Posted 6 декабря 2019,, 08:28

Published 6 декабря 2019,, 08:28

Modified 16 октября 2022,, 18:18

Updated 16 октября 2022,, 18:18

Смерть ставропольского микробизнеса или вывод его из тени — что принесет маркировка?

6 декабря 2019, 08:28
Чего ждать от эксперимента по маркировке — повышения цен, проблемы для бизнеса или прозрачности экономики? Корреспондент NewsTracker разбирался в ситуации.

Для чего нужна маркировка?

С 1 декабря в силу вступили новые правила по обязательной идентификационной маркировке некоторых видов товаров — духи, шины, продукция легкой промышленности (пальто, постельное белье, мерные ткани), а также фотокамеры и все, что с ними связано.

Начальник отдела организации надзора и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по СК Ольга Науменко пояснила, что теперь эти товары должны маркироваться в рамках реализации цифровой трансформации, проводимой государствами-членами Единой евразийской экономической комиссии, в которую входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Все это сделано с целью формирования единого рынка товаров.

На сегодняшний момент в России уже в полной мере запущены проекты, связанные с табачной продукцией, шубами и обувью. Законодательство предусматривает переходное положение, в котором прописаны этапы введения проекта.

К слову, некоторые ставропольчане заметили рост цен на эти товары. По словам, одного из опрошенных, сигареты, которые он курит с момента введения маркировки, выросли в цене на 25 рублей.

Увеличение сбора налогов на 700%

В настоящее время, кроме обозначенных товаров, введена маркировка меховых изделий. Она была начата в 2016 году, что позволило государству увеличить сбор налогов практически на 700%.

Однако остальные группы товаров пока не показывают столь высоких результатов.

«Для того, чтобы продавец товаров реализовывал продукцию, он должен подключиться к существующей системе маркировки „Честный знак“. С меховыми изделиями было сложнее, там была система „ГосЗнак“. Все правила утверждены правительством РФ. Маркировке подлежат товары, которые производятся, упаковываются, переупаковываются или хранятся на территории РФ. Даже если товар завезен в страну до первого ноября, но оказался не продан, он должен быть маркирован», — пояснила Науменко.

Маркировка представляет собой знак, похожий на QR-код, однако обычный сканер его не считывает. Получить информацию и проверить легальность покупаемого товара любой житель Ставрополья может, воспользовавшись своим смартфоном.

«Это можно сделать с помощью приложения „Честный знак“. Сканируя штамп, покупатель получает информацию о том, где товар произведен, когда и как он выпущен в оборот. К 1 июня 2020 система будет отображать весь путь товара до конечного потребителя», — пояснила Науменко.

Она добавила, что с 1 января 2020 года планируется ввод такой маркировки на ювелирные изделия, а с 1 июля 2020 — на молочную продукцию.

Если маркировки нет?

Роспотребнадзор как участник контрольно-надзорной деятельности за оборотом товаров в данной системе имеет узкое направление, а именно контроль за наличием знаков на товаре.

«Если контроль отсутствует, мы можем применять штрафные меры как к продавцу, так и к производителю, если он находится на территории РФ. Товар будет арестован, и дело будет направлено в суд для решения о конфискации и штрафе. По шубам такое было неоднократно. За прошедший год 59 изделий не имели маркировки и были конфискованы, в общей сложности более чем на 150 тысяч рублей», — рассказала Начальник отдела организации надзора и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по СК.

Она отметила, что штрафы относительно небольшие. Например, если штампа не окажется на обуви, духах, шинах предпринимателю грозит штраф от 5 до 10 тысяч, если на сигаретах - 10-15 тысяч. В случае с юридическими лицами, суммы выше, в среднем от 50 до 300 тысяч рублей.

«Если сумма товара без маркировки будет превышать 2,5 миллиона рублей, может быть заведено уголовное дело. Обязанность маркировать продукцию ложится на плечи производителя, на тех, кто занимается упаковкой и переупаковкой, а также на тех, кто хранит. Производители, оптовики и розничная торговля — под проверки попадают все», — пояснила Науменко.

Она добавила, что знак ставится именно на потребительскую упаковку, а если продукция завозится из-за пределов союза, то маркировку должен ставить тот, кто ввозит ее в Россию.

Дорого или недорого?

По словам собеседницы, государством эксперимент по маркировке позиционируется как не самый дорогой вариант вывести торговлю на более прозрачный уровень.

«Маркировка на шубы стоит чуть дороже, так как их выпускает ГосЗнак — они более жесткие к идентификации и считыванию. Остальные маркировки могут наноситься типографским способом, самое главное внести их в систему. Чем больше товара, тем меньше выйдет себестоимость нанесения», — рассказала Науменко.

