Posted 5 сентября 2019,, 16:51

Published 5 сентября 2019,, 16:51

Modified 16 октября 2022,, 18:29

Updated 16 октября 2022,, 18:29

Отмена оценок в школах: будет ли полезна на Ставрополье западная система?

5 сентября 2019, 16:51
Насколько пагубно влияет оценочная система на школьников Ставропольского края и стоит ли вообще ее отменять и заменять чем-то другим – разбирался NewsTracker.

Долой оценки и экзамены!

Дискуссия об актуальности старых образовательных стандартов в России идет давно и ее частью является вопрос о нужности оценивания школьников. Противники утверждают, что оценки негативно влияют на детей, так как при получении низких якобы травмируется психика, возникают конфликты с учителями и родителями. С их точки зрения, ребенок при оценочной системе будет работать на оценку, а не на результат, то есть для него будет важным быстро сдать и забыть предмет.

Другие критики оценок отмечают невозможность их использования в некоторых предметах. Например, возможность оценивания контрольных по химии или физике очевидна, но, например, оценки «за смысл» сочинения по «Герою нашего времени» Лермонтова представляются сомнительными: хитрецы своими словами спишут из сборника сочинений и получают заветную «пятерку», а честно изложенные мысли ребенка на фоне этого измотанного огромной нагрузкой в школе учитель оценивает на «три» или «четыре с минусом». К категории невозможности объективного оценивания подходит и такой пример как физкультура, где не все дети ввиду разницы физических данных могут выполнить норматив по бегу, прыжкам или отжиманиям «на пять».

Никуда не делась и возможность предвзятого отношения к детям, когда учитель из личной неприязни к ребенку или его родителям занижает оценки или же при сомнениях, что ему поставить, листает журнал по другим предметам и ставит то, что соответствует «образу» школьника, созданному на основе оценок. До сих пор распространены совершенно ненормальные случаи снижение оценки «за оформление» работы. В целом же, указывают критики, современная школа работает на то, чтобы сделать ребенка «таким, как все», и оценки – удобный инструмент для этого.

Есть претензии и к системе оценивания, при которой одна и та же оценка будет отражать различные знания, например, бывает «тройка», которая «лишь бы не двойка», а в другом случае ее ставят, когда ученик «чуть не дотянул до четверки». Например, в Украине еще 20 лет назад этот вопрос эффективно решили путем введения 12-балльной системы, превратив каждую оценку 5-балльной с «минусом» и «плюсом» отдельный балл.

Тема школьных оценок недавно вновь поднялась в публичном пространстве из-за двух заявлений. В первый учебный день 2019 года, 2 сентября, лидер ЛДПР Владимир Жириновский поздравил с началом занятий учащихся школы № 935 в Бирюлево и призвал отменить негативные оценки.

«Я думаю, двойки надо отменять. Никаких двоек, никаких колов. Не смог ответить - ему самому будет неприятно. Я до сих пор помню, когда тройка мне была неприятна, я снова подучил предмет какой-то и сдал на пятерку», – поделился мнением политик.

Более радикально на пленарной сессии Сбербанка на Восточном экономическом форуме высказался глава организации Герман Греф. Он считает, что дети из школы выходят «инвалидами», так привыкшими к системе оценивания, что когда она прекращается, полностью расслабляются и не собираются ничего делать.

«Это катастрофа... Одна из моих личных целей – убить экзамены», – подчеркнул банкир.

Зазубривание вместо запоминания

Методист ГБУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению “Альгис”» Денис Панченко не отрицает, что в оценочной системе есть немало минусов.

«Проблема оценок – это то, что они подталкивают детей к «зазубриванию» предмета вместо его понимания. Давно известно, что «закрытые» темы в голове не держатся, вот и ребенок: получил оценку по теме – и забыл. Все, что завершено, будь то тема в школе или сериал – забывается, так устроен наш мозг», – сообщил специалист.

Он считает, что оценочная система образования говорит о том, что есть «правильный» ответ, а есть «неправильный» и если в точных науках это нормально, то не для всех гуманитарных это будет работать.

«Еще один минус оценок – это то, что школьники подстраиваются ради них под учителя, то есть учатся быть соответствующими его ожиданиям, например, пишут в сочинениях не то, что сами думают, а то, что понравится преподавателю. Более того, они часто подстраиваются под настроение педагога, то есть знают, когда нужно быть активными, когда посидеть тихо, чтобы получить его благосклонность, а вместе с ней и хорошую оценку. В серьезном минусе зависимости оценок от настроения учителя есть небольшой плюс: вырабатывание умения находить общий язык с учителем, то есть определенные социальные навыки», – уверен Панченко.

