Из Пятигорска – в Магадан: за что потребовали сослать архиепископа Феофилакта

Аналитика
Из Пятигорска – в Магадан: за что потребовали сослать архиепископа Феофилакта
Из Пятигорска – в Магадан: за что потребовали сослать архиепископа Феофилакта
10 июня, 09:58Олег ДубровинФото: Maarten Takens/CC BY-SA 2.0/flickr.com / vk.com/club145932337/pxhere.comколлаж
После проведения служб в древних аланских храмах в КЧР Конгресс карачаевского народа потребовал сослать архиепископа Пятигорской и Черкесской епархии Феофилакта в Магадан, в причинах разбирался NewsTracker.

Жемчужина Кавказа

Не всем известно, что старейшие христианские храмы на территории России находятся в Карачаево-Черкесии – это Шоанинский и Сентинский в Теберде и Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический храмовый комплекс, состоящий из Северного, Среднего и Южного храмов. Эти строения датируются X веком. На противоположном от комплекса берегу Большого Зеленчука расположена самая древняя наскальная икона в нашей стране.

Ранее глава КЧР Рашид Темрезов подписал указ о создании «Аланского христианского центра» («АХЦ»), подведомственного Министерству туризма и молодежной политики КЧР на территории Нижне-Архызского городища.

Против этого проекта высказался глава Конгресса карачаевского народа Кады Халкечев. В социальных сетях утверждают, что это было сделано после жалобы бывшего директора Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника имени Марии Байчоровой Умара Эльканова. Авторы критических материалов утверждают, что Эльканов противодействовал передаче храмов «АХЦ» из-за потери денег, взимаемых за въезд на территорию Нижне-Архызского городища. В публикациях отмечается, что после передачи храмов в ведение Минтурмола КЧР была проведена проверка, которая выявила, что суммы за посещение храмов, указываемые Элькановым, были занижены в несколько раз, при этом было допущено разрушение нескольких памятников. Другим выявленным фактом, который якобы не устроил проверяющих, стало превращение музея в «семейный подряд» Элькановых, где работали многие члены семьи директора. После этого Эльканов якобы написал заявление на увольнение по собственному желанию.

NewsTracker обратился с вопросами о сохранности храмов и разнице во взимаемых суммах за вход в Нижне-Архызское городище во время принадлежности его музею и «АХЦ» в сам музей и в Минтурмол КЧР.

Исполнявший обязанности директора с 17 октября 2018 года Халит Лепшоков сообщил, что ничего не может сказать про деньги, получаемые при Эльканове с храмов.

А уже 30 октября 2019 года Хаджи-Мурат Умарович Эльканов давал интервью СМИ в качестве директора музея-заповедника.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт время от времени проводит молебны и службы в древних храмах, последняя из которых состоялась 6 мая 2021 года.

«Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в древнем Георгиевском храме на горе Шоана в Карачаево-Черкесии. Архиерею сослужило духовенство республики. С Архипастырем помолились жители близлежащего села Коста Хетагурова, члены осетинской общины, юнармейцы, казаки, военнослужащие воинской части 20096 Военно-космических Сил и многочисленные паломники из разных регионов России. Поздравления главы КЧР передала верующим Первый заместитель руководителя Аппарата главы и правительства республики Надежда Пивоварова», – указано на странице в социальных сетях Южного Карачаево-Черкесского церковного округа РПЦ.

Православные положительно оценивают службы в храмах.

«Архиепископ пытался облагородить территорию, сделать что-то, чтобы там можно было проводить службы, потому что мы прекрасно видим, как в РПЦ все монастыри и храмы находятся в хорошем или идеальном состоянии. Приезжают тысячи людей, я сама вожу сотни людей, и все постоянно возмущаются, почему храмы не могут привести в должный порядок, а на это попросту нет политической воли. Вопрос прежде всего стоит даже не в службах, а в наведении порядка, выполнении ремонта, это возможно сделать в полной мере, только если объекты будут переданы церкви», – рассказала экскурсовод Инна Очкасова, более тридцати лет водящая экскурсии к храмам.

