Posted 8 июня 2020,, 14:33

Published 8 июня 2020,, 14:33

Modified 16 октября 2022,, 18:37

Updated 16 октября 2022,, 18:37

Фейковая медицина Рашида Темрезова: медики в КЧР спасают от коронавируса за свой счет

8 июня 2020, 14:33
Платные анализы на COVID, покупка масок и шприцев на 10-тысячную зарплату и сильные расхождения отчетов с делом — что не так с медициной в КЧР, разбирался корреспондент NewsTracker.

Жители республики постоянно жалуются в социальных сетях на проблемы в системе здравоохранения Карачаево-Черкесской республики, которые и раньше были, но сейчас из-за пандемии новой коронавирусной инфекции стали максимально заметными.

Для того чтобы понять, где единичные случаи, а где закономерность, NewsTracker пообщался и с простыми жителями КЧР, и с медиками разных категорий.

Нехватка специалистов и пустые обещания

Одна из основных проблем республики — нехватка специалистов. Жители жалуются, что с ковидными пациентами приходится работать неврологам и урологам. И хотя Минздрав уверяет, что все они прошли специальные курсы, люди не готовы им доверять.

Медсестра больницы Карачаево-Черкесской республики на условиях анонимности сообщила, что основная причина нехватки кадров — нищенская заработная плата.

«Если говорить о младшем медперсонале, то мы работаем в больнице сутки — через двое. И если не перерабатывать, выходить на 7-9 смен в месяц, зарплата получается около 12 тысяч рублей. Так было и до пандемии, но тогда рисков было гораздо меньше. Можно брать дополнительные смены, но они считаются как-то иначе. И если за месяц проработать 15-17 дней — потолок в зарплате 15 тысяч рублей. Руководство ничего не объясняет, на все лишние для него вопросы грозит увольнением. А остаться без работы никто не хочет, поэтому приходится молчать и терпеть», — сообщила собеседница.

Женщина рассказала, как одну из медсестер вызвали из отпуска поработать за заболевшую коллегу, обещали начислить часы. Однако в конце отчетного периода оказалось, что заменяемая медсестра не оформляла больничный и получала зарплату в размере 8 тысяч рублей, а та, что работала почти весь месяц — 3 тысячи. Когда она попыталась пойти разобраться в бухгалтерию, те сделали перерасчет в сторону уменьшения с формулировкой «чтоб не жаловалась».

«Хуже всего то, что никто не застрахован от коронавируса. В областной больнице многие медсестры заразились уже, но доплаты они не получили, так как им не делали эту страховку, власти региона почему-то решили, что это им не нужно», — сообщила медсестра.

Собеседница уже не верит в справедливость, за годы работы поняла, что во всех учреждениях ведется двойная бухгалтерия и все проверки покупаются. Даже прокурор может не найти управы на руководителей.

«Здесь никто никого не поддержит, никто не сможет объединиться против главврача или завотделением. Все боятся остаться без работы», — добавила она.

Ее коллега подтвердил, что обещанные президентом деньги до работников не доходят. Их получают только те больницы и отделения, которые по бумагам работают с коронавирусом, например тубдиспансер или онкодиспансер, отделение в областной больнице, выделенное под COVID-19. Остальным по документам не положено.

«Мы не относимся к тем больницам, кто работает с новой коронавирусной инфекцией. А значит доплаты нам не положены. Но при этом никто не может мне гарантировать, что пациенты, с которыми я контактирую, не болеют коронавирусом. У нас многие уже заразились COVID-19 от таких пациентов, которых помещали к нам, а потом, по выявлению инфекции, переводили в профильные отделения. Мы болеем, но доказать ничего не можем», — рассказал собеседник.

Другой врач отметил, что списки хоть и составляются, но как-то странно. В них указывают количество выездов к ковидным пациентам, хотя нужен сам факт контакта, а не количество заболевших. Как попадание в списках скажется на оплате труда, медики пока не знают.

