Posted 6 мая 2021,, 10:03

Published 6 мая 2021,, 10:03

Modified 16 октября 2022,, 18:57

Updated 16 октября 2022,, 18:57

Старый новый ход. Чего ждать Ставрополью от рокировки правительства

Старый новый ход. Чего ждать Ставрополью от рокировки правительства

6 мая 2021, 10:03
Фото: Медиахолдинг1Mi
На Ставрополье заканчивается антикоррупционная проверка в отношении членов краевого правительства, которая продолжается полтора месяца. Отставка правительства обернулась всего лишь переназначением. Политологи рассказали NewsTracker, чего ждать региону от старого нового правительства.

Хроника рокировки

Накануне майских праздников стало известно о завершении антикоррупционной проверки в правительстве Ставрополья. С 30 апреля заместители губернатора вступили в свои права.

Напомним, 15 марта губернатор внезапно отправил в отставку всех 7 зампредов правительства края и руководителей всех 15 министерств. Сразу искать замену всему правительству губернатор не собирался. Все отставленные министры и зампреды сохранили посты, только в статусе исполняющих обязанности.

Наконец, 30 апреля появилось официальное постановление губернатора о назначении нового состава правительства. Назначены 7 вице-премьеров. Часть министров до сих пор остаются в статусе исполняющих обязанности.

В составе правительства всего одно новое имя — Юрий Коваленко, о котором почти ничего неизвестно. Еще двое относительно новых имен: Сергей Бабкин и Сергей Дубровин.

Бабкин вошел в состав правительства в декабре 2020 года. Он занял место Вячеслава Гладкова, который ушел на губернаторство в Белгородскую область. До скандальной отставки правительства Бабкин находился в статусе и.о., но теперь официально вступил в должность.

Чуть раньше место среди вице-премьеров занял Сергей Дубровин, который 8 лет возглавлял управление Следственного комитета в Ставропольском крае.

Цели внезапной отставки правительства эксперты связывают в основном с необходимостью срочно восстановить репутацию, подпорченную чередой громких арестов. Напомним, «разгону» правительства предшествовало задержание вице-премьера Александра Золотарева. Его подозревают в получении нескольких откатов при помощи министра строительства и архитектуры края Алексея Когарлыцкого. Бывший министр проходит по 7 уголовным делам о взяточничестве.

«Правительство недоверия»

Полтора месяца в отставке прошли напряженно. Свое недоверие губернатору даже осмелились высказать коммунисты из КПРФ. Но их позиция оказалась настолько невнятной, что никакого продолжения эта история не имела. В своем заявлении они связали губернатора коррупционными узами с арестованными чиновниками, но закончили понимающим тоном — нашли губернатору оправдание в порочности основ капитализма.

Объявленный антикоррупционный аудит правительства, по мнению экспертов, на самом деле ничего не решает. Если даже тестирование на детекторе лжи (в 2015 году) не застраховало правительство от коррупционных скандалов, то нынешняя проверка выглядит еще менее эффективной.

«Просто провели аудит. Ну давайте вспомним многолетнюю проверку на детекторе лжи. И что она дала? Большая часть правительства оказалась под уголовным преследованием. Поэтому говорить об эффективности правительства после аудита не представляется возможным», — считает политолог Сергей Кулагин.

В действительности этот политический спектакль, по мнению экспертов, давно лишен зрителя.

«Все мы последние 8 лет наблюдаем результаты работы правительства. Большинство членов оказались в СИЗО и в тюрьме, поэтому и произошло это обнуление правительства. В новый состав правительства вошли практически те же самые лица. Блогосфера уже окрестила его “правительство недоверия”. И я полностью согласен с этим определением. Сегодня доверия к правительству со стороны населения практически нет. По закрытым срезам оно ниже 20% сегодня в регионе», — поделился мнением Кулагин.

По его мнению, исправить ситуацию и начать действовать переназначенное правительство сейчас неспособно. Напряжение среди чиновников сохраняется, серия громких коррупционных дел в любой момент может продолжиться, отмечает Кулагин.

«Якобы окончился аудит на коррумпированность. Но все сегодня в ожидании очередных задержаний и посадок среди членов правительства… Об эффективности работы тех же самых лиц, над которым продолжает висеть Дамоклов меч, который никуда не исчез, не может состояться какая-то эффективность его работы. Сегодня запрос в регионе на новые лица, на эффективных управленцев, на профессионалов своего дела. Единственный такой человек, кого можно отметить из числа членов правительства, это Лариса Калинченко, которая отвечает за финансы в крае. Сегодня на ее женских плечах держится вся финансовая структура Ставропольского края. По остальным членам правительства я, как политолог и как житель региона, даже не могу прокомментировать», — считает собеседник агентства.

Работа правительства перешла в Instagram

Позиции самого губернатора, по мнению экспертов, довольно шаткие. Владимирова удерживает в кресле губернатора, как считает Кулагин, совпадение нескольких факторов: пандемия и предвыборная кампания.

«Это маленькая соломинка, за которую зацепился Владимиров, и благодаря которой продолжает свою деятельность на должности главы региона», — отметил Кулагин.

Назвать работу Владимирова полностью провальной, по мнению политолога, нельзя, но и прорыва, обещанного ямальской командой в далеком 2014 году, тоже не случилось.

«Мы прекрасно помним лозунг, с которым приехал Владимиров и его команда: “Время вырваться вперед”. Прошло почти 8 лет, и ни одного рывка мы так и не увидели. Да, есть точечные крупные инвестиционные проекты (только за 2020 год на Ставрополье привлечено 233 миллиарда рублей частных инвестиций, помимо федеральных средств). Это очень хороший показатель. Но на практике мы видим, что за реализацию этих крупных проектов страдают члены команды Владимирова… Каких-то крупных рывков по экономическим показателям у региона не было. Мы наоборот сегодня опускаемся все ниже и ниже в различных рейтингах экономической привлекательности, инвестиционной привлекательности», — рассказал Кулагин.

Основные просчеты, допущенные нынешним руководством региона, по его мнению, — игнорирование проблем восточных территорий и передела сельхозугодий между крупными холдингами.

«Если на КМВ поток финансирования составляет миллиарды рублей до конца 2030 года, то восток региона практически деградирует. Апанасенковский, Арзгирский районы оставляют желать лучшего — там необходимо быть губернатору. А они с министрами ходят фотографируются и выставляют это в Instagram. Вся работа правительства свелась исключительно к показухе», — отметил Кулагин.

«Отряд не заметит потери бойца»

Для старожилов ставропольской политики отставка, по мнению политологов, не станет потрясением. Конечно, будут учтены ошибки попавшихся на взятках коллег, но основную стратегию это не изменит.

«Правительство будет действовать, как и прежде. Нет оснований менять свой алгоритм действий. Зачем? Они же остались на своих местах, значит, все правильно. Ошибки арестованных новое правительство учтет. Понятно, что никто не хочет повторить судьбу тех министров, которые сели. Но учесть ошибки - не значит менять стратегию… Никто не собирается отказываться от нацпроектов, будут реализовывать те же люди, так же, как и собирались. Отряд не заметит потери бойца (чиновников, которых посадили). Ну, бывает. Во всякой профессии есть свои слабые стороны», — отметил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Эксперты расходятся только в прогнозах на перспективы старого нового правительства. По одной версии, дни нынешнего руководства региона сочтены — ближайшим рубежом предлагают считать сентябрьские выборы, после которых начнутся перестановки в региональном правительстве. По другой версии, Владимиров может в очередной раз избежать серьезных последствий после громких скандалов — как это было в случае с выплатами жертвам наводнения в 2017 году.

"