Сослать в Магадан!

Однако происходящее не устраивает определенные силы. Вышеупомянутый Кады Халкечев и еще несколько руководителей общественных организаций написали обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с жалобой на главу Пятигорской и Черкесской епархии.

«Архиепископ Феофилакт с умыслом систематически и целенаправленно нарушает представления Прокуратуры КЧР о безотлагательном устранении нарушения закона и категорическом запрете отправления религиозных обрядов, проводя православные богослужения в недействующих древних аланских храмах древнехристианского периода, для этих целей привлекая военнослужащих, юнармейцев, казаков, представителей части осетинской общины, чем идеологически облекает эти богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления. В итоге, все это создает нездоровую психологическую обстановку в КЧР уже на протяжении многих лет», – указали подписанты.

Они считают, что прихожане уродуют храм, который является памятником федерального значения и особо охраняется государством.

«Данный храм не относится к православным храмам, так как был построен в древнехристианскую эпоху и идеологически функционально был предназначен (в древние времена) для богослужения адептов раннехристианского верования (до разделения церкви на православие и католичество). Также, развешаны баннеры с изложением норм посещения храма, но нет информации о том, чьи это рекомендации, и кто несет ответственность. В попытках придания облика современной практики верования, прихожанами была нарушена аутентичность древнего Чууанинского храма: дилетантскими (кустарными) методами поналепили постройки, которые буквально уродуют сам комплекс, внутри храма копоть от свечей и мусор, которые оставляют посетители», – рассказали авторы обращения.

Происходящее они считают разжиганием розни.

«Все это является почвой для инсинуаций и провокаций, способствующих, разжиганию межнациональной розни в одном из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов страны, не только Карачаево-Черкесской Республики, но и на всей территории СКФО, так как потомками средневековых алан считаются не только карачаево-балкарский народ, но и десятки других народов Кавказа. Негоже священнику быть причиной обоснованного и справедливого недовольства в местности, в которую он направлен как пастырь, попытками рейдерского захвата чужой собственности», – отмечено в документе.

Древние аланские храмы Карачаево-Черкесии не находятся в ведении РПЦ – акцентируют внимание подписанты - и являются исторической основой культурного наследия карачаево-балкарского народа.

«Мы и собираемся установить народный контроль из добровольцев над древними аланскими храмами, если не прекратятся провокации и нарушения законодательства в виде незаконных отправлений религиозного богослужения под руководством архиепископа Феофилакта и со стороны других лиц», – подчеркивается в документе.

В итоге последовали просьбы к патриарху отозвать архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, действия которого влекут разрушение храмов, являющихся древними памятниками культурного наследия федерального и мирового значения.

«В противном случае, мы будем вынуждены обратиться на имя Президента РФ Путина и предстоятеля Константинопольской православной церкви, Архиепископа Константинополя – Нового Рима, Вселенского патриарха, епископа Константинопольского патриархата Патриарха Варфоломея I, чтобы разобрались в складывающейся ситуации, с агрессивными действиями архиепископа Феофилакта», – предупреждают авторы обращения.

Также они выражают мнение, что архиепископу Пятигорскому и Черкесскому целесообразно направиться в Магадан.

«Так не эффективнее ли было бы весь его неугасаемый деятельный (к сожалению, чаще в деструктивных целях) дух направить для восстановления приходов и церквей по стране, а весь этот пыл архиепископа Феофилакта пригодился бы для восстановления православного духа в умирающих деревнях, а также в городах, например, в церквях и храмах Магадана», – сказано в документе.

Фото:blago-kavkaz.ru

«Святыни мирового уровня не могут быть приватизированы»

В пресс-службе пятигорской епархии сообщили, что не получали никаких претензий ни от ККН, ни от собственника – правительства КЧР.

