Posted 7 сентября 2019,, 12:06

Published 7 сентября 2019,, 12:06

Modified 16 октября 2022,, 18:29

Updated 16 октября 2022,, 18:29

Помочь бедным соседям: почему ставропольское электричество дороже для ставропольцев?

7 сентября 2019, 12:06
Почему Ставропольский край, производящий 18 миллиардов киловатт-часов в год и обеспечивающий электроэнергией соседей, платит за нее больше них, разбирался NewsTracker.

Платим за соседей?

Ставропольский край – один из крупнейших производителей электроэнергии в России. Полная установленная мощность производящих электроэнергию объектов составляет 4222 МВт. Здесь располагаются такие объекты как Ставропольская ГРЭС (2400 МВт), Невинномысская ГРЭС (1530 МВт), Буденновская ПГУ-ТЭС (135 МВт), Кубанская ГЭС-3 (87 МВт), Кубанская ГЭС-4 (78 МВт), Егорлыкская ГЭС (30 МВт), Кисловодская ТЭЦ (12 МВт). Суммарное производство электроэнергии всеми станциями достигает уровня 18 млрд кВт-ч/год.

При этом жители Ставропольского края вынуждены платить не только больше соседних регионов, которые сами получают ставропольскую электроэнергию, но и быть в сомнительных лидерах антирейтинга с самой дорогой электроэнергией в России.

Недавно «РИА Новости» рассчитало, сколько киловатт-часов смогут купить на свои среднемесячные зарплаты жители регионов России во втором полугодии текущего года. Среди регионов с самой дорогой электроэнергией фигурировал и Ставропольский край. Его жители вынуждены платить больше всех в СКФО – 468 рублей за 100 кВт/ч. Меньше всех в СКФО платят в Дагестане (258 рублей) и Чечне (268 рублей).

Ранее президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов, комментируя желание некоторых жителей Ставропольского края выйти из СКФО и войти ЮФО, отметил, что понимает, почему жители Ставрополья недовольны разницей тарифов с остальными республиками СКФО.

«Положение вещей вызвано определенной концепцией в отношении к национальным республикам, понятно, что у Ставрополья могут возникать вопросы относительно того, а нельзя ли и нам так», – сообщил эксперт.

Политик, журналист и общественный деятель Максим Шевченко считает, что вопрос тарифов вызван действиями частных лиц.

«Вопрос тарифов, которые на Ставрополье выше, – это вопрос управляющих компаний, а не государства, у нас же это отдано в частные руки. В Дагестане есть мощный каскад из семи мощных электростанций, которые строились в советское время в Каспийске – куда продается эта электроэнергия? Проблема не в том, что кто-то продает дороже электроэнергию, а в том, что у нас хаос и раздор», – указал собеседник, отметив, что Ставропольский край должен чувствовать себя адекватно, а не ощущать себя донором, который кормит другие кавказские регионы.

Посредники способствуют увеличению цены

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что регионы СКФО могут попросту получать дотации на электроэнергию.

«Вполне возможно, что есть какие-нибудь программы поддержки дотационных регионов, за счет которых они и платят меньше. Формально Конституция такого не требует, говоря лишь о том, чтобы количество средств, выделяемых на здравоохранение и образование в регионе на душу населения, было одинаковым», – сообщил политолог.

Несмотря на то, что дотации на электроэнергию в Конституции не прописаны, местные элиты в регионах СКФО достаточно хорошо умеют о них договариваться.

«Электроэнергия в Конституции не упоминается, но что всегда хорошо умели в республиках – так это добывать дополнительные средства. Делалось это умело и со знанием дела», – поделился мнением Журавлев.

Вопросы же по поводу высоких тарифов в производящем электроэнергию Ставропольском крае должны адресоваться местному руководству и посредникам.

«Почему в Ставропольском крае такая высокая цена – это вопрос к региональным властям, потому что тарификацией занимаются региональные власти, а не федеральные. Это еще и организация процесса. Опять-таки, кто поставляет электроэнергию населению: сами ГЭС или между ними и потребителями есть две-три «прослойки», которые увеличивают стоимость в полтора-два раза?», – задается вопросом директор Института региональных проблем.

Привычка к иждивенчеству

Доцент кафедры социологии и политологии СКФУ Иван Белашов считает, что высокие тарифы для жителей вырабатывающего электроэнергию Ставропольского края и низкие – для окружающих его регионов - вызваны политическим решением Москвы.

«Это экономическая цена вопроса за политическую поддержку Москвы республиками СКФО, которые будут поддерживать центр: если проанализировать любые выборы, то можно увидеть, что высочайший уровень поддержки Москвы – как раз в республиках СКФО. Есть принцип сообщающихся сосудов: если где-то становится меньше, то где-то – больше, поэтому в результате политизации экономики происходит то, что мы имеем: в центре знают, что Ставрополье в любом случае поддержит Москву. Это чистая политика, иначе бы цены для республик СКФО и Ставрополья были бы совсем другими», – уверен эксперт.

С подобным подходом некоторые региональные элиты попросту привыкают к данному положению вещей и не мыслят ситуацию иначе.

«У некоторых национальных элит вырабатывается привычка к иждивенчеству и иной подход к ним со стороны центра будет восприниматься ими как ущемляющий. Если же подход будет строиться на изменении ситуации, то последует взрыв негодования и будет сделана попытка манипулирования политической поддержкой федерального центра», – поделился мнением политолог.

Изменение ситуации, с его точки зрения, возможно, но только при желании региональных властей Ставропольского края.

"