Posted 6 июля 2017,, 11:26

Published 6 июля 2017,, 11:26

Modified 16 октября 2022,, 17:32

Updated 16 октября 2022,, 17:32

Ставропольских дальнобойщиков обложили данью

6 июля 2017, 11:26
Система штрафов, призванная защитить дороги от перегруженных большегрузов, породила масштабную коррупционную схему, в которую вовлечены перевозчики Ставропольского края и соседних регионов, рассказали NewsTracker сами водители фур.

В 2015 году на территории всей Российской Федерации начали действовать обновленные правила дорожного движения, в соответствии с которыми штрафы за перевес для крупногабаритного и тяжеловесного транспорта увеличились в несколько раз. Однако перевозчикам нерентабельно возить загруженные наполовину машины.

Взятка ради экономии

Информацию о системе взяток сообщил NewsTracker водитель зерновоза, пожелавший остаться неизвестным.

«Взятки для водителей большегрузов, действительно, существуют. На территории Ставропольского края они составляют в среднем 5 тысяч рублей, а для ИП, на которые мы работаем, от 15 до 20 тысяч рублей за каждую машину», – рассказал водитель.

По словам собеседника, деньги приходится давать, чтобы не составляли штраф на нанимателей - около 20 тысяч на каждый большегруз. Поездка из Ставрополя в Новороссийск может обойтись для предпринимателя в 80-100 тысяч рублей только за один грузовой автомобиль (при учете, что остановят на 4 постах). Водителю намного проще. Официальные штраф на одном посту 5 тысяч рублей и 2,5 тысячи, если оплачиваешь в двадцатидневный срок. А если решить проблему на месте, то можно отделаться 500 рублями для обычного "КамАЗа" и 1000 за трехостный тоннар с прицепом.

«На границе Ставропольского и Краснодарского краев нет весового контроля. Но в близости от границы дежурят обычные патрульные машины сотрудников ДПС. Они каждый раз останавливают нас и берут по 100 рублей за автомобиль. Сумма, конечно, небольшая, но за одну поездку нас может остановить два и даже три-четыре таких патруля», – пояснил водитель.

Непосредственно в Ставропольском крае, по информации собеседника, весовой контроль действует на Деминском и Изобильненском кругу, но в этих пунктах можно заплатить лично сотрудникам ГИБДД.

В Краснодарском крае цены на перевес еще выше. Самый дешевый весовой контроль водители проходят перед Кропоткиным. А самый дорогой – в станице Владимирская.

«В Кропоткине мы платим 300 рублей за автомобиль, потом отдаем еще по 1000 рублей в Усть-Лабинске. Взятка в станице Владимирская – 2500 рублей», – сообщил собеседник.

Абонемент на проезд

Подобная система действует не только в Ставропольском крае, но и в других регионах страны.

Как рассказал координатор Объединения перевозчиков России в Ростове-на-Дону Евгений Высочин, эта система характерна для всего юга России.

В частности, в Ростовской области, как сообщают перевозчики, действует абонемент на беспрепятственное передвижение перегруженных автомобилей. Стоимость такого абонемента на месяц обходится компаниям-перевозчикам в 400 тысяч рублей.

По данным СМИ, эта же схема работает в Москве и Санкт-Петербурге. Там водители платят ежемесячную таксу с автомобиля. После оплаты абонемента водители крепят табличку на лобовое стекло, чтобы их не останавливали.

Как рассказал перевозчик из Ростовской области, таблички во всех регионах разные.

«В Воронежской области это табличка со словом «Родина», в Ростовской – «Колос», в Краснодарском крае – «Урожай». Эти машины не тормозят на постах совсем. Такая схема сегодня выгодна перевозчикам, ГИБДД, элеваторам и портам», – сообщил собеседник.

Водители, с которыми общались корреспонденты NewsTracker, отмечают, что они и их наниматели вынуждены платить взятки. Потому что заполнять большегрузы товаром только наполовину не выгодно, особенно после введения по всей стране платной системы проезда по федеральным трассам «Платон». А штрафы за перевес сейчас очень высокие. В таких условиях, по словам водителей, прибыли лишаются все.

ГАИ отрицает взятки

Глава ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов рассказал, что в Ставропольском крае система контроля за весом крупногабаритного транспорта временно не осуществляется.

«Нам запретили сейчас работать самостоятельно. С мая этого года мы не взвешиваем автомобили, но начали разработку системы совместного контроля. Она объединит в себе специалистов трех ведомств: ГИБДД, владельцев автодорог и Ространснадзор», – сказал Сафонов.

До этого, по словам главы Госавтоинспекции Ставрополья, в течение нескольких лет на территории края действовали 9 передвижных пунктов по контролю за весом фур. Он сообщил, что чаще всего нормы по тоннажу нарушают водители, перевозящие зерно или сыпучие грузы: отсевы, песок, гравий. Также он рассказал, что проведенная внутренняя проверка не выявила среди сотрудников ГИБДД фактов взяточничества с водителей крупногабаритного транспорта за перевес.

«У нас есть служба собственной безопасности, которая занимается оперативным контролем. В этом году мы провели более 10 совместных мероприятий. Фактов получения средств, взяток не задокументировано, но были факты, когда водителей просто не привлекали к ответственности», – сказал Сафонов.

По его данным, сотрудников, которые просто отпускали перегруженные большегрузы без составления протокола о нарушении, привлекли к дисциплинарной ответственности.

При этом совсем недавно в регионе разыгрался скандал, когда стало известно, что один из сотрудников ГАИ Пятигорска пожаловался президенту РФ Владимиру Путину. В его заявлении говорилось, что полицейских заставляют брать взятки с водителей и ежедневно сдавать командиру взвода 4-5 тысяч рублей. В самом ведомстве провели проверку и выяснили, что человек с такими данными, какие указаны в жалобе, никогда там не работал.

Региональный «Платон»

На территории Ставропольского края уже не один год вводится запрет на проезд большегрузов по городам в летний период. По мнению специалистов, именно груженые и перегруженные машины портят асфальт. Но они портят асфальт не только в черте города. От излишнего веса страдают как муниципальные, так и федеральные и краевые дороги. Для ремонта федеральных дорог в условиях кризиса, когда у правительства не хватает средств, была введена система «Платон».

Но не все участники дорожного движения согласны с таким мерами. Многие перевозчики, по данным ведущего аналитика ООО «Аналитик-Сервис» Антона Быкова, уверены, что разрушение дорог, прежде всего, происходит из-за нарушения государственных стандартов при их строительстве. Поэтому, как сообщает Быков, из более чем 1,5 миллиона большегрузов России, в «Платоне» зарегистрировано порядка 500-600 тысяч машин, а остальные пытаются обходить законодательство либо не регистрируясь в контролирующей системе, либо превышая разрешенный тоннаж и нанося еще больший ущерб дорогам.

При этом Ставропольский край в этом году от работы «Платона», по данным министра строительства и дорожного хозяйства региона Игоря Васильева, получит 377 миллионов рублей. Большая часть денег, порядка 300 миллионов, как заверил глава ведомства, будет направлена на ремонт почти 60 участков дорожной сети края. Он также сообщил, что подсчитать точный ущерб, который наносят груженые и перегруженные фуры федеральным и краевым дорогам очень сложно, но в крае ищут способ найти дополнительные средства.

В федеральный закон, по данным Васильева, еще не внесли изменения, которые бы давали регионам право взимать плату по системе «Платон». Сейчас такое право есть только у владельцев федеральных автомобильных дорог. Поэтому водители, чтобы не платить по «Платону», как рассказал министр, часто съезжают с федеральных трасс и объезжают платные участки по краевым дорогам.

«Поэтому мы планируем сделать новую систему весового контроля. Для этого министерство совместно с ГИБДД Ставрополья определило места и планирует установить 27 рамок там, где чаще всего ездят такие автомобили. Это в основном Кочубеевский район, Кировский район, часть Георгиевского района», – сказал Васильев.

Планируется, что полноценно система заработает к концу 2018 года. На арках, как сообщил министр, установят специальную операционную систему, которая будет контролировать вес автомобилей. «Важно, чтобы эта система работала совместно с другой операционной системой, которая в будущем сможет взимать плату за проезд уже по краевым дорогам по примеру «Платона»», – отметил министр.

Чиновники ожидают, что нарушений станет меньше, потому что водителям будет не выгодно платить большие штрафы, а объехать эти пункты будет нельзя.

"