Posted 6 декабря 2020,, 08:02

Published 6 декабря 2020,, 08:02

Modified 16 октября 2022,, 18:53

Updated 16 октября 2022,, 18:53

Долговая яма: когда Ставрополье сможет жить без дотаций

6 декабря 2020, 08:02
Уровень закредитованности бюджета Ставрополья сохранится на ближайшие 10 лет. Что сократят в бюджете и как краю сократить долги, разбирался NewsTracker.

Долги растут

Ранее стало известно, что на будущий год уровень долговой нагрузки на краевой бюджет прогнозируется в размере 58% от доходов или 36,4 миллиарда рублей.

В последующие годы ожидается, что долговая нагрузка на бюджет Ставрополья будет постепенно снижаться. Но изменения будут волнообразными — минимальная нагрузка ожидается в 2025 году (38%), а в 2029 году снова вырастет — до 41%.

Такой прогноз приведен в дополнительном соглашении между министерствами финансов РФ и Ставропольского края. Регион с 2017 года расплачивается перед Минфином РФ за бюджетные кредиты на общую сумму 15,7 миллиарда рублей.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров рассказал о грядущей экономии, заверив, что правительство не намерено жертвовать «социалкой».

«Вы знаете о решении сократить на 10% объемы и вложения через национальные проекты и продлении их до 2030 года. Мы обнуляем все наши крупные мероприятия. Остается четыре мероприятия, которые мы пока что планируем. Это нам принесет 700 миллионов. Мы переносим сроки строительства, это порядка 11-12 миллиардов рублей. Немного притормаживаем объемы вложений в стройку. Социальные нормы и социальные выплаты, индексация социальных выплат будет обеспечена на 100%», – сообщил политик в ходе прямой линии.

Также отметил, что доходная часть составит порядка 124 миллиардов, а расходная часть бюджета будет около 120 миллиардов.

«В этом году мы по расходам имеем 157 миллиардов. Дефицит в 3 миллиарда, мы называем его – технический дефицит, он будет замещен переходящими остатками с 2020 года. Мы планируем профицитный бюджет, но профицит будет минимальный — 286 миллионов. Планируем придерживаться этой цифры», – пояснил руководитель региона.

Уходить в минус еще месяцев 8

Сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации «Опора России», член общественной палаты Ставропольского края, член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа Павле Мрвалевич считает, что решить проблему закредитованности бюджета могут бизнесмены, однако для этого необходимо время.

«Предпринимательского потенциала, чтобы Ставропольский край не сидел в долгах, у нас хватает. Инвестиции есть, это крупный капитал. Вопрос в том, что все это идет не так быстро, так как промышленные проекты реализуются сроками от пяти лет, потом выходят на окупаемость, а потом уже начинается серьезная прибыль и у предпринимателей, и у государства», – отметил эксперт.

Кредиты, которые накапливались долгие годы, выплатить сразу сложно, ситуацию усугубила пандемия COVID-19.

«Наш регион еще не так сильно закредитован, как другие, кредит в которых превышает несколько бюджетов, но вопрос закредитованности решать надо. Думаю, что, если будет все хорошо, в течение нескольких лет этот вопрос можно решить. На данный момент средств недостаточно, чтобы погасить кредиты, так как они накапливались около 15 лет, потому что бюджет социальный и других вариантов для его пополнения не было. В какой-то момент все было погашено за счет продажи краевого имущества. А сейчас есть надежда на национальный проект. Отдельный вопрос – пандемия, которая значительно портит ситуацию: мы потеряли год и, думаю, потеряем еще месяцев восемь», – указал Мрвалевич.

Ставропольский край не находится в отчаянном положении, но в будущем путем недопущения подобных ситуаций является кредитование через государство.

«Сама система кредитования должна проходить через федеральное казначейство с минимальными процентами, а не такими, как в коммерческих банках», – уверен специалист

Важным является и тот факт, что в данный момент идет переход от административно-командной системы управления на проектную систему.

