Posted 7 июня 2019,, 17:25

Published 7 июня 2019,, 17:25

Modified 16 октября 2022,, 18:12

Updated 16 октября 2022,, 18:12

Жителей Ставрополья за 5 лет не научили управлять своими финансами

7 июня 2019, 17:25
Несмотря на 5 лет бесплатных семинаров и разъяснительной работы, жители Ставрополья по-прежнему плохо ориентируются в финансовых инструментах. Почему население края не удается научить осторожному отношению к деньгам, обсудили на круглом столе представители местной власти и банков.

Главная проблема финансовой безграмотности

Статистика показывает, что в Ставропольском крае меньше, чем в других регионах России, знают о финансовых пирамидах, о возможностях интернет-банкинга и даже о том, как подписывать договоры.

Здесь кроется основная проблема. Клиент, не понимающий условий договора, который он подписывает, — потенциальная жертва не только мошенников, но даже законных микрофинансовых организаций (МФО).

Среди клиентов МФО, где кредитуют на небольшие суммы, статистика ужасающая. Существенная часть заемщиков живет не по средствам. Каждый пятый заемщик зарабатывает меньше, чем должен ежемесячно платить по кредиту. Причем их доходы существенно ниже — в полтора-два раза.

Выяснилось также, что микрокредитами пользуются в основном женщины, их 65% среди клиентов МФО, по данным аналитического центра НАФИ.

Держатели карт в селах Ставрополья допускают не менее катастрофическую ошибку. Пенсионеры из отдаленных поселений, где нет банкоматов, чтобы обналичить деньги с карты, отправляют в город знакомых или даже просят об этом почтальона. Селяне кооперируются и отдают гонцу по 10-15 карт с пин-кодами, как рассказал глава Степновского района Сергей Лобанов. Банки, конечно, категорически против такой практики.

Кого ищут мошенники?

С такой подготовкой население беспомощно перед мошенниками. Злоумышленникам даже не приходится изобретать ничего принципиально нового.

Жертв чаще всего выбирают среди пожилых людей старше 60 лет, не образованных в сфере интернет-технологий (вне зависимости от возраста) и одиночек, которые мало контактируют с родственниками. Более 85% случаев мошенничества происходят именно с такими людьми, по данным Сбербанка. И далеко не все жертвы пенсионеры, молодежь тоже довольно часто попадается на эти уловки.

Приманки мошенников тоже хорошо изучены. Обычно вам делают якобы выгодные предложения (забрать выигрыш, купить что-нибудь). Либо сообщают о внезапной блокировке ваших карт, о проблемах у ваших родственников. Либо сообщают о задолженности перед госорганами.

В первом случае мошенники подстегивают ваше желание легких денег. Во втором случае эксплуатируют ваши страхи за жизнь родственников и собственное благополучие. В третьем случае мошенники играют на чрезмерном доверии населения к госорганам и банкам.

Как защищается банк?

Любые технологии защиты банковских операций бесполезны, когда человек не умеет ими пользоваться. Мошенники обычно пользуются данными, которые им сообщают сами клиенты.

Поэтому банки не оставляют попыток научить пользователей отличать мошенников, отметил начальник сектора противодействия мошенническим операциям ставропольского отделения Сбербанка Алексей Тарасенко.

С этой целью тот же Сбербанк с 2016 года ведет на Ставрополье образовательный проект по финансовой грамотности. Только в первый год семинары и лекции в разных районах края посетили более 80 тысяч человек. Эти мероприятия организуют до сих пор.

Технологически банк тоже обеспечен защитой. В мобильное приложение встроена антивирусная программа, банковская система отслеживает нетипичные для клиентов операции. Особое внимание банкиры уделили лимитам на переводы денег, которыми часто недовольны клиенты.

«Это может вызвать неприятие со стороны клиента в части того, что “мне это неудобно, мне это создает дискомфорт”. Об этом мы говорим, в том числе, на встречах с гражданами нашего края и пытаемся нацелить их на то, чтобы люди несколько лояльнее относились к таким инструментам, предпринимаемым финансовыми организациями. Они делаются не для того, чтобы усложнить функционирование клиентов в системах удаленного банковского обслуживания. Они делаются только для того, чтобы помочь клиентам обеспечить не только удобство финансовой своей деятельности, но и своей безопасности», — отметил Тарасенко.

Только в нынешнем году Сбербанк, по его данным, проверили более 2 тысяч дополнительных проверок. Проверили операции на сумму более 26 миллионов рублей и помогли сохранить более 1 миллиона рублей.

Что делают власти?

Власти действуют по привычной схеме, привлекая административный ресурс. Тратят бюджетные деньги на разъяснительные статьи в районных газетах, на контракты с телеканалами, на брошюры с информацией о видах мошенничества, вместе с банковскими специалистами проводят в районах семинары по финансовой грамотности.

Единственный глоток свежего воздуха — занятия для детей в игровой форме. В таком формате усваивается порядка 70% информации, в отличие лекций, где результат — 10%, отметил замминистра финансов Ставрополья Юрий Суслов.

Примерно так выглядит на практике региональная стратегия по повышению финансовой грамотности населения. Это большой федеральный проект, спущенный из Москвы. Ставрополье попало во второй эшелон регионов, которые впервые занялись финансовым образованием граждан, в 2014 году.

Пожалуй, единственный полученный с тех пор твердый результат — спустя пять лет дети заинтересовались темой финансов. Это едва ли не единственный внятный итог, который смог привести на заседании Суслов. Опрос, по его данным, показал, что 70% ставропольских учащихся хотят, чтобы в программу обучения включили уроки финансовой грамотности.

Таковы результаты завершенной пятилетней краевой программы. Новый план финансового просвещения на ближайшие 5 лет обойдется Ставрополью в 42 миллиона рублей.

"