Posted 7 января 2020,, 05:03

Published 7 января 2020,, 05:03

Modified 16 октября 2022,, 18:25

Updated 16 октября 2022,, 18:25

Что почитать ставропольцам на новогодних каникулах — топ лучших книжных новинок

7 января 2020, 05:03
Ежегодно доктор филологических наук, профессор СКФУ Ирина Иванова проводит обзор победителей и финалистов крупнейших Российских литературных премий. NewsTracker выбрал самые интересные книжные новинки этого года, которые можно прочитать на новогодних каникулах.

По признанию собеседницы, этот литературный год необычен тем, что одна из трех премий, которые обычно входят в обозрение, а именно «Русский букер», приказала долго жить, по крайней мере, временно.

«Я не буду останавливаться подробно на том, почему так случилось. Может быть, там проблемы со спонсорством. Насколько я поняла Людмилу Улицкую, там есть еще и политические проблемы, потому что, по-видимому, не все в политике премии устраивает современные культурные власти. Зато есть „Национальный бестселлер“ и очень большой шорт-лист у „Большой книги“», — пояснила Иванова.

Лауреат премии «Национальный бестселлер» — «Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова

Как отметила Иванова, Андрей Рубанов — писатель из «прилепинской» плеяды нового реализма. В основном он писал поколенческие тексты про человека, у которого кризис идентичности. Но в этот раз Рубанов взялся за сказку.

«Сюжет книги „Финист — ясный сокол“ очень последовательно и прямо идет за сюжетом одноименной сказки о мужественной девушке, которая искала своего возлюбленного. Рубанов превратил ее в совершенно оригинальный текст. Это не славянское фэнтези, хотя какие-то элементы есть. Это не фантастика. Это что-то вроде сказочного романа, но вполне реалистичного. Очень интересный язык и стилистика, интересен фэнтезийный мир, который создает автор. Это не древняя Русь, это не сказочный мир, а что-то гибридно-среднее», — рассказала собеседница.

По ее мнению, текст очень увлекательный, потому что главное в нем — это, конечно же, история любви, помощи, человеческих взаимоотношений, благородства, предательства.

«Мне кажется, что интерес к этой книге вызван теми же обстоятельствами, которыми был вызван успех саги „Игры престолов“. Книга вполне достойная и очень неожиданная для Рубанова. Есть такой критерий, который я для себя определяю как „удобочитаемость“. Не все книги удобочитаемы. Книга Рубанова вполне себе увлекает и может быть рекомендована для чтения», — подытожила Иванова.

«Я буду всегда с тобой» Александра Етоева

Еще одна книга, которую выделила профессор, понравится не такому большому количеству людей, но все же может найти своего читателя.

«По-моему, совершенно идиотское название, напоминает какой-то пошлый женский роман, но совершенно не соответствует содержанию. Тут главное пространство тундры, этнография, заинтересованность скульптора жизнью и бытом местного народа, его размышления об искусстве», — отметила Иванова.

По ее словам, действие происходит в 1943 году в лагере в Заполярье на Урале. Скульптор по имени Степан лепит портрет начальника лагеря. То, что здесь интересно, — это жизнь и быт ненцев, которые так или иначе пересекаются с основными персонажами.

«Молчаливый туземец думал иное: «Вот машина не олень, а тоже имеет душу, тоже ест, спит, болеет, любит, когда ухаживают за ней, говорят ей маленькие хорошие слова, у неё голова, глаза, уши, как у всякой живой души, она думает, смотрит на всё глазами, слушает, как ей говорят маленькие хорошие слова, злится, когда говорят большие плохие слова, или вот упрямится, как сейчас, хитрит, такое у любого бывает, дерева, камня, воды, оленя, человека, собаки <…> Если я ем мясо оленя, пью его кровь, ношу одежду из его шкуры, езжу на нём, его жиром освещаю свое жилище, то, значит, я без оленя не существую, значит, я и олень одно…» — цитата из книги.

«Калечина-малечина» Евгении Некрасовой

А вот «Калечина-малечина» — одна из самых удобочитаемых книг в этой подборке, по мнению Ивановой.

«Книга попала и в шорт-лист „Нацбеста“, и в шорт-лист „Большой книги“. Как правило, когда книга попадает в два-три шорт-листа, то это знак, что на нее можно обратить особое внимание. Сюжет достаточно простой. 11-летняя девочка Катя чувствует себя очень неуютно в своей жизни, ее не любят одноклассники, у нее нет друзей, сложные отношения с родителями, которым совершенно неинтересно, что она переживает, они ее только ругают за плохие оценки», — рассказала собеседница.

По ее мнению, Катя, как Малыш из известной книги о Карлсоне, своим отчаянием, одиночеством вызывает к жизни друга. Им оказывается Кикимора. Она похожа то ли на старушку, то ли на ребенка, обмотана тряпками, вылезает из-за плиты в кухне. У них с Катей тоже сложные взаимоотношения, потому что вначале Кикимора хулиганит. Девочка все время просыпается со спутанными волосами, а ее мама думает, что девочка делает это сама. В школе ее дразнят и считают уродиной из-за этой прически, даже учителя эту травлю никак не останавливают.

