Posted 10 мая 2020, 07:43

Published 10 мая 2020, 07:43

Modified 16 октября 2022, 18:45

Updated 16 октября 2022, 18:45

Протянут до конца месяца. Как выживают производители медоборудования на Ставрополье

Протянут до конца месяца. Как выживают производители медоборудования на Ставрополье

10 мая 2020, 07:43
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Число заболевших коронавирусной инфекцией ежедневно растет. В России, по последним данным, заболели уже более 188 тысяч человек. Как справляются с нагрузкой производители медицинского оборудования, выяснил NewsTracker.

Бизнес не готов к массовому производству аппаратов ИВЛ

На фоне пандемии коронавируса медицинская промышленность России мобилизовалась. К марту в России в России насчитывалось 40 тысяч аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). В России, по информации издания «Бизнес-вектор», один из самых высоких показателей по количеству аппаратов ИВЛ на каждые 100 тысяч человек.

Весной темпы производства начали резко расти. В апреле, по прогнозам Минпромторга, производство аппаратов ИВЛ должно было вырасти в 8 раз. Планировалось выпустить 800 аппаратов. План производства в мае — 2,5 тысячи аппаратов ИВЛ по всей стране.

Однако к массовому промышленному производству «на поток» российские предприятия пока не готовы, считают эксперты.

«Для того, чтобы массово производить, нужен, конечно, рынок более широкий. Государство должно подумать, как это поручить и соответствующим образом поддержать, чтобы это уникальное оборудование производить здесь», — отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Рынок медицинской техники в России представляют 400 производственных предприятий. Сложное оборудование выпускает примерно четверть из них. Отрасль во многом подконтрольна государству.

Доходы отрасли составляют около 225 миллиардов рублей, по данным за прошлый год. Импортное оборудование занимает около 80% рынка.

Наиболее востребовано диагностическое оборудование — его производители получают пятую часть всего оборота отрасли. Сопоставимые объемы у операционного оборудования. На третьем месте производители оборудования для анестезии и отделений реанимации. Еще два крупных сегмента — стоматология и офтальмология. На них суммарно приходится 10% рынка.

Кризис после бума

После небывалого ажиотажа во время пандемии, по прогнозам экспертов, отрасль может ждать серьезный кризис, поскольку рынок окажется перенасыщен.

«Рынок, как вы видите, очень активно насыщается аппаратами ИВЛ. И настолько много аппаратов продается, что я даже боюсь, что будет с этим направлением в развитии в последующие этапы — год-два-три — потому что объем закупок после всей этой эпопеи с коронавирусом упадет по ИВЛ», — считает председатель совета директоров ПАО «Красногвардеец» Виктор Антонов.

На фоне пандемии также растут смежные производства, кроме самих аппаратов ИВЛ. О росте объемов заказов сообщают предприятия, выпускающие ингаляционные наркозы, их могут применять при вентиляции легких.

«Наши подтвержденные заказы на первое полугодие этого года они в два раза выше, чем всё количество аппаратов, которое мы продали в 2018 году. Идет увеличение продаж. Но сказать, связано ли это напрямую только с желанием использовать его в качестве аппаратов ИВЛ, я не могу сказать», — рассказал Антонов.

Ставропольские производители банкротятся

На Ставрополье за последние 5 лет появлялись и закрывались всего около 40 предприятий, связанных с производством медицинского оборудования, по данным СПАРК-Интерфакс. Однако большинство предприятий убыточны, судя по налоговой отчетности, отраженной в системе.

Объемы чистой прибыли предприятий резко сократились в крае с 2015 года. В начале пятилетки местные производители зарабатывали 8 миллионов рублей в год. По итогам прошлого года общий объем выручки предприятий, связанных с производством медоборудования, упал более чем в 8 раз — до 780 тысяч рублей.

Около половины предприятий, работавших в 2015 году, успели закрыться или начали процедуру банкротства. Поговорить удалось с представителями стоматологического бизнеса.