«Конгресс карачаевского народа не связывался с нами по поводу каких-либо претензий, они сразу написали предстоятелю Русской Православной церкви. На наш взгляд, претензии не имеют никаких оснований. Богослужения в древних храмах совершаются с 1989 года в соответствии с действующим законодательством и обязательно с разрешения ответственных представителей собственника, которым является КЧР. Подчеркну, что никаких претензий от представителей собственника мы не получали», – сообщил пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин.

Он выразил мнение, что храмы – достояние всех христиан, вне зависимости от национальности.

Фото:blago-kavkaz.ru

«Храмы датируются серединой и второй половиной X века, когда миссия из Византии прибыла на территорию современной КЧР, и эти храмы не могут считаться ни «доправославными», ни «дохристианскими». Они являются достоянием мирового христианства и святыней для всех верующих, независимо от национальной принадлежности. Святыни мирового уровня не могут быть приватизированы», – подчеркнул собеседник.

К сожалению, денег на их правильную реставрацию нет ни у кого.

«Храмы привлекают множество туристов, большая часть из которых является паломниками и поддерживает экономику региона. И верующих не меньше, чем представителей карачаевского народа волнует состояние храмов и их реставрация. Научная реставрация памятников стоит дорого и недоступна ни епархии, ни республике, поэтому и возникают подобные проблемы», – рассказал представитель епархии.

Не допустить конфликта

Религиовед Олег Петренко напомнил, что «аланская проблема» давно вызывает споры на Кавказе.

«Потомками алан себя считают многие народы, в частности, осетины, которые сейчас исповедуют христианство, и мусульмане карачаево-балкарцы. Поэтому некоторым представителям карачаево-балкарского народа кажется, что, если в аланских храмах будут вестись христианские службы, это «сыграет на руку» осетинам в этом споре. Осетины, в принципе, считают так же. Поэтому властям главное – не допустить разжигания этого огня, оставив «аланские споры» на кафедрах университетов и не выпустить их на улицы», – указал эксперт.

Фото:vk.com/kongress_kn

Текущая ситуация, скорее всего, может быть связана и с банальными экономическими вопросами.

«Храмы – это лакомый кусочек: здесь и туристические потоки, и деньги на реставрацию, и престиж. Поэтому, естественно, многие хотят прибрать их к рукам. Особую обеспокоенность вызывает предупреждение о «народном контроле из добровольцев». Из кого он будет состоять? Что он будет делать? Не пускать людей? Сейчас главное донести до людей, особенно до молодежи, как карачаевской, так и осетинской, как мусульманской, так и христианской, что влиятельные силы хотят заполучить финансовые потоки и сделать их разменной монетой в этой игре», – предположил религиовед.

В данном случае целесообразно перевести храмы в федеральную собственность.

«Храмы до сих пор разрисованы граффити 70-летней давности, в них проваливаются полы, и никто не беспокоился об этом. Однако ни КЧР, ни епархия не обладают достаточными средствами для полноценной реставрации храмов – такие огромные деньги есть только в федеральном бюджете. Поэтому РПЦ передавать храмы не стоит. Есть смысл сделать их федеральной собственностью, чтобы провести максимальное исследование экспертами с последующей реставрацией. Да и местные элиты тогда потеряют к храмам интерес и прекратят разогревать ситуацию», – поделился мнением собеседник.

Фото:blago-kavkaz.ru

Разрешения и запреты логичны лишь при наличии заключения экспертизы.

«Возможно, ККН правы, и копоть свечей влияет на состояние храмов, простоявших тысячу лет. Именно для этого и необходимо экспертное исследование, которое поможет выработать правила: что можно делать в храмах, а что нельзя. После реставрации, скорее всего, из помещений уберут все современные иконы, как не соответствующие историческому облику и ликвидируют новострои рядом, чтобы не портить архитектурный ансамбль. Храмы должны стоять в аутентичном виде. Однако это не причина для запрета служб – в Европе, например, по церковным праздникам в некоторые старинные церкви вносят все необходимое, проводят службу, после чего убирают за собой. Напомню, что собор Василия Блаженного на Красной площади является филиалом Государственного исторического музея, но в нем проходят службы», – подчеркнул эксперт.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter