Какое будущее у BlaBlaCar на Ставрополье?
Аналитика

Какое будущее у BlaBlaCar на Ставрополье?

9 августа 2019, 16:04Маргарита ГубановаPhoto: freepik / freepik.com
Будут ли запрещать BlaBlaCar на Ставрополье, есть ли опасность поездок с незнакомыми попутчиками, законны ли рейсы, публикуемые на агрегаторах, разбирался корреспондент NewsTracker.

Ранее многие СМИ сообщили, что общероссийское объединение пассажиров (ООП) в очередной раз выступило с предложением заблокировать на территории страны сайт поиска попутчиков BlaBlaCar и другие популярные ресурсы по бронированию автобусных билетов. Якобы письмо за подписью председателя ООП Ильи Зотова было направлено в Государственную думу в конце июля. В письме предлагалось сформировать черный список сайтов, которые позволяют бронировать и приобретать билеты у нелегальных межрегиональных автоперевозчиков, на основании того, что они осуществляют «продажи товаров и услуг, угрожающие безопасности граждан».

Эти же СМИ сообщали, что организация составила собственный список, куда внесла 229 сайтов, которые, по их мнению, реализуют билеты нелегальных автоперевозчиков. В список вошли BlaBlaCar, «Яндекс.Автобусы», «Автовокзалы.ру», «автобусные» страницы на сайтах OneTwoTrip, «Туту.ру» и многих другие.

Photo:Kireyonok_Yuliyafreepik.com

«Ранее СМИ растиражировали надуманную новость, неверно истолковав заявление председателя «Общероссийского объединения пассажиров» Ильи Зотова. Он сам позднее сообщил, что «ряд СМИ выдают желаемое за действительное». Официальная позиция Зотова следующая: «В отношении ресурсов, которые выполняют законодательство, блокировка недопустима!», — сообщила NewsTracker руководитель BlaBlaCar в России Ирина Рейдер.

Она подчеркнула, что BlaBlaCar полностью поддерживает позицию Зотова, строго соблюдает законодательство РФ, поддерживает все законодательные инициативы, направленные на совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих повышение безопасности пассажирских перевозок.

К слову, сам Зотов действительно опубликовал на своей странице в Facebook пост о том, что его неправильно поняли.

«Утро началось с личных угроз и расправ. Мы не предлагали блокировать сервис BlaBlaCar, Яндекс.Автобусы и прочие ресурсы, если они осуществляют перевозку до 8 пассажиров. То есть на перевозку автомобилем наше предложение никаким образом не распространяется. Речь только о тех случаях, когда пассажир бронирует поездку через условный сервис BlaBlaCar на автомобиле, а по факту его везут на автобусе большой вместимости (свыше 40 мест), при этом такой перевозчик не имеет никаких разрешающих документов на такую деятельность. Такие сервисы должны быть заблокированы», — написал Зотов 30 июля.

Есть ли опасность?

Он также отметил, что с участием таких перевозчиков только в этом году было огромное число ДТП, которые привели к гибели пассажиров, и все эти истории были резонансные.

Photo:Медиахолдинг1Mi

И действительно, официальные автоперевозчики уже который год требуют запретить популярное приложение поиска попутчиков BlaBlaCar. И зачастую волна негодования поднимается после происшествий, связанных подобным способом передвижений между городами.

На Ставрополье, к примеру, последний такой случай произошел около года назад, когда по социальным сетям стали публиковать пост о пропаже молодой девушки. Через несколько дней поисковых работ ее узнали в погибшем пассажире легкового автомобиля, попавшего в ДТП с молоковозом на участке дороги Курсавка — Минводы. Тогда выяснилось, что студентка, ехала из Пятигорска в Ставрополь, воспользовавшись сервисом BlaBlaCar.

Однако дорога — это место повышенной опасности и даже если водитель, отдохнувший профессионал, за рулем машины в прекрасном состоянии, всегда остается вероятность попасть в ДТП, спровоцированное другим участников дорожного движения.