Она отметила, что продавцам для работы в системе не надо приобретать отдельно оборудование, устанавливать терминалы, как это было, например, с алкоголем. Подойдет и обычная онлайн-касса, которую обязаны использовать продавцы для передачи данных в налоговую.

«Бизнесу может быть тяжело, если он был нелегальным с какими-то отклонениями, рассчитывал на то, что его не поймают. Зато покупатель теперь может быть уверен, что приобретает Chanel №5, а не нечто, разлитое в соседнем подъезде. Это не говорит о том, что мы получим рынок дорогих товаров, это говорит о том, что мы не будем переплачивать за товар, который не является тем, чем хочет казаться. Таким образом мы уменьшим оборот контрафактной продукции», — подытожила Науменко.

При этом, с учетом сложившейся на Ставрополье экономической ситуации, проявился большой пласт общества, которые не гонятся за «честной» маркой.

«Качество товаров, особенно если говорить об одежде и обуви, падает. Если раньше, покупая фирменные джинсы или кроссовки, я знала, что мне их хватит на пару лет, то сейчас даже брендовые вещи изнашиваются за сезон. Мне гораздо удобней покупать подделки по цене в 2-3 раза дешевле оригинала, чтобы выкинуть и забыть. А не сожалеть, что я потратила несколько тысяч рублей на кеды, которые расклеились после первого дождя», — рассказала ставропольчанка.

Цены поднимутся

Однако не все видят в эксперименте по маркировке сплошные плюсы.

Сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации «Опора России», член общественной палаты Ставропольского края, член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа Павле Мрвалевич сразу сказал, что стоит ждать повышения цен.

«Один маркировочный знак на единицу продукции стоит 50 копеек. Второе, что может влиять на стоимость продукции, это новые кассовые аппараты. Новые виды товаров по-разному маркируются. Шубы маркировались радиометками, например. Дальше возможно будут и другие варианты. Придется или перепрограммировать кассы, или покупать к ним сканеры двухмерные для считывания DataMatrix кодов», — отметил Мрвалевич.

По его словам, только DataMatrix коды поддерживают шифрование и позволяют зашифровывать данные о продукции, ее изготовлении и маршруте, что позволяет максимально отслеживать продукцию.

«Бизнес ждут материальные затраты. Нужно будет или совершенствовать кассы, или изменять программное обеспечение в будущем. Докупать оборудование и перепрограммировать кассы, а придется, потому что те кассы, которые начали ставить в 2016 году, с начала этого эксперимента по маркировке уже нуждаются смене версий, а одна версия — это 6-7 тысяч рублей», — рассказал собеседник.

И конечно, это скажется на экономике региона. Как отметил Павле Мрвалевич, на Юге России бизнес преимущественно это торговля, она составляет 87% малого и среднего бизнеса. От продовольственных до непродовольственных — автомобили, одежда, обувь, последняя уже подвергалась маркировке, а до 2024 года маркироваться будут все товары, которые на территории РФ производятся или завозятся.

Пострадает микробизнес

«Нагрузка особенно скажется на микробизнесе. Затраты на знаки, затраты на электронный документооборот. Вся информация будет передаваться по электронному документообороту, путем универсального передаточного документа. А чтобы перейти на электронный документооборот, нужно заключить договор с оператором. Купить программу КриптоПро. Выполнить все требования. Обучить людей. Совершенствование оборудование. Плюс закупка для производителей и импортеров знаков на каждый объект и на общие упаковки», — рассказал собеседник.

По его мнению, оборудование для нанесения знаков на упаковку стоит недешево, но для крупного бизнеса это небольшие затраты. Вот и получается, что для потребителей маркировка пойдет только на пользу, например, молочную или другую скоропортящуюся продукцию не получится продать просроченной. Государство выигрывает за счет увеличения сбора налогов, а малый бизнес проигрывает.

«Конечно, маркировка, онлайн кассы и безналичная оплата — сведут на нет все серые схемы товарооборота. Если бизнес работал „в белую“, он может сильно перехода и не заметить, а те виды бизнеса, которые имели большой процент серых схем, ощутят на себе новый закон серьезно. С увеличением прозрачности, например, за 10 месяцев 2019 года у нас собираемость налога возросла на 38%. А рост экономики за этот же период составил 0,7%. Получается роста почти нет, а собираемость огромная. А все благодаря усилению контроля», — разъяснил собеседник.

Он добавил, что в таком случае государство должно потратить эти деньги на помощь бизнесу.

«Те ставки налогов, которые существуют у нас сейчас, рассчитывались на несобираемость налогов. А теперь эти суммы собираются, открытость стала выше, значит государству надо приступать к снижению налоговых ставок. Иначе в этих условиях многий бизнес просто не сможет выжить», — подытожил сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации «Опора России».

"