Posted 7 октября 2021,, 14:23

Published 7 октября 2021,, 14:23

Modified 16 октября 2022,, 19:16

Updated 16 октября 2022,, 19:16

Бессмысленно и «беспощадно»: зачем атаковали аккаунты феминисток Северного Кавказа

7 октября 2021, 14:23
На аккаунты феминисток Северного Кавказа массово накрутили подписчиков-ботов. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, был ли смысл в этой атаке и к чему она привела.

В телеграмм-канале «Подвал Чечни» 28 сентября появилось сообщение об атаке ботов на ряд инстаграм-аккаунтов. «Мне написал один брат, попросил распространить следующее: Ассаламу алейкум (…) ахи я профили всех фемок поставил на спам, Анохиной накрутил 100к подписчиков, феминисткам Дагестана 10к и так далее. Если их сейчас поставить еще на массовые жалобы за спам, их могут блокнуть», — говорится в сообщении. Далее там указаны десять аккаунтов, среди них личные страницы людей, в том числе дагестанского журналиста, главного редактора портала «Даптар.ру», активиста правозащитной группы «Марем» Светланы Анохиной, а также движения «Марем», оказывающего помощь пострадавшим от насилия, и издания «Даптар.ру». На момент публикации страницы не были заблокированы, но некоторые оказались закрыты.

Автор сообщения просит пожаловаться на аккаунты за спам. «Это займет у тебя пару минут, но в этом инша Аллах1 большая награда», — говорится в тексте.

Во вторник на канале появилось новое сообщение об атаке ботов. Там говорится, что ситуация приводит к падающим охватам в указанных аккаунтах. Кроме того, найдены новые страницы для атаки.

Атака из-за слова

Дагестанский журналист, главный редактор портала «Даптар.ру», активист правозащитной группы «Марем» Светлана Анохина рассказала, что обычно подобные накрутки происходят в связи с какими-то информационными событиями.

«До этого последняя история была с налетом на нашу кризисную квартиру группы „Марем“ и с похищением оттуда Халимат Тарамовой. Тогда тут же на меня подписалось огромное количество аккаунтов, но молчаливых: то ли 50, то ли 60 тысяч. Они были по большей части без публикаций либо с одной-двумя публикациями, все с каким-то аббревиатурами вместо имени. Сразу понятно, что это бот», — рассказала Анохина.

По ее словам, на последнюю атаку, которая произошла 28 сентября, она просто «не обращала внимания и дико смеялась». «Дело в том, что я свой Instagram не расцениваю как самую важную площадку. Я же журналист. У меня есть печатные издания, СМИ. В Instagram личная страничка, иногда с какими-то важными для меня высказываниями, но все равно это дополнительный садик, по которому я выгуливаю свои эмоции», — пояснила собеседница.

Анохина предположила, что последняя атака была связана с тем, что уже давно слово «феминистка» вызывает бурную реакцию у подобных людей. «То есть, само по себе как будто является страшным преступлением, если женщина говорит о себе, что она феминистка. А я говорю это на каждом шагу. И тут у нас еще идет процесс, битва за детей Нины Церетиловой, где я принимала участие тоже, и разные другие», — отметила журналист.

Что касается группы «Марем», то, как рассказала Анохина, активисты там занимаются «реальными живыми делами». «Мы вытаскиваем женщин из страшных ситуаций, эвакуируем их и спасаем, предоставляем адвоката. А Instagram — это отражение нашей деятельности и площадка, куда нам могут написать люди, которые нуждаются в помощи», — пояснила она.

Собеседница предположила, что человек, накручивающий ботов, не представляет себе жизнь вне соцсети. «Ему кажется, что если Instagram забанить кому-то, то человек умирает», — добавила она.

По словам Анохиной, в публикации об атаке сказано, что автор «решил побороться». «Бороться ему с чиновниками? Они ему дадут по башке. Бороться с ментами? Дадут по башке три раза. Бороться с какой-то серьезной проблемой? Это требует сил, денежных затрат, если речь идет о нищете или коррупции. Это все опасно. Если тебе больше ничего бедному не остается, и на тебе пижамка с „Микки Маусом“, ты можешь побороться с фемками», — заключила она. Собеседница добавила, что в этом случае на его стороне оказывается огромное количество сторонников.

Анохина рассказала, что нечто подобное проделывали с аккаунтами оппозиционных деятелей на момент выборов. «Там на это выделяли деньги, здесь делают это бесплатно и с религиозной подоплекой. Это смешно, нелепо, жалко. Мне даже обидно, что у меня такие мелкие, ничтожные противники. Иногда я думаю: «Господи, мне столько лет, я столько всего накуролесила в своей жизни, столько всего натворила, и хорошего и не очень. Неужели я не заслужила нормального, полноценного, сильного, отважного, мощного врага? Почему вокруг меня сплошные какие-то «недосопли»? Вот это моя большая претензия к жизни», — заключила она.

На что боролись

Соавтор книги «Письма папам» Аида Мирмаксумова рассказала, что раньше не сталкивалась с подобными накрутками.

«Автор (поста в Telegram) преследовал цель закрыть нам рот. Причем мой блог не только о феминизме, там большую роль играет Франция и французский сыр. Но от темы феминизма я не могу отойти, так как родилась и выросла в Дагестане, я журналист и соруководитель проекта „Отцы и дочки“, соавтор книги „Письма папам“. То есть я все время в этой теме с женскими проблемами», — пояснила собеседница. По словам Мирмаксумовой, в своем аккаунте она в том числе разрушает стереотипы кавказских женщин и рассказывает о том, что женщина, в первую очередь, должна думать о себе. «Почему у нас в семье принято, что если в семье рождается девочка, то она всем все должна-должна-должна. А мальчик — это царь и король?», — добавила блогер.

По словам Мирмаксумовой, она сначала переживала, что когда боты массово начнут отписываться, ее закинут в теневой бан. «Но у меня такая замечательная аудитория: они стали меня поддерживать, активно лайкать посты, расшаривать, отправлять реакции, приводить своих друзей. И сейчас, когда идет автоматическая отписка этих ботов, у меня идут плюсы — другие реальные блогеры на меня подписываются», — отметила она.

Собеседница сообщила, что до этой накрутки на странице было чуть больше тысячи подписчиков, сейчас их почти 24 тысячи. «У меня как у блогера с больше 10 тысячами подписчиков есть возможность вставлять линки. Я их вставляю и продаю книгу „Письма папам“ — это та книга, против которой мизогинные мужчинки, антифеминисты топят и говорят, что женщины рот открыли и так далее. Благодаря им у меня есть возможность продавать эту книгу онлайн», — рассказала она.

Мирмаксумова сообщила, что не знает, как «накрутчики» отреагировали на озвучивание этой темы в СМИ. «Я так понимаю, что они тоже продолжили кого-то искать. Дальше тоже будут тратить свои деньги на это, вот делать людям нечего. Шаурму бы себе купили, и то полезно бы было. Мне кажется, шаурма интереснее, чем накручивать ботов на девчонок, но у каждого свои приоритеты», — добавила она.

Бессмысленность

Специалист по информационной, компьютерной и сетевой безопасности Сергей Вакулин полагает, что накрутка на аккаунтах, несомненно, была.

«Автор сообщения в Telegram уверяет, что нужно нажать три точки и далее жаловаться. Но у всех компаний процедура блокировки аккаунта осуществляется немного иначе. Количество жалоб никак не влияет на процедуру. Достаточно будет одной жалобы, если будет нарушение их регламента. Я просмотрел, и нарушений нет. То есть, накрутка подписчиков к блокировке не относится никак», — отметил специалист. По его словам, максимум, который может сделать Instagram в этом случае — это исключить накрученных подписчиков.

Что касается трат на такую накрутку, то по словам Вакулина, их сложно назвать.”Есть специальный сервис по накрутке подписчиков, лайков и так далее, и там внутри есть своя валюта. Например, монета. Вы выполняете задания — получаете монеты, и можете их потратить на накрутку. То есть, здесь могли быть использованы денежные средства или нет», — сообщил эксперт.

При этом, по его словам, те пользователи, которые многократно будут жаловаться на одного и того же человека без доказательств, могут быть сами заблокированы. «То есть, в принципе, то, что там написано, бессмысленная трата времени. Автор вряд ли знаком с регламентом социальных сетей. Конечно, это размещено в Telegram, но если бы такой пост был опубликован в Instagram, мне кажется, что было бы достаточно одной жалобы, чтобы аккаунт с такими призывами был заблокирован», — заключил он.

"