Posted 8 ноября 2017,, 10:07

Published 8 ноября 2017,, 10:07

Modified 16 октября 2022,, 17:41

Updated 16 октября 2022,, 17:41

Смертельный урок: почему школьники продолжают умирать на физкультуре

8 ноября 2017, 10:07
Причины множества травм, а иногда и смерти школьников на уроках физкультуры кроются в несоблюдении техники безопасности самими детьми, в отсутствии врачей на местах, а также невозможности оказания помощи самими учителями, считают опрошенные NewsTracker эксперты.

За 2016 учебный год в России на уроках физкультуры погибли 211 человек, сообщила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева. По данным министерства образования и науки, за 2016 год на Ставрополье было зафиксировано 300 случаев травматизма на уроках физкультуры. Гибели детей зафиксировано не было.

Основными травмами во время занятий физкультурой, как правило, являются вывихи, переломы верхних и особенно нижних конечностей, ушибы и ссадины.

Техника безопасности нарушена

Главной причиной травм становится нарушение техники безопасности самими обучающимися, считает заместитель министра образования и молодежной политики Диана Рудьева.

«За год во время учебно-воспитательного процесса, куда входят и уроки, и перемены, учениками получено около 300 травм. В основном, ушибы, ссадины», - сообщила Рудьева.

По словам собеседницы, случаев гибели на уроках в нашем регионе нет и не было. Травм избегать не получается, так как физкультура - травмоопасный урок. По мнению заместителя министра, главной причиной травм становится нарушение техники безопасности самими обучающимися.

«Перед каждой новой темой учитель физкультуры в обязательном порядке проводит инструктаж, и все ученики расписываются в журнале по технике безопасности. Но дети есть дети», - прокомментировала Рудьева.

По ее словам, все травмы анализируются. В случае обнаружения, что у одного преподавателя дети слишком часто получают травмы, к учителю могут быть применены административные взыскания.

Рудьева сообщила, в каждой образовательной организации существует медицинский кабинет, кроме малокомплектных школ, находящихся в селе.

«Эти школы работают по договору с фельдшерско-акушерскими пунктами. В остальных школах есть медкабинеты и закрепленный медработник в здравоохранении», - пояснила заместитель министра.

Именно в школе пострадавшим детям оказывается первая неотложная медицинская помощь, а также вызывается скорая, и при необходимости ребенок доставляется в медицинское учреждение.

Медпункты не работают

Основная проблема – отсутствие медсестры в школе во время учебных часов, считает учитель физкультуры районной школы, пожелавший остаться анонимным.

По словам собеседника, инструктаж по технике безопасности проводится детям в начале каждой четверти, под запись в журнал, под роспись. Сильных травм школьникам тоже удается избежать. Однако есть проблема с медпунктами.

«Медсестры, как таковой, на месте нет, она может часа на два-три зайти в школу, и все. По нашему району они только по совместительству работают, потому что платят очень мало. Так что, если что-то случится, скорую помощь вызывать надо. Слава богу, таких случаев не было, но вообще это проблема, конечно», - сообщил учитель.

По его словам, в этой школе первый, второй классы не водят на физкультуру. Дети делают только элементарную зарядку в классе.

«Малыши очень импульсивные, лезут постоянно куда-то. Травмы получают как раз маленькие дети. Поэтому они сидят в классе, чтоб ничего не случилось. Так лучше всем - и классным руководителям, и родителям, и тем более физрукам», - добавил собеседник.

Учителя не имеют права помочь

Еще одна проблема уроков физкультуры в том, что учитель без сертификата о прохождении курсов медпомощи не имеет права в полной мере решать, какую именно помощь оказать травмированному в отсутствии врача, рассказал NewsTracker учитель физкультуры школы в Ставрополе.

«Травмы бывают, конечно, но, на самом деле не так часто. В волейбол играли, по мячу неудачно попали рукой – вывих, бежали на разминке кросс, споткнулись, упали – ушиб. Переломы редко, но тоже при таких обстоятельствах бывают», - сообщил педагог.

По словам собеседника, за каждую такую травму учителя физкультуры до конца дня пишут объяснительные на имя директора или заместителя, а они уже в министерство образования передают, где статистика ведется.

«С техникой безопасности, вроде, порядок. Журналы специальные есть, дети слушают инструктажи, подписываются, следом учитель-инструктор. По своему классу знаю, что кроме основного, перед каждой темой еще дают инструктаж в устной форме перед каждым уроком», - рассказал собеседник.

По его словам, на данный момент основная проблема заключается в том, что врач находится под ведомством поликлиники, а не школы, и работает по своему графику. Таким образом, первые два урока школа работает без медпункта, так как врач раньше 10.00 не приходит, а дети в школе с 8.15.

«Медпункт у нас есть, есть и лекарства, и холод, который к ушибам прикладывают, вот только врач по своему графику не может весь день находиться в школе, а учитель без сертификата о прохождении курсов медпомощи не имеет права в полной мере решать, какую именно помощь оказать травмированному или заболевшему. Поэтому появилась необходимость прохождения курсов медпомощи», - рассказал собеседник.

По словам учителя, на данный момент некоторые школы уже прошли курсы медицинской грамотности, и теперь учителя могут оказывать первую медицинскую помощь, остальные стоят на очереди.

«Курсы – вещь полезная, хорошо знать, как действовать и как помочь. Но, по моему мнению, учитель есть учитель, а врач – специалист», - добавил собеседник.

"