Posted 6 сентября 2021,, 15:01

Published 6 сентября 2021,, 15:01

Modified 16 октября 2022,, 19:29

Updated 16 октября 2022,, 19:29

Выйти из кризиса: Альберт Авдолян восстановил завод удобрений

6 сентября 2021, 15:01
После сложной процедуры банкротства производственная площадка перешла под управление новой компании. Пришедший в 2018 году антикризисный инвестор Альберт Авдолян сдержал свое обещание вернуть заводу статус градообразующего.

Город, недавно стоявший на пороге энергетического кризиса, получил новую надежду. О том, как восстанавливали ГМЗ — в материале NewsTracker.

В городе Лермонтове завершилась реорганизация Гидрометаллургического завода (ГМЗ). Созданное в 1967 году производство минеральных удобрений окончательно вышло из кризиса, вернув своё истерическое название «Алмаз Удобрения». Процедура банкротства ГМЗ завершилась, несмотря на противодействие ряда кредиторов. Самое главное — 25 тысяч жителей Лермонтова больше могут не бояться остаться без тепла и горячей воды в преддверии зимы.

Холодная осень 2018-го

В памяти многих жителей Лермонтова еще свежи воспоминания трехлетней давности. В сентябре 2018 года стало известно, что единственная теплоснабжающая организация города — ТЭЦ, принадлежащая ЗАО «Южная энергетическая компания» (ЮЭК) может остановиться из-за долгов перед «Газпромом». То есть в преддверии зимы 25 тысяч человек могли буквально остаться без отопления. Казалось, в XXI веке такое невозможно. Но угроза была вполне реальной.

Дело в том, что ЮЭК технологически и экономически очень тесно связана с градообразующим предприятием — Гидрометаллургическим заводом. Половину производимого пара ЮЭК поставляла на ГМЗ, а оставшаяся тепловая энергия шла на отопление города и выработку электричества. В такой связке два предприятия долгие годы работали на себя и на жителей города.

Однако копившиеся годами финансовые проблемы ГМЗ в конце концов привели к кризису. Завод перестал забирать пар с ТЭЦ и платить за него. Теплоснабжающее предприятие, в свою очередь, задолжало за газ около 300 млн рублей. Поставщик — государственный «Газпром» — тут же заявил, что готов перекрыть вентиль, закрыв глаза на судьбы 25 тысяч горожан.

В ситуацию вмешались губернатор Ставрополья и прокуратура. Владимир Владимиров своим постановлением ввел в Лермонтове режим чрезвычайной ситуации, а прокуратура через суд добилась запрета для «Газпрома» перекрывать газовую трубу. И пока был взят тайм-аут, власти региона начали спешно искать выход из ситуации.

В поисках инвестора

В конце 1940-х годов в Лермонтове по указанию Иосифа Сталина начали строить сверхсекретное производство по добыче и обогащению урана для военных целей. В Советском Союзе тогда создавали свою первую атомную бомбу и уран был стратегически важным ресурсом. В течение 1950-60-х годов в окрестностях Лермонтова добыли достаточно урана для обеспечения военной мощи СССР — ядерного оружия стране хватило до конца холодной войны.

В 1967 году для захоронения урановых отходов в городе была принята программа рекультивации хвостохранилищ. Секретное градообразующее предприятие было перепрофилировано под переработку апатита и выпуска минеральных удобрений. Побочный продукт — фосфогипс — использовался для обеспечения радиационной безопасности шламонакопителя.

В 1990-е годы, как и многие предприятия по стране, ГМЗ столкнулся с трудностями. Завод начал испытывать перебои с поставками и трудности со сбытом, сотрудники месяцами сидели без работы и зарплат. Компания пыталась диверсифицировать производство — были даже идеи выращивать цветы на продажу или изготавливать керамические изделия. В 2000-х годах завод, который еще оставался в государственной собственности, начал расширять основное производство, освоил выпуск моноаммонийфасфата. Дела начали налаживаться.

В 2005 году сбыт продукции ГМЗ начал осуществляться через специально созданную фирму ООО «Торговый Дом «ГМЗ». А в 2009 году двое сотрудников предприятия выкупили у государства контрольный пакет акций за 123,7 миллиона рублей. После приватизации завод резко начал наращивать кредитную массу. Банкам на бумаге обещали направлять средства на развитие компании. Однако на деле целевым образом использовалось не более 30% заемных средств. Остальные деньги растворялись в карманах новых собственников. Так продолжалось до кризиса 2018 года, когда огромные долги ГМЗ уже невозможно было скрывать.

Общая сумма кредитов завода к тому моменту достигла 5 миллиардов рублей. Перед руководством Ставрополья в таких условиях встала задача срочно найти предприятию нового инвестора, который попытается вытащить завод из долговой ямы и обеспечить его стабильную работу. Губернатор Владимир Владимиров обратился с предложением к крупным предпринимателям, но все лишь разводили руками: с таким бэкграундом вкладываться в предприятие — гибельное дело.

Состояние компании не отпугнуло лишь предпринимателя Альберта Авдоляна. Для оценки состояния бизнеса он отправил на Ставрополье своего партнера Андрея Коробова, который на месте взялся за дело. Авдолян принял решение в первую очередь погасить долги ЮЭК в размере более 300 миллионов рублей и выплатить зарплаты работникам ГМЗ — свыше 200 млн рублей.

Комплексный план реорганизации предприятия содержал в себе значительные риски. Новому инвестору требовалось вложить в завод от 1,5 до 3 миллиардов рублей с освоением за два-три года. Вместе с партнерами Альберт Авдолян выкупил 75% плюс одну акцию АО «ГМЗ» и 100% акций ЗАО «ЮЭК». Кроме того, предприниматель выкупил большую часть долгов у основного кредитора — Сбербанка. И уже в ноябре 2018 года завод снова выпускал продукцию.

Свет в конце банкротства

Началась двухлетняя эпопея с банкротством ГМЗ — несмотря на усилия инвестора, формальные условия позволяли основному кредитору обратиться в Арбитражный суд с заявлением о несостоятельности. В конце концов, в результате банкротства можно было надеяться на запуск компании «с нуля».

Но тут в дело вмешались представители прежних собственников компании, которые едва не довели завод до ручки. Один из кредиторов предприятия — зарегистрированная в Челябинске фирма с размером требований в 30 тысяч рублей — всячески вставляла палки в колеса. С ней заодно действовала московская юридическая контора, которая также препятствовала нормальному процессу банкротства, оспаривая каждое решение суда. За обеими структурами стояли бывшие собственники компании. Несмотря на их усилия, за два с половиной года процедура банкротства подошла к логическому завершению — активы ГМЗ передали ООО «Алмаз Удобрения».

Все это время завод не стоял на месте, а постепенно возвращал утраченные позиции градообразующего предприятия. На ГМЗ запущена программа модернизации. Заменена большая часть оборудования, обновлены технологии производства минеральных удобрений, приведены в порядок производственные цеха и административные здания, благоустроена территория. Сотрудникам компании повысили зарплаты: инженерно-техническому персоналу — в два раза, рабочим — на 30%. Аварийность на предприятии удалось снизить на 80%. В компании приняли долгосрочную программу развития, согласно которой валовая выручка в ближайшие пять лет должна вырасти в три раза, а EBITDA — в пять раз.

Предприятие возобновило свои социальные программы. На заводе начал действовать Центр обучения и развития сотрудников, стали внедряться программы по охране труда. Создали Союз молодых специалистов. Для детей сотрудников возобновили проведение утренников и экскурсий на производство. ГМЗ вновь стал вкладывать в социальную сферу города, участвовать в жизни горожан. В частности, завод начал проводить общегородской День химика, выделил средства на реконструкцию парков и скверов, участвует в поздравлениях ветеранов.

Новое руководство компании уделяет большое внимание и экологической составляющей деятельности. В 2020 году специалисты госкорпорации «Росатом» провели комплексное радиологическое обследование хвостохранилищ в Лермонтове и подтвердили их стабильность. В 2021 году «Алмаз Удобрения» подписало с «Росатомом» соглашение о сотрудничестве при рекультивации шламонакопителя.

"