Очень любопытно описывает детский мир девочки:

«Катины глаза будто лопнули, а мочки залезли в ушные дыры. Невыросшие (прим. так девочка называет детей) превратились в мявкающих монстров. Учительница — в монстра покрупнее. Катя добралась по памяти до своей предпоследней парты. Чудовище Вероники Евгеньевны выхрипнуло знакомое Кате словосочетание. Монстр рядом с Катей приподнялся и пополз к доске. Учительницезавр снова начал рычать в рифму. Монстр принялся записывать, знакомо поводя правым плечом…»

То есть она видит мир, как каких-то монстров, чудовищ.

«Книга вполне захватывающая, достаточно неожиданно заканчивается, и меньше всего она похожа на детскую», считает собеседница.

«Опосредованно» Алексея Сальникова

А вот книги Алексея Сальникова уже не в первый раз попадают в ее обзоры.

«Сальников произвел фурор, который мне был не очень понятен, в прошлом году, когда его книга „Петровы в гриппе и вокруг него“ стала лауреатом „Нацбеста“ и вошла в шорт-лист „Большой книги“ и премии „Нос“. В книге „Опосредованно“, на мой взгляд, хорошая идея, которая не очень хорошо воплощена. Автор описывает наше общество с одним фантастическим допущением: альтернативная реальность, где стихи — это не просто текст, а настоящий наркотик. За стихи наказывают, тем более — за их сочинение. Есть стихи пропагандистские, патриотические, классические, которые не запрещены. Но если человек распространяет, переписывает или сам сочиняет — это приравнивается к торговле наркотиками», — рассказала Иванова.

Героиня — девушка Лена — сочиняет свое первое стихотворение в 17 лет и живет двойной жизнью. Половина книги — это типичный женский роман. У Лены есть муж, любовник, две дочери, которые вырастают и у них есть какие-то проблемы. Обычная семейная жизнь. С другой стороны реальность, в которой она сочиняет стихи и продает их.

Почему так возникло? Потому что люди, которые читают стихи (только они обязательно должны быть качественными), получают от этого кайф. Причем описываются разные виды кайфа:

«Скалам — восходящий и нисходящий, в зависимости от возникшего восторга, похожего на взлет или пикирование; будда, превращающий голову в спокойного наблюдателя за окружающим; ривер, делающий так, что мир втекает в тебя, как воздух; и тауматроп, необъяснимо и прекрасно совмещающий речь и ее изнанку в одну притягательную картину», — цитирует Иванова.

Линор Горалик и ее книга «Все способные дышать дыхание»

По мнению собеседницы, очень фрагментарная книга, которая не имеет сквозного сюжета, а состоит из разных небольших новелл, связанных одной темой.

Действие происходит в Израиле после какого-то очень странного катаклизма, в результате которого Израиль оказался изолирован от остального человечества. Интересно то, что называют словом «асон» — «катастрофа». Израиль переживает отдельный от всего мира апокалипсис. Часть городов просто проваливается. Появляется буря, которая стесывает с человека кожу и заставляет вспоминать самое плохое, что он когда-то совершил.

«Но самое главное — заговорили животные. Это и составляет центр сюжета. Научившись говорить, звери не поумнели, не приобрели человеческий интеллект. Тут есть шикарные эпизоды, связанные с жирафами, бегемотами… Хитрые еноты устраивают торговлю продуктами. Здесь есть и юмор, и трагизм. Написана довольно сложно, но книга очень достойная, она действительно не похожа на все, что до этого я читала, а это, мне кажется, большой комплимент», — отметила профессор.

«Дни Савелия» Григория Служителя

По мнению собеседницы, из всех книг этого сезона «Дни Савелия» — наиболее читаемая.

«И я читала, и мои студенты читали — обрыдались. Григорий Служитель — актер, закончил режиссерский факультет ГИТИСа. Это первая его книга. Он не писатель как таковой, но человек, который, как видно, любит котов. Всех, кто любит котов, эта книга захватит и доставит много забавных и трагических минут. Кроме того здесь очень классные иллюстрации», — рассказала Иванова.

По ее словам, художница иллюстрирует все этапы биографии главного героя от того времени, когда он был котенком и жил в коробке. Он переходит от одного хозяина к другому, испытывает все сложности.

«Его едва не забивает до смерти какой-то кошачий маньяк. Он встречает свою любовь. Причем так трогательно, один из хозяев героя кастрирует, и его любовь платоническая. Но описывается это не как прикол, без иронии, а на высокой трагической ноте. Описываются его чувства, переживания, абсолютно по-человечески. Видно, что у автора есть травмирующий опыт, связанный с личной потерей», — отметила собеседница.

«Дождь в Париже» Романа Сенчина

Роман Сенчин — достаточной известный писатель из круга новых реалистов, автор романов «Елтышевы», «Зона затопления». По мнению Ивановой, «Дождь в Париже» — достаточно забавная книга.

«Герой — Андрей Топкин, 40 лет мечтал побывать в Париже и однажды приехал туда. Но за те дни, которые он там проводит, он Париж так и не увидел, потому что находился в депрессии, связанной с уходом жены, и напился. Каждый день он напивается в номере, куда-то выходит до ближайшего места, где можно купить алкоголь, потом думает: надо же, наверно, куда-то сходить. У читателя возникает жуткое желание взять и надавать ему по морде, засунуть головой под холодный душ и сказать: „Скотина, да сходи же уже куда-нибудь“», — рассказала собеседница.

Книга определенно вызовет эмоции у читателя. Плюс там много забавных моментов, например, главный герой все время сравнивает Париж с Тувой, и делает это по-своему убедительно.

"