Платные тесты и нехватка больниц

Сами жители республики не раз поднимали вопрос о платных тестах на коронавирус и компьютерной томографии, которая является сопутствующим исследованием. Один из собеседников рассказал, что как контактное лицо пытался сдать анализы, но на бесплатное исследование очередь выстроилась уже на недели вперед.

Невозможно добиться реакции Минздрава, даже если ты имеешь все симптомы коронавируса. Такая ситуация, например, произошла с мужчиной, который вернулся из Москвы в Адыге-Хабль, однако сумел «выпросить» тест на коронавирус только через 15 дней. Тест оказался положительным. Мужчина оборвал все телефоны, пытаясь узнать, что ему делать, но Минздрав среагировал только после обращения к главе республики в социальных сетях.

«Тогда со мной хотя бы связались, сказали оставаться дома, прописали лекарства. Но мне все еще непонятно, мне их привезут или надо покупать самостоятельно? Как я могу идти в аптеку, если я могу всех заразить?», — не понимает мужчина. После очередной жалобы Минздрав республики снова с ним связался и принял жалобу.

Сами же медики признаются, что о готовности к пандемии и речи идти не может.

«Медиков, готовых работать с ковидными пациентами, не хватает, все боятся за свою жизнь. Все больницы переполнены. Возможно, более ли менее свободна городская больница, но туда каждый день отправляют пациентов, там тоже скоро мест совсем не останется», — поделилась информацией медсестра из Черкесска.

Что касается средств индивидуальной защиты, по словам самих медиков, все сильно разнится. Например, на каждого врача-педиатра выделяется 2 многоразовых комбинезона. Их выдают для поездок на вызов к больным с подозрением на коронавирус. То есть за весь день врач может поехать только к 2 пациентам, на третий вызов в день, в случае необходимости, медик поехать уже не сможет.

«Респиратор выдавался 1 раз и то после скандала. Маски не выдавали, дали рулон марли, чтоб мы сами шили, но самодельные маски не могут так хорошо защищать, они не прилегают плотно к лицу. Неоднократно приходилось покупать за свои средства одноразовые и многоразовые маски, но по требованиям их надо менять каждые 2 часа — не напасешься», — поделилась мнением врач одной из центральных районных поликлиник.

Сотрудники местной больницы также подтвердили слова врача поликлиники, рассказав, что и их обязывают покупать или шить маски самостоятельно, но даже марли не выдают.

«Перчатки выдаются — около 10 пар в день. Одноразовые халаты, а чем они помогут? Да, ничем не помогут, а чумные костюмы никто не дает. И так было всегда, за свои деньги покупаем лейкопластыри, шприцы, системы, особенно если пациент скандальный. Государство не выделяет, а свои нервы дороже», — рассказали медики.

Однако, по словам собеседников, с закрытием амбулаторий и отделений больниц на карантин, работающим учреждениям стало доставаться больше средств индивидуальной защиты.

«Несмотря на это, руководство предупреждает, что одноразовые комбезы придется использовать повторно после их дезинфекции. Причиной высокой заболеваемости медиков является не только плохое снабжение СИЗ, но и отсутствие инструктажа как снимать, как надевать защитные костюмы, как за ними ухаживать и в чем замачивать», — добавил врач городской поликлиники.

Избирательное тестирование

Сотрудники педиатрии и вовсе остались без выплат с формулировкой «вам не положено». То, что выплаты им не положены несмотря на работу с ковидными детьми, это было понятно по опыту других медучреждений.

«За апрель не было выплачено ничего, в связи с тем, что якобы не было подтвержденного случая, хотя у взрослого населения было много положительных тестов, а у многих из них есть дети. За май, еще не знаю, так как детей с симптомами стало больше, и мы уже их начали проверять», — рассказал собеседник.

Он отметил, что с главным врачом уже обсудили риски выездов в семьи с ковид, обращались на «горячие линии» в Минздрав. В республике педиатры полностью выпадали из списков на доплаты по коронавирусу, возможно, ситуация изменится сейчас, но в зарплатах за апрель никаких премий не было. То же, к слову, касается и фельдшеров.