Никакой поддержки

С началом режима самоизоляции стоматологические кабинеты сократили список услуг. Правительство Ставропольского края позволило стоматологам принимать только экстренных пациентов. Протезирование в перечень разрешенных услуг не входит.

И если стоматологические кабинеты еще продолжают работать, то производители материалов для протезирования прекратили работать. В этой ситуации проблема во всех отраслях одна — оплата аренды помещений и выплата зарплат сотрудникам. При этом заказы прекратились, но такие предприятия не вошли в перечень пострадавших от коронавируса.

«На фоне коронавируса весь рынок просел. В частности, мы. По той причине, что многие не могут работать в штатном режиме, а только по острой боли. Мы остались вообще не задействованы. Нас не внесли в список пострадавших в связи с текущей экономической ситуацией. А стоматологов внесли. То есть мы не работаем, и нет никакой поддержки для нас со стороны государства», — рассказал представитель одной из ставропольских лабораторий, которая предоставляет материалы для стоматологического протезирования.

Проблемы грозили отрасли еще до начала пандемии в России. Сразу после скачка курса валют цены на импортные комплектующие выросли в среднем от 15% до 20%.

Усложняют работу нелегальные конкуренты, рассказал собеседник агентства. В крае, по его данным, действуют подпольные лаборатории без лицензий, что позволяет им экономить на производстве и демпинговать до 30% от средних цен по рынку.

«Крупные игроки, на которых мы ориентированы, они производят все платежи по безналичному расчету. А мелкие игроки, которые сами на себя работают, не могут принимать по безналу… Тут больше вопрос к самим докторам, которые принимают эту работу. Мелкие игроки просто за счет стоимости позволяют клиникам заработать и потерять в стоимости своих услуг», — рассказал собеседник агентства.

Такая ситуация сложилась в крае до начала кризиса. С объявлением режима самоизоляции она усугубилась из-за вынужденного простоя.

«Сейчас нет ортопедической помощи населению. Думаю, что до конца этого месяца и все. Если дальше это будет продолжаться, то мы вынуждены будем, конечно, все это дело закрыть», — отметил собеседник агентства.

Аренда и зарплаты, по его словам, основные расходы, которые невозможно приостановить, несмотря на кризис.

Ставрополье занялось производством аппаратов ИВЛ

Расходы бюджета Ставрополья на закупку аппаратов ИВЛ крайне непостоянны. Объемы финансирования разнятся от 500 тысяч до 25 миллионов рублей в год. Пик расходов пришелся на 2016 год. В прошлом году закупка нового оборудования была минимальной — на 230 тысяч рублей.

К началу пандемии в ставропольских больницах накопилось более 1,3 тысячи инфекционных коек. Для лечения больных планировали удвоить количество оборудованных коек. Однако до сих пор около 90% мест не востребовано, несмотря на ежедневный рост заболеваемости.

С началом пандемии на Ставрополье занялись сборкой собственных аппаратов ИВЛ на базе завода ПАО «Сигнал». В прошлом оборонное предприятие теперь включена в концерн «КРЭТ» (входит в состав госкорпорации «Ростех»).

По сведениям издания «Бизнес-Вектор», на базе предприятий «КРЭТ» в текущем году власти создали Консорциум разработчиков и производителей медицинской техники. Перед этими предприятиями поставлена задача — в максимально сжатые сроки нарастить в стране выпуск критически важного оборудования и освоить производство комплектующих для него.

На этом фоне край резко увеличил расходы на закупку оборудования. Только в апреле «Сигнал» запросил у «Ростеха» более 120 тонн цветных металлов для производства аппаратов ИВЛ. На эти цели в апреле выделено уже более 50 миллионов рублей. Это больше всех расходов края на эти цели за последние 5 лет. Еще свыше 5 миллионов рублей потрачено на ремонт и техобслуживание.

Подпишитесь