Он считает, что стандартизация детей в школах часто лишает их способности к самостоятельному мышлению.

«Современное образование приводит детей к «стандарту», лишает их возможности импровизировать, творчески мыслить, иметь свое мнение. И в будущей взрослой жизни он будет оставаться в рамках, будет бояться иметь свое мнение, отличаться от остальных», – отметил собеседник.

В плюсах оценочной системы скрыты и минусы.

«Плюсы оценочной системы вполне очевидны: это, прежде всего, хоть иногда и искривленное, но отражение успеваемости ребенка. Расхваливаемая «соревновательность» в оценках иногда работает, но иногда и дает обратный эффект: ребенок боится быть отличником, так как сверстники будут его дразнить и насмехаться, то есть, опять-таки, он будет ориентироваться на «средний» результат. Из плюсов оценочной системы могу отметить мотивацию, которая, однако, может сработать и против успеваемости ребенка, то есть мотивировать его «не выделяться», чтоб не быть подвергнутым насмешкам», – указал специалист.

Важно понимать, что оценки не информируют родителей в достаточной мере о проблемах их детей, а являются лишь одним из источников информации.

«Для хороших родителей оценочная система – это один из способов быть в курсе того, что происходит с учебой их детей, где нужно подтянуть, заняться с репетитором, а где быть спокойным, что все хорошо. Для очень занятых же родителей, не имеющих возможности или не желающих вникать в проблемы детей, оценки являются единственным способом, неким «маркером»: то есть если у ребенка хорошие оценки – значит, в школе у него все в порядке, плохие – надо поругать. То есть проверка оценок у одних родителей идет на пользу детям, у других – заменяет взаимодействие с ними», – считает Панченко.

Вместе с тем он не считает полезной моментальную перестройку всего образования.

«Образовательная система, несомненно, должна меняться, однако устраивать сразу «революцию» и отказываться от всех старых наработок, включая оценочную систему, было бы пагубно. Негативные оценки, безусловно, нехорошо влияют на ребенка, «двойка» не мотивирует ребенка, а, зачастую, наоборот. На смену оценкам, например, могли бы прийти дополнительные задания, например, в случае плохого ответа по истории, школьник должен был бы проработать, освоить и все равно сдать тему», – отметил собеседник.

Разумным, с его точки зрения, было бы создание пробных школ.

«Мы имеем возможность постепенно продумывать те реформы, которые кажутся нужными и апробировать их не сразу по всей стране, а в нескольких школах, естественно, только с полного согласия родителей. В каждой школе будет свой вариант: где-то вообще безоценочный, где-то только без негативных оценок, где-то – с оценками только в старших классах и так далее. Таким образом эмпирически можно будет выявить наиболее эффективный вариант и внедрить его повсеместно», – поделился мнением специалист.

Отменить оценки в младших классах

Заслуженный мастер спорта России, победитель XXVII летних Олимпийских игр, чемпион мира, чемпион Европы, многократный обладатель Европейских кубков заместитель председателя комитета Думы Ставропольского края по образованию, культуре, науке, молодежной политике, средствам массовой информации и физической культуре Игорь Лавров считает, что для младших классов отмена оценочной системы была бы полезна.

«Для начальных классов это было бы интересно, не расстраивать малышей, чтобы они ходили в школу с удовольствием и интересом, за границей их поощряют различными звездочками, сердечками и так далее. Они должны полюбить ходить в школу, находиться в классе, в обществе одноклассников. Но уже когда нужно проявлять лидерские качества и проявлять знания все-таки без оценок не обойтись», – указал спортсмен и политик.

Также имеет значение и предметы, по которым важна либо не важна оценка.

«Нужно смотреть и по предметам. То есть, например, если у мальчика или девочки что-то не получается по физкультуре, то, конечно, не стоит их отталкивать от предмета плохими оценками: у каждого свое физическое развитие. Например, в спортивных секциях никто не выделяет лучших и худших оценками, а, наоборот, подбадривают, и ребенок начинает тянуться к хорошим результатам, вырабатывать внутренний стержень», – уверен Лавров.

А наличие стрессов из-за оценок и экзаменов, с его точки зрения, зависит от семьи.

«Так называемые стрессы перед контрольными или экзаменами, считаю делом внутрисемейным. Все зависит от того, настроят ли ребенка правильно: пойти, спокойно сдать экзамен и отправиться в будущую жизнь, или же нет», – поделился мнением собеседник.

"