«Сейчас все чаще начали подтверждаться диагнозы у семей с детьми, мы детей наблюдаем, первое время мы не выезжали на дом, наблюдали дистанционно, но с начала мая появились дети, к которым надо ехать, каждый день по одному, по два выезда к детям с подозрением. Родители требуют делать тесты. По 415 постановлению нам должны были начислить выплаты потому, что риск был, и в постановлении прописано, что они рассчитаны на медработников, которые контактировали непосредственно, и на медработников из группы риска, но многие жалуются, что выплат не получили, хотя даже соцработники деньги уже получили, а медики сидят на голой зарплате», — посетовал собеседник.

Хуже всего то, что самих врачей практически не тестируют, хотя попыток «выбить» анализы медики не оставляют.

«Мы постоянно находимся в опасности и что хуже всего — именно мы можем быть источниками заражения как для пациентов, так и для своих семей. Возможно, отказ тестировать врачей связан с указаниями „сверху“ — ввести ограничения по списку медиков, работающих с COVID. Якобы медик, не работающий с ковидными пациентами и заразиться не может, а если заразился, значит в системе есть проблемы», — пояснил собеседник.

Лживая статистика

Если обратиться к официальной статистике, в Карачаево-Черкесии выявлено 1654 случая заражения коронавирусом, даже по сравнению с соседними регионами цифры завидные. Однако врачи считают, что все не так хорошо, как хотелось бы.

«Статистика по коронавирусу в республике искажена. Врачей просят придержать показатели, особенно по детству. Поэтому больные дети были, но в статистику не попадали. По смертности тоже показатели занижают, об этом говорят врачи, которые сами работают в штабе, где принимают ковидных пациентов», — рассказала одна из медиков.

Она заявила, что республика к пандемии совершенно не готова, потому что все отделения забиты, свободных коек нет, и в случае продолжения роста заболеваемости без разворачивания новых госпиталей КЧР не справится.

Кроме того, сильно подводит лаборатория — на весь регион она работает одна и ее катастрофически не хватает. Из-за загруженности лаборатории результаты тестов приходится ждать по 3 дня.

«Один из критериев по выходу из самоизоляции — предоставление 70 тысяч тестов на 100 тысяч населения, но нам разрешают делать тесты только в тяжелых случаях. У пациента должна быть температура не ниже 38,5. Тесты не делаются контактным лицам, детям из семей, где уже подтвержден ковид. Требования не соблюдаются. Я лично знаю семью, где диагноз подтвердился у матери, но ни детям, ни супругу, ни другим близким родственникам и друзьям тесты делать не стали. Вот цена „хороших“ показателей», — пояснила врач одной из поликлиник республики.

Зато в Instagram-аккаунте у главы КЧР Рашида Темрезова большая часть постов посвящена слаженной работе всех ведомств, успешной борьбе с новой коронавирусной инфекцией.

«Объем тестирования у нас почти вдвое превышает установленные нормативы. Коечного фонда у нас достаточно. У нас действует 4 инфекционных госпиталей, оснащенных всем необходимым оборудованием и количеством врачей. Сейчас мы готовим дополнительные койки в больницах для долечивания и реабилитации больных коронавирусной инфекцией. В этот непростой период мы неоднократно убеждались в героизме врачей и среднего и младшего медицинского персонала. Много вопросов поступает ко мне по поводу тестирования. Могу точно вам сказать, что мы начинали со 100 тестирований в день, сегодня эта цифра составляет почти 1000 тестирований в день», — заявил 1 июня Темрезов на странице в Инстаграм. А на днях он заявил об открытии пятого госпиталя.

Глава республики также добавил, что продлевает самоизоляцию до 8 июня, однако с учетом того, что республика, по его словам, вышла на пик болезни и выходит на три рекомендованных требования Роспотребнадзора, ограничительные меры могут снять раньше.

"