Posted 10 ноября 2018, 06:03

Published 10 ноября 2018, 06:03

Modified 20 августа, 17:30

Updated 20 августа, 17:30

Фирмы-однодневки захватили рынок грузоперевозок на Ставрополье

10 ноября 2018, 06:03
Транспортные компании обслуживают только 30% рынка грузоперевозок, остальное производители и заказчики доставляют самостоятельно. Но даже эта небольшая доля на Ставрополье на 70% захвачена фирмами-однодневками, которые буквально обкрадывают перевозчиков.

Как рынок выживает в таких условиях, выяснял корреспондент NewsTracker.

Большой неосвоенный рынок

На дорогах России около 6,5 миллиона грузовиков, которые ежегодно перевозят порядка 5,5 миллиона тонн грузов, по информации издания «Бизнес-Вектор». Однако транспортные компании, которые строят бизнес на грузоперевозках, обслуживают меньше трети этого объема. Остальное своими силами доставляют владельцы грузов.

Тем не менее объемы рынка коммерческих грузоперевозок составляют около 730 миллиардов рублей. Столько в прошлом году заплатили транспортным компаниям за перевозку около 1,6 миллиарда тонн грузов. По сравнению с прошлым годом денежные обороты в отрасли увеличились на 15%.

Все большей популярностью пользуется услуга доставки сборных грузов, когда в рейс отправляются грузовики с несколькими грузами от разных заказчиков. Транспортные компании рассчитывают, что в текущем году «сборный» сегмент принесет оборот более 180 миллиардов рублей. Здесь рост обеспечивается в основном за счет доставки товаров из интернет-магазинов и прочих онлайн-сервисов. Обороты этого сегмента прирастают на 20-30% каждый год.

Смена специфики рынка приводит к постепенному отказу от услуг РЖД, потому что появляется необходимость доставки по адресу.

«У нас редко какой производитель имеет у себя под боком железную дорогу. Подавляющее большинство - 99% - это надо довезти до железной дороги. А чаще всего в последнее время вообще используют автомобильный транспорт, чтобы от двери до двери доставить: от грузоотправителя до грузополучателя», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Частники загнаны в тупик

В Ставропольском крае насчитывается около 500 транспортных компаний, которые занимаются автомобильными грузоперевозками, по данным СПАРК-Интерфакс. Однако задекларированные обороты не превышают 176 миллионов рублей, по сведениям СПАРК за 2017 год. Налоговая отчетность от 90% фирм отсутствует.

Основной причиной может быть несправедливая и не вполне законная схема посредничества между владельцами грузов и перевозчиками, утверждают представители отрасли. Предприниматели дальнобойщики практически отрезаны от непосредственного заказчика фирмами-посредниками.

Посредники получают заказы на перевозку из первых рук — от местных предприятий, производителей — и на удобных для себя условиях предлагают контракты индивидуальным предпринимателям. Иногда от этого стоимость контракта падает ниже себестоимости маршрута, иногда после доставки груза такие фирмы закрываются, а их учредители исчезают. Каждую неделю, по его словам, в крае случаи затягивания оплаты повторяются по 2-3 рейсам.

«Какие-то друзья, знакомые договариваются с производителем груза, им отдел сбыта сбрасывает загрузки. Им нужен только стол, ручка, листочек, компьютер и телефон. Они просто воруют деньги. Например, стоит рейс на Москву 50 тысяч рублей, они передают его перевозчику за 35», — пояснил руководитель регионального отделения объединения перевозчиков России по Ставропольскому краю Юрий Распопов.

Посредники также регулярно задерживают оплату рейсов, отмечает Распопов. В лучшем случае перевозчик ждет оплаты в течение полутора месяцев, предварительно оплатив все возможные расходы на топливо, текущий ремонт фуры, страховку груза.

Частные перевозчики, по мнению Распопова, оказываются в тупике. Заработанные деньги делятся на три части. Одну из них получает водитель, другую — владелец фуры, и третья идет на ремонт машины. И по всем этим статьям расходы, по словам Распопова, снижены до предела под давлением увеличивающихся топливных акцизов, растущей стоимости платных трасс, введения системы «Платон».

«До введения системы “Платон” люди еще могли выживать. Но следом была волна повышения цен на топливо. Естественно, все запчасти подорожали. Теперь, я считал, у меня даже не в ноль, у меня даже в убыток. Приходится экономить. Но на чем экономить? Либо покупать левое топливо, значит, убить машину. Либо снизить зарплату водителю, но он не сможет выжить на еще более низкую зарплату. Либо не вкладывать в машину, но это же самый настоящий убийца на дороге, если резина, например, “лысая”. То есть попытки экономить вообще бессмысленны», — пояснил собеседник агентства.

Единственный выход, по словам Распопова, в повышении ставок на грузоперевозки, которые в свою очередь приводят к повышению цен в магазинах.

«Если я поднимаю ставку, да, я зарабатываю. Но когда я приезжаю домой и иду в магазин за продуктами… Я сам поднял ставку, чтобы потом по цепочке поднялась цена в магазине», — отмечает Распопов.

Ситуация усугубляется транспортными компаниями из других регионов, которые, по словам Распопова, занимаются демпингом, то есть занижают цены настолько, что местным водителям становится невыгодно продолжать работать.

Подпишитесь