Posted 9 августа 2019,, 13:04

Published 9 августа 2019,, 13:04

Modified 16 октября 2022,, 18:22

Updated 16 октября 2022,, 18:22

Какое будущее у BlaBlaCar на Ставрополье?

9 августа 2019, 13:04
Будут ли запрещать BlaBlaCar на Ставрополье, есть ли опасность поездок с незнакомыми попутчиками, законны ли рейсы, публикуемые на агрегаторах, разбирался корреспондент NewsTracker.

Ранее многие СМИ сообщили, что общероссийское объединение пассажиров (ООП) в очередной раз выступило с предложением заблокировать на территории страны сайт поиска попутчиков BlaBlaCar и другие популярные ресурсы по бронированию автобусных билетов. Якобы письмо за подписью председателя ООП Ильи Зотова было направлено в Государственную думу в конце июля. В письме предлагалось сформировать черный список сайтов, которые позволяют бронировать и приобретать билеты у нелегальных межрегиональных автоперевозчиков, на основании того, что они осуществляют «продажи товаров и услуг, угрожающие безопасности граждан».

Эти же СМИ сообщали, что организация составила собственный список, куда внесла 229 сайтов, которые, по их мнению, реализуют билеты нелегальных автоперевозчиков. В список вошли BlaBlaCar, «Яндекс.Автобусы», «Автовокзалы.ру», «автобусные» страницы на сайтах OneTwoTrip, «Туту.ру» и многих другие.

«Ранее СМИ растиражировали надуманную новость, неверно истолковав заявление председателя «Общероссийского объединения пассажиров» Ильи Зотова. Он сам позднее сообщил, что «ряд СМИ выдают желаемое за действительное». Официальная позиция Зотова следующая: «В отношении ресурсов, которые выполняют законодательство, блокировка недопустима!», — сообщила NewsTracker руководитель BlaBlaCar в России Ирина Рейдер.

Она подчеркнула, что BlaBlaCar полностью поддерживает позицию Зотова, строго соблюдает законодательство РФ, поддерживает все законодательные инициативы, направленные на совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих повышение безопасности пассажирских перевозок.

К слову, сам Зотов действительно опубликовал на своей странице в Facebook пост о том, что его неправильно поняли.

«Утро началось с личных угроз и расправ. Мы не предлагали блокировать сервис BlaBlaCar, Яндекс.Автобусы и прочие ресурсы, если они осуществляют перевозку до 8 пассажиров. То есть на перевозку автомобилем наше предложение никаким образом не распространяется. Речь только о тех случаях, когда пассажир бронирует поездку через условный сервис BlaBlaCar на автомобиле, а по факту его везут на автобусе большой вместимости (свыше 40 мест), при этом такой перевозчик не имеет никаких разрешающих документов на такую деятельность. Такие сервисы должны быть заблокированы», — написал Зотов 30 июля.

Есть ли опасность?

Он также отметил, что с участием таких перевозчиков только в этом году было огромное число ДТП, которые привели к гибели пассажиров, и все эти истории были резонансные.

И действительно, официальные автоперевозчики уже который год требуют запретить популярное приложение поиска попутчиков BlaBlaCar. И зачастую волна негодования поднимается после происшествий, связанных подобным способом передвижений между городами.

На Ставрополье, к примеру, последний такой случай произошел около года назад, когда по социальным сетям стали публиковать пост о пропаже молодой девушки. Через несколько дней поисковых работ ее узнали в погибшем пассажире легкового автомобиля, попавшего в ДТП с молоковозом на участке дороги Курсавка — Минводы. Тогда выяснилось, что студентка, ехала из Пятигорска в Ставрополь, воспользовавшись сервисом BlaBlaCar.

Однако дорога — это место повышенной опасности и даже если водитель, отдохнувший профессионал, за рулем машины в прекрасном состоянии, всегда остается вероятность попасть в ДТП, спровоцированное другим участников дорожного движения.

