Posted 8 ноября 2019,, 12:54

Published 8 ноября 2019,, 12:54

Modified 16 октября 2022,, 18:29

Updated 16 октября 2022,, 18:29

Банковское ярмо: почему бюджеты муниципалитетов Ставрополья тонут в долгах

8 ноября 2019, 12:54
Почему местные бюджеты Ставропольского края около 95% кредитов берут в коммерческих банках, каковы последствия этого и как вырваться из долговых тисков – разбирался NewsTracker.

Кредиты на погашение кредитов

Ранее стало известно, что Ставропольский край входит в число субъектов Российской Федерации с самой высокой долговой нагрузкой в виде коммерческих кредитов. В краевой думе отмечают, что около 95% займов местные бюджеты получают в банках.

С точки зрения парламентариев, сложившаяся ситуация является опасной. Администрации муниципалитетов могут попросту перестать справляться с выплатами по кредитам.

«Высокая закредитованность и дефицит бюджетов муниципальных образований Ставропольского края создают предпосылки для неисполнения местными бюджетами своих обязательств как перед кредиторами, так и перед получателями бюджетных средств», – говорится в сообщении.

Одним из ярких примеров сложившейся ситуации является Пятигорск. В октябре выяснилось, что администрация столицы СКФО планирует взять кредит в размере 1,38 миллиарда рублей. Его целью будет раздача предыдущих долгов и восполнение дефицита бюджета. Деньги, естественно, хотят взять в коммерческом банке. Причем кредит будет не один, а шесть. – именно столько электронных аукционов заявили власти Пятигорска.

«Кредит предоставляется на цели финансирования дефицита бюджета города-курорта Пятигорска, и (или) для погашения долговых обязательств города-курорта Пятигорска в 2019-2022 годах», – говорится в материалах закупок.

Еще более интересно, что проценты по кредитам администрация хочет выплачивать разные – от 7,8 до 23,73.

В итоге на обслуживание займов столица СКФО может потратить до 222,2 миллиона рублей.

В связи с высокой долговой нагрузкой местных бюджетов депутаты регионального парламента выдвинули инициативу внести изменения в Бюджетный кодекс РФ. Поправки должны позволить краевым властям предоставлять долгосрочные бюджетные кредиты местным администрациям сроком до пяти лет.

Ситуация коррупциогенна по сути

Экс-глава Пригородного сельсовета Предгорного района Светлана Виноходова отмечает, что сегодняшняя ситуация заставляет муниципалов идти «с протянутой рукой» в банки, и к региональным и районным чиновникам для решения местных вопросов.

«Это позволяет «держать на коротком поводке» органы местного самоуправления. И этот «поводок» не дает, во-первых, муниципалитетам развивать территории по своему видению и усмотрению, решать вопросы местного значения на должном уровне. А во-вторых, он служит инструментом например для регионального руководства добиваться своих политических целей на конкретных территориях, по сути руководить на местах, несмотря на конституционный статус местного самоуправления», – уверена политик.

Текущую ситуацию она называет коррупциогенной по своей сути.

«Например, по делу экс-министра Игоря Васильева как раз так и получается. Он по факту держал в заложниках населенный пункт, в котором не было безопасной автомобильной связи с внешним миром, решая единолично, получит поселение субсидию или нет на строительство данной дороги. Проанализировав тенденцию последних лет, депутаты всех уровней должны осознать и признать, что существующая система не работает на развитие и процветание регионов и муниципалитетов, а ведет к их стабильному обнищанию, которое происходит уже не первый год», – подчеркнула собеседница.

Вариант, предложенный народными избранниками, не решит существующих проблем.

«Данная тенденция характерна для многих муниципалитетов в стране, то есть она глобальна. Хорошо, конечно, что в региональном парламенте видят опасность от закредитованности муниципалитетов. Однако, решение невероятно глупое, по моему мнению – просто увеличить срок выплаты по бюджетным кредитам, это решение тактическое, а не стратегическое», – считает Виноходова.