«Я, честно сказать, ездила через BlaBlaCar всего несколько раз, только в случаях острой необходимости. И один из них запомнился мне на всю жизнь. Мы ехали из Москвы в Ставрополь. в Машине нас было 2 — я и водитель. Помню, что ехать надо было срочно, поэтому даже не посмотрела в сторону отзывов. Водитель же всю дорогу „курил травку“, а я молилась, чтобы все обошлось», — рассказала NewsTracker одна из пользователей сервиса.

Photo:geograph.org.uk

При этом девушка, призналась, что все ее знакомые, друзья и родственники регулярно и без приключений ездят с попутчиками.

«Я пользуюсь BlaBlaCar с 2017 года, так как стала жить на 2 города. Приходится ездить на своей машине каждую неделю, порой по несколько раз. За два года все адекватные умные люди попадались. Приятное общение в дороге. Никогда не скучно. Ни разу не было каких-то проблем. У меня стоит значок, что мои паспортные данные подтверждены. Человек может посмотреть мои паспортные данные, мою фотографию, мои отзывы. Машина всегда исправна, так как беру с собой детей, езжу с посторонними людьми», — рассказала другая пользовательница — водитель Татьяна.

Она также отметила, что никогда не завышает цены, так как все это делает не ради заработка — это просто оплата бензина в складчину, что является экономией для каждого участника поездки.

Незаконный сервис

Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Станислав Чабан рассказал NewsTracker, что BlaBlaCar — это незаконно, также как и другие сервисы вроде Яндекс-автобусы.

«Человек, не проходя медика, не имея никаких разрешительных документов, возит людей. Как это может быть? Благо сейчас вступили новые изменения о лицензированных перевозках, что они обязаны получить лицензию. А пока у официальных перевозчиков идет воровство пассажиров. При том играя на менталитете. Человек экономит 10 рублей, рискуя своей жизнью, садясь в машины и автобусы Бла-бла-кара», — поделился мнением замминистра.

Photo:pexels.com

По его мнению, задача данного сайта — заработать деньги. Но все должны придерживаться установленного законодательством порядка продажи билетов.

«Сайт не спрашивает у перевозчика нормативные документы: свидетельство, паспорт, путевой лист. Его задача — продать билет, получить выгоду. Я считаю, что это незаконно. Тот же Яндекс, по моему мнению, действует незаконно. У них есть определенное количество своих машин, есть сервис, на который любой человек может зайти со своим автомобилем, установить приложение и тоже возить пассажиров. Как так? Человек, не проходя ни медиков, ни механиков, не имея разрешительных документов на перевозку пассажиров, работает в такси. Я, садясь в автомобиль, должен четко понимать, что я сажусь в технически исправный автомобиль, в котором водитель отдохнувший и здоровый, автомобиль допущен на линию, водитель имеет документы на перевозку пассажиров. Когда студент, погулявший ночью, поспал на парах, а вечером выходит на работу — это угроза безопасности пассажирам и всем остальным, включая пешеходов», — пояснил Чабан.

Однако жители считают, что обойтись одними перевозками от автовокзалов зачастую сложно.

Photo:Медиахолдинг1Mi

«Мы часто катаемся по региону, в Ростов, Краснодар по работе. Своего авто нет, поэтому приходится добираться на автобусах. К сожалению, часто сталкиваемся с проблемой неудобного расписания. Когда ты едешь на мероприятие, которое заканчивается в 22.00, а последний автобус час назад ушел. Помню давно застряли в Невинномысске, в кассе автовокзала нам продали билеты на последний проходящий автобус, который просто не зашел на станцию и поехал дальше по трассе, а нам объявили, что автобус не поедет по техническим причинам. После чего на нас накинулись таксисты, предлагая свои услуги по повышенным тарифам. А было, между прочим, около 9 часов вечера всего», — рассказала NewsTracker Мария.

Но заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Станислав Чабан не считает это проблемой и уверяет, что в регионе довольно гибкая система пассажирских перевозок.

«Перевозчик, понимая, что есть спрос, может в дополнительном порядке за 2-3 дня увеличить количество рейсов, изменить маршрут, добавить, уменьшить. Если к нам поступают жалобы от жителей, мы сами вызываем перевозчика, добавляем количество рейсов. Если открывается маршрут, то он должен ходить каждый день», — рассказал Чабан.

Монополизация рынка продажи билетов

Своим мнением по данному вопросу поделились специалисты сайта Автовокзалы.ru, который также попал в запрещенный список Зотова.

«Очень странно, что прозвучало предложение вести борьбу с агрегаторами, а не перевозчиками. Ведь это не гарантирует безопасных поездок населению — нелегалы пользуются рекламой не только на сайтах-агрегаторах. Гораздо логичнее было бы отрегулировать законодательство в сфере контроля непосредственно самих перевозчиков. Нам представляется эта мера не столько заботой о безопасности пассажиров, сколько попыткой монополизировать отрасль онлайн-продаж билетов на автобусы. Здесь наверное, стоит задуматься о возможной связи авторов инициативы и капиталов, вложенных в развитие тех агрегаторов, которые в предлагаемый „черный список“ не попали», — сообщается в ответе на официальный запрос.

По мнению представителя сервиса, у агрегаторов сейчас нет реальных возможностей наверняка и достоверно определить легальность перевозчика, особенно в случае, когда данные проходят длинную цепочку веб-сервисов, при этом открытый реестр нелегальных перевозчиков отсутствует.

Photo:Cory Doctorow/CC BY-SA 2.0flickr.com

«В случае успешной монополизации этого сегмента рынка с ценой билетов произойдет то, что и должно произойти с необходимостью в этом случае — она повысится. Крупные ресурсы, попавшие под запрет, скорее всего продолжат деятельность, сменив домен, либо используют свой опыт и наработки в смежных отраслях — например, в сфере карпулинга. В последнем случае отрасль автобусных перевозок в целом, только проиграет», — сообщили Автовокзалы.ру.

«Черный список» необходим

Выходом из конфликтной ситуации, Автовокзалы.ру считают создание «черного списка» перевозчиков или открытого реестра нелегальных перевозчиков.

«Мы предоставляем расписание как с официальных сайтов автовокзалов и их внутренних систем, так и от частных перевозчиков. Но компании, продающие билеты или публикующие расписание непосредственно через наш сайт, загружают в личный кабинет копии документов, дающих право осуществлять пассажирские перевозки — лицензии и страховки, для того, чтобы публиковать свои рейсы у нас. Все эти компании проходят ручную модерацию. При окончании срока действия документов, публикация расписания и продажа билетов отключаются автоматически для таких компаний. Билеты на рейсы компаний, которые поступают к нам от других агрегаторов и с которыми у нас нет непосредственных договорных отношений публикуются до тех пор, пока к нам не поступят жалобы от пассажиров, по характеру которых мы можем понять, что имеем дело с нелегальным перевозчиком. В этом случае показ рейсов недобросовестного перевозчика блокируется нами в одностороннем порядке. В случае, если по открытым источникам удается достоверно идентифицировать перевозчика как нелегального, информация о его рейсах также блокируется для показа на нашем сайте. К сожалению, последний случай крайне редок. Здесь помог бы как раз открытый реестр нелегальных перевозчиков», — пояснили авторы письма.

Photo:Медиахолдинг1Mi

Узаконят ли карпулинг?

«В данный момент при Минтрансе РФ собрана рабочая группа, которая разрабатывает закон о карпулинге (поездках с попутчиками). Поэтому региональное министерство Ставропольского края вряд ли может, как вы пишете, быть „настроено против указанных сайтов“», — добавила руководитель BlaBlaCar.

В проекте нового закона и поправках к действующим нормам для регулирования онлайн-агрегаторов совместных поездок на автомобилях говорится о запрете использовать наличные средства для компенсации водителям, число рейсов может быть ограничено двумя в сутки, а попутчиков — пятью. В случае нарушений этих требований перевозчикам грозит блокировка.

Photo:Thomas Leuthard/CC BY 2.0flickr.com

Как пишут СМИ, закон вступит в силу через год после его принятия.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter