Posted 5 февраля 2019,, 16:01

Published 5 февраля 2019,, 16:01

Modified 16 октября 2022,, 18:05

Updated 16 октября 2022,, 18:05

Дети или архив: какой будет судьба легендарного семейного детского дома в Ставрополе

5 февраля 2019, 16:01
В 2019 году в здание семейного детского дома Коргановых переехал архив министерства образования Ставропольского края, а Милери Корганов продолжает борьбу за его восстановление. В подробностях разбирался NewsTracker.

Гибель первого в стране семейного детского дома

Мало кто знает, но первый в СССР семейный детский дом был создан в Ставрополе в 1989 году. Идея его создания принадлежала воспитательнице школы-интерната Татьяне Коргановой. Она написала главе страны Михаилу Горбачеву письмо, на которое он откликнулся. Под эти цели власти выделили двухэтажное здание на улице Октябрьской, которое быстро привели в порядок.

Детей здесь воспитывали различных, в том числе с патологиями и отклонениями в развитии. Всего в семейном детском доме было воспитано почти 50 детей. За такую работу Татьяна Васильевна была награждена государственными и церковными орденами.

«Наша мама была награждена орденом Почета 5 мая 1997 года в Кремле и орденом Святого Благоверного царевича Дмитрия, который вручил лично Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй 14 октября 2002 года», – рассказал ее сын Милери Корганов.

Однако не всех чиновников тогда устраивало существование в Ставрополе подобного учреждения. Министерство образования твердо вознамерилось организовать здесь обычный детский дом вместо большой семьи. В 2005 году дом был зачем-то передан в краевую собственность. Параллельно шли непрестанные проверки. Не выдержав напряжения, в 2008 году Татьяна Корганова умерла в возрасте 61 года. Здание было признано аварийным, детей выселили и распределили некогда единую семью по разным детским домам.

В аварийном здании в 2013 году был открыт «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками». В 2018 году его перевели в другое помещение. А уже в 2019 году в него въехал архив министерства образования.

В опубликованном открытом письме к тогда еще врио губернатора Ставропольского края Владимиру Владимирову и митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу член молодежного парламента при региональном парламенте Сергей Кулагин подвел печальный итог.

«Чиновничий произвол привел к тому что здание детского дома