«Я, честно сказать, ездила через BlaBlaCar всего несколько раз, только в случаях острой необходимости. И один из них запомнился мне на всю жизнь. Мы ехали из Москвы в Ставрополь. в Машине нас было 2 — я и водитель. Помню, что ехать надо было срочно, поэтому даже не посмотрела в сторону отзывов. Водитель же всю дорогу „курил травку“, а я молилась, чтобы все обошлось», — рассказала NewsTracker одна из пользователей сервиса.

При этом девушка, призналась, что все ее знакомые, друзья и родственники регулярно и без приключений ездят с попутчиками.

«Я пользуюсь BlaBlaCar с 2017 года, так как стала жить на 2 города. Приходится ездить на своей машине каждую неделю, порой по несколько раз. За два года все адекватные умные люди попадались. Приятное общение в дороге. Никогда не скучно. Ни разу не было каких-то проблем. У меня стоит значок, что мои паспортные данные подтверждены. Человек может посмотреть мои паспортные данные, мою фотографию, мои отзывы. Машина всегда исправна, так как беру с собой детей, езжу с посторонними людьми», — рассказала другая пользовательница — водитель Татьяна.

Она также отметила, что никогда не завышает цены, так как все это делает не ради заработка — это просто оплата бензина в складчину, что является экономией для каждого участника поездки.

Незаконный сервис

Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Станислав Чабан рассказал NewsTracker, что BlaBlaCar — это незаконно, также как и другие сервисы вроде Яндекс-автобусы.

«Человек, не проходя медика, не имея никаких разрешительных документов, возит людей. Как это может быть? Благо сейчас вступили новые изменения о лицензированных перевозках, что они обязаны получить лицензию. А пока у официальных перевозчиков идет воровство пассажиров. При том играя на менталитете. Человек экономит 10 рублей, рискуя своей жизнью, садясь в машины и автобусы Бла-бла-кара», — поделился мнением замминистра.

По его мнению, задача данного сайта — заработать деньги. Но все должны придерживаться установленного законодательством порядка продажи билетов.

«Сайт не спрашивает у перевозчика нормативные документы: свидетельство, паспорт, путевой лист. Его задача — продать билет, получить выгоду. Я считаю, что это незаконно. Тот же Яндекс, по моему мнению, действует незаконно. У них есть определенное количество своих машин, есть сервис, на который любой человек может зайти со своим автомобилем, установить приложение и тоже возить пассажиров. Как так? Человек, не проходя ни медиков, ни механиков, не имея разрешительных документов на перевозку пассажиров, работает в такси. Я, садясь в автомобиль, должен четко понимать, что я сажусь в технически исправный автомобиль, в котором водитель отдохнувший и здоровый, автомобиль допущен на линию, водитель имеет документы на перевозку пассажиров. Когда студент, погулявший ночью, поспал на парах, а вечером выходит на работу — это угроза безопасности пассажирам и всем остальным, включая пешеходов», — пояснил Чабан.

Однако жители считают, что обойтись одними перевозками от автовокзалов зачастую сложно.

«Мы часто катаемся по региону, в Ростов, Краснодар по работе. Своего авто нет, поэтому приходится добираться на автобусах. К сожалению, часто сталкиваемся с проблемой неудобного расписания. Когда ты едешь на мероприятие, которое заканчивается в 22.00, а последний автобус час назад ушел. Помню давно застряли в Невинномысске, в кассе автовокзала нам продали билеты на последний проходящий автобус, который просто не зашел на станцию и поехал дальше по трассе, а нам объявили, что автобус не поедет по техническим причинам. После чего на нас накинулись таксисты, предлагая свои услуги по повышенным тарифам. А было, между прочим, около 9 часов вечера всего», — рассказала NewsTracker Мария.

Но заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Станислав Чабан не считает это проблемой и уверяет, что в регионе довольно гибкая система пассажирских перевозок.