«Этот процесс идет по всей стране и зачастую встречает сопротивление чиновничества, потому что при нынешней системе им проще. Выстраиваемая система проектного управления разрабатывает 12 стратегических направлений. По ним сделаны национальные проекты и эти проекты стали федеральными, разветвились, перешли на региональные. Дальше они все плотнее будут проводить именно правильные меры, которые будут способствовать тому, чтобы бюджет не тратился бестолково. Тем более, что есть система электронного бюджета», – сообщил собеседник.

Однако все это пока не заработало, отмечает собеседник.

«Уже все создано: и законодательная, и организационная база, и налажено обучение специалистов. Но пока еще это не дало эффекта: нет слаженности и наработанности. Когда это будет достигнуто – будут какие-то яркие и видимые вещи. Но это в перспективе», – рассказал Мрвалевич.

Помочь должно и улучшение технической составляющей, и импортозамещение.

У нас совсем плохо с семенами и со средствами защиты растений, на это мы тратим большие деньги – это должно решиться импортозамещением. Также сейчас совершенствуются системы страхования и другие важные моменты, например, продажи сельхозпродукции через биржу. Все в совокупности должно дать результат. Отдельный разговор – улучшение производительности техники: сейчас один современный комбайн заменяет 20, а в СССР в лучшие годы производилось 120 тысяч. Потенциал же региона огромен – я смотрел один отчет исследовательского центра, они пишут, что в РФ собирают сто миллионов тонн зерна в год, и есть потенциал до миллиарда. Ставропольскому краю нужно об этом задуматься», – уверен Мрвалевич.

Москве выгодны дотационные регионы

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что центру выгодна дотационность регионов.

«Закредитованность – это следствие заинтересованности Москвы в дотационности субъектов РФ. Регионы сейчас не могут свести бюджет, не сбегав в Минфин и не поклянчив, а если вы это делаете – то вам будут давать указания из Москвы как действовать. Но если вы не будете бегать в Минфин – то вы сами можете начать рулить в регионе. Система дотационности возникла именно для перебивания «ельцинского тренда: брать суверенитета столько, сколько хотите». И дотационная вертикаль стала ответом на это – задача ставилась использовать механизм дотации для достижения этих целей», – уверен эксперт.

Чтобы регионы вышли из кредитной ямы, стоит перераспределить налоги.

«Проблема может быть решена только перераспределением типов налогов. Вопрос в том, захочет ли центр это сделать. По факту, у нас нет регионов, которые создают ценностей меньше, чем потребляют: у нас есть регионы, которые создают ценностей меньше после того, как центр забирает свою часть налогов», – считает Журавлев.

При этом в РФ есть регионы, которые никогда не будут дотационными, но Ставрополье не входит в их число. Если же надеяться на увеличение налогооблагаемой базы – то оно должно быть очень значительным.

«Это те, у которых есть сырье на территории, потому что налог на недра – это единственный налог, который распределяется в равных долях между бюджетами. Все региональные доходы от налогов в два раза меньше, чем доход федерального бюджета. То есть Федерация получает 60% доходов, регионы – 30%, а оставшиеся 5-10% – это районы. Увеличение налогооблагаемой базы – это один из способов улучшить кредитную ситуацию, но если у вас все равно больше половины доходов будет уходить в центр – то вам нужна очень большая налогооблагаемая база, чтоб свести концы с концами», – поделился мнением политолог.

Полезно будет и регистрировать предприятия исключительно на территории Ставропольского края.

«Есть сырьевые компании, которые продают сырье за рубеж, зарегистрированы в Москве, но они все равно должны отдавать половину налогов в регион добычи сырья. А остальные платят там, где они зарегистрированы, где бы они не работали. Если крупные сельхозпредприятия Ставрополья зарегистрированы в Москве, то они и платят в Москву. А вот если их зарегистрировать в Ставропольском крае – возможно, и тут деньги появятся», – указал Журавлев.

"