — неподъемная ставка получения лицензии. Она таких денег стоит, что никакого варианта нет даже заниматься этим», — рассказал собеседник агентства.

Самыми экономически активными «участниками рынка» оказываются надзорные органы.

«Зарабатывает на этом прокуратура, которая штрафует ребят, осекшихся на этом. Как и везде в нашем государстве зарабатывают правоохранительные органы. Случаи штрафов у нас есть. Штрафуют в среднем на 50 тысяч рублей [Заинтересованных] структур достаточно много, не только прокуратура — тот же ГИМС [Государственная инспекция маломерных судов], то же МВД. Это на самом деле просто кормушка для власти», — рассказал собеседник агентства.

Оба бизнеса, связанных с маломерными судами («Скат» и яхт-клуб) поддерживают свое существование за счет сопутствующей деятельности.

Производственное предприятие, кроме производства судов, имеет еще с десяток разрешенных видов деятельности: ремонт и техобслуживание судов, лодок; строительство жилья и коммерческой недвижимости зданий, портовых сооружений; очистка дна и берегоукрепление; услуги столяра и плотника; внутренние отделочные работы; наконец, естественнонаучные исследования. При этом предприятие зарегистрировало всего 1 штатного сотрудника, по данным СПАРК-Интерфакс.

С яхт-клубом, помимо деятельности водного транспорта, связано также пивоваренное и винодельческое производство, станция техобслуживания, сдача жилья и коммерческой недвижимости в аренду.

"