«Перевозчик, понимая, что есть спрос, может в дополнительном порядке за 2-3 дня увеличить количество рейсов, изменить маршрут, добавить, уменьшить. Если к нам поступают жалобы от жителей, мы сами вызываем перевозчика, добавляем количество рейсов. Если открывается маршрут, то он должен ходить каждый день», — рассказал Чабан.

Монополизация рынка продажи билетов

Своим мнением по данному вопросу поделились специалисты сайта Автовокзалы.ru, который также попал в запрещенный список Зотова.

«Очень странно, что прозвучало предложение вести борьбу с агрегаторами, а не перевозчиками. Ведь это не гарантирует безопасных поездок населению — нелегалы пользуются рекламой не только на сайтах-агрегаторах. Гораздо логичнее было бы отрегулировать законодательство в сфере контроля непосредственно самих перевозчиков. Нам представляется эта мера не столько заботой о безопасности пассажиров, сколько попыткой монополизировать отрасль онлайн-продаж билетов на автобусы. Здесь наверное, стоит задуматься о возможной связи авторов инициативы и капиталов, вложенных в развитие тех агрегаторов, которые в предлагаемый „черный список“ не попали», — сообщается в ответе на официальный запрос.

По мнению представителя сервиса, у агрегаторов сейчас нет реальных возможностей наверняка и достоверно определить легальность перевозчика, особенно в случае, когда данные проходят длинную цепочку веб-сервисов, при этом открытый реестр нелегальных перевозчиков отсутствует.

«В случае успешной монополизации этого сегмента рынка с ценой билетов произойдет то, что и должно произойти с необходимостью в этом случае — она повысится. Крупные ресурсы, попавшие под запрет, скорее всего продолжат деятельность, сменив домен, либо используют свой опыт и наработки в смежных отраслях — например, в сфере карпулинга. В последнем случае отрасль автобусных перевозок в целом, только проиграет», — сообщили Автовокзалы.ру.

«Черный список» необходим

Выходом из конфликтной ситуации, Автовокзалы.ру считают создание «черного списка» перевозчиков или открытого реестра нелегальных перевозчиков.

«Мы предоставляем расписание как с официальных сайтов автовокзалов и их внутренних систем, так и от частных перевозчиков. Но компании, продающие билеты или публикующие расписание непосредственно через наш сайт, загружают в личный кабинет копии документов, дающих право осуществлять пассажирские перевозки — лицензии и страховки, для того, чтобы публиковать свои рейсы у нас. Все эти компании проходят ручную модерацию. При окончании срока действия документов, публикация расписания и продажа билетов отключаются автоматически для таких компаний. Билеты на рейсы компаний, которые поступают к нам от других агрегаторов и с которыми у нас нет непосредственных договорных отношений публикуются до тех пор, пока к нам не поступят жалобы от пассажиров, по характеру которых мы можем понять, что имеем дело с нелегальным перевозчиком. В этом случае показ рейсов недобросовестного перевозчика блокируется нами в одностороннем порядке. В случае, если по открытым источникам удается достоверно идентифицировать перевозчика как нелегального, информация о его рейсах также блокируется для показа на нашем сайте. К сожалению, последний случай крайне редок. Здесь помог бы как раз открытый реестр нелегальных перевозчиков», — пояснили авторы письма.

Узаконят ли карпулинг?

«В данный момент при Минтрансе РФ собрана рабочая группа, которая разрабатывает закон о карпулинге (поездках с попутчиками). Поэтому региональное министерство Ставропольского края вряд ли может, как вы пишете, быть „настроено против указанных сайтов“», — добавила руководитель BlaBlaCar.

В проекте нового закона и поправках к действующим нормам для регулирования онлайн-агрегаторов совместных поездок на автомобилях говорится о запрете использовать наличные средства для компенсации водителям, число рейсов может быть ограничено двумя в сутки, а попутчиков — пятью. В случае нарушений этих требований перевозчикам грозит блокировка.

Как пишут СМИ, закон вступит в силу через год после его принятия.

"