Политик отмечает, что необходимо смотреть не на ситуацию на сегодняшний день, а на тенденцию.

«Так, если мы анализируем данную проблему на примере города Пятигорска, то видим, что по сравнению с началом 2016 года общая сумма обязательств выросла с 450,5 миллионов рублей до сегодняшнего миллиарда с лишним. То есть возможность кредитоваться не вывела муниципалитет из долгов, а постепенно увеличила долговые обязательства города. Соответственно, следующие кредиты, взятые на возврат долгов, при сохранении существующих доходов города не могут исправить ситуацию, а лишь отсрочат критический момент», – уверена экс-глава Пригородного сельсовета.

С ее точки зрения, вносить изменения в бюджетный кодекс необходимо, однако не так, как предлагают народные избранники.

«Это нужно делать не в части увеличения сроков выплаты по кредитам поселений и городов, а менять бюджетную политику в РФ в целом. Местное самоуправление должно быть самодостаточным для выполнения своих функций, бюджеты должны наполняться местными доходами, а не уходить большей своей частью в районы, субъекты и федерацию», – поделилась мнением Виноходова.

Расплачиваться будут вышестоящие бюджеты

Доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» Российского экономического университета имени Георгия Плеханова (РЭУ им. Г.В.Плеханова) Людмила Иванова-Швец отмечает, что существующая система сложилась таким образом, что большая часть налогов поступает в федеральный бюджет, меньше остается в региональных бюджетах и совсем незначительная часть идёт в местные бюджеты.

«Конечно, наполнение местных бюджетов в некоторой степени зависит от действия органов местного самоуправления, но все же без постоянного дефицита местные бюджеты существовать в настоящее время не могут. Другое дело, что есть предел дефицита бюджета, который в основном составляет 50% для региональных и муниципальных бюджетов (при условии предоставления межбюджетных трансфертов) от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений», – рассказала эксперт.

По ее словам, с 2018 года изменились требования по предельному объему муниципального долга.

«Теперь он должен строго соответствовать ограничениям, которые определены в статье 107 Бюджетного кодекса РФ. Таким образом Минфин проводит политику сокращения дефицитов бюджетов и ограничивает использование бюджетных кредитов как инструментов заимствований и реструктуризации регионального и муниципального долга», – сообщила Иванова-Швец.

Она отмечает, что ситуация выравнивается, но достаточно медленно.

«За период с 1 января 2018 года по 1 января 2019 года суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, сократился на 3,9%. По данным рейтингового агентства РИА Рейтинг, Ставропольский край по показателям уровня долговой нагрузки по итогам 2018 года находится почти в середине рейтинга на 44 месте, а за 2018 год объем долга сократился на 10,6%. Скорее всего, как раз принятые поправки в БК РФ привели к сокращению дефицитов бюджетов», – предполагает ученый.

Поэтому местные бюджеты и прибегают к иным формам кредитования.

«В условиях сокращения возможности кредитования за счет бюджетных средств регионы вынуждены прибегать к другим формам заимствования, в том числе и за счет коммерческих кредитов. Это в будущем может привести к увеличению расходов бюджета из-за повышения выплат в счет погашения задолженности по кредиту, и, следовательно к дефициту бюджета. Муниципальным бюджетам остается либо прилагать усилия для повышения поступления налоговых и неналоговых средств в свои бюджеты, либо серьезно сокращать расходы», – указывает эксперт.

В итоге расплачиваться будут вышестоящие бюджеты.

«Эти способы не всегда работают, а значит дефициты бюджетов будут только расти и, в конечном итоге, расплачиваться за это придется вышестоящим бюджетам. Учитывая, что последние поправки в Бюджетный кодекс вводились недавно, в ближайшее время вряд ли вернутся к рассмотрению новых поправок. Скорее всего, до 2021 года ничего не изменится, и только если будет меняться структура муниципальных долгов и расти дефицит бюджетов, наступит время пересмотра тех норм, которые принимались в 2017 и 2019 годах», – поделилась мнением Иванова-Швец.

"