Posted 6 октября 2017, 07:11

Published 6 октября 2017, 07:11

Modified 20 августа, 17:07

Updated 20 августа, 17:07

Ставрополье лишилось производства станков

6 октября 2017, 07:11
Политика импортозамещения декларируется в РФ уже третий год, но заметных результатов нет. Одним из слабых мест, как выяснил NewsTracker, оказалась ниша станкостроения, которая не готова поставлять производственное оборудование в нужном объеме.

Сокращение импорта

Около 80% производственных линий на российских заводах устарели и требуют замены, сообщает «Бизнес-вектор» канала РБК. При этом поставки импортного оборудования, по данным Торгово-промышленной палаты РФ, заметно сократились. Зарубежные производители постепенно теряют рынок в России, их замещают российские аналоги.

«Где-то до марта 2014 года из Италии и Германии мы ввозили около 6000 станков. Сейчас 3000. Но зато мы растем в станкостроении, у нас производство растет по 12% каждый год в эти три года после того, как санкции ввели», — рассказывает президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Но отечественное предложение пока крайне ограничено. Производством станков в России занимаются всего 56 компаний.

Время изобилия прошло

В советское время Ставропольский край тоже был вписан в отрасль станкостроения, вспоминает руководитель регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Василий Травов. В эпоху плановой экономики на Ставрополье работали сразу несколько крупных заводов, выпускавших промышленные станки: фрезерные, деревообрабатывающие. Одним из крупнейших был ставропольский завод «Красный металлист», который в 1970-е экспортировал станки для обработки древесины в 54 страны.

«Тогда у нас на импортном оборудовании работало мало предприятий. Наверное, не более 30% было импортного оборудования, остальное было наше, советское», — вспоминает Травов.

Сейчас, по его словам, ставропольские предприятия занимаются только сборкой импортных деталей, чтобы сэкономить на более дорогостоящем готовом оборудовании.

Ставрополье выбирает импорт

Сейчас на Ставрополье действительно нет ни одного предприятия станкостроительной отрасли, подтверждает Минпром края. Развивать отрасль не помогают никакие меры господдержки, хотя таким предприятиям край готов предоставить налоговые льготы, льготные займы под 5% годовых, субсидии на модернизацию производства и возможность аренды земли без торгов.

Потребители этой продукции в регионе сами не очень заинтересованы в отечественных станках. Ставропольские заводы, по официальным данным, закупают у отечественных производителей всего 15% станков, остальное — импорт. Причем не всегда дело только в качестве.

«Согласно отзывам представителей отрасли, по ряду позиций невозможно найти российских аналогов импортного производственного оборудования российского производства», — отмечают представители Минпрома Ставрополья.

Максимум на что сейчас способны производители промышленного оборудования на Ставрополье — это линии для обжарки сыпучих продуктов и для упаковки пищевой продукции.

Подбирая западные технологии

Однако покупка иностранного оборудования тоже не панацея, поскольку зачастую в Россию привозят б/у станки, снятые с иностранного производства. По словам руководителя регионального отделения РСПП Василия Травова, в большинстве своем это еще не списанное оборудование, но передовым его нельзя назвать.

«Там модернизация идет очень быстро. У нас же рабочая сила в избытке, а там рабочей силы не хватает. Поэтому они стараются внедрять все самые последние новинки, чтобы сократить количество рабочих за счет автоматизации производства. За одно повышается производительность труда, человеческий фактор уменьшается», — пояснил собеседник.

В таком положении, по его словам, ни о каком технологическом лидерстве России речи быть не может. Запустить механизм технологической конкуренции в России, по мнению Травова, могут только условия рыночной экономики.

«Жизнь заставляет их следить за тем, чтобы не отстать. Иначе конкурент завтра купит новое оборудование, а он останется за бортом. А для нас это оборудование прогрессивно, значительно увеличивает производительность труда и более автоматизировано, чем наши существующие линии. Это шаг вперед для нас. Но, конечно, мы не можем всю жизнь так работать, чтобы покупать оборудование, которое вышло из модернизации, а мы будем его подбирать, это совершенно неправильно», — считает Травов.

Мало импортозамещения

Чтобы восстановить в стране собственное производство станков, по мнению Травова, необходимо предложить заводам целевую господдержку, которой пока не существует.

«Чтобы заниматься производством оборудования и любого инструментария, нужен высокий технологический уровень. А это значит, что нужна очень серьезная модернизация. А серьезная модернизация требует серьезных вложений… Поэтому вся металлообработка и все производство требует серьезной поддержки», — считает Травов.

Но объявленная в России политика импортозамещения, по его словам, не решает всех проблем отрасли станкостроения. В нынешнем виде политика импортозамещения, по мнению Травова, помогает только вытеснить с российского рынка иностранных производителей и поставить на их место отечественных.

В программе господдержки станкостроения, по словам Травова, не хватает ориентации на собственные технологии. «Если создается производство, оно должно выместить какое-то иностранное производство. Это тоже правильно. Но чтобы поддержать производство собственного оборудования, этого пока нет», — отметил собеседник.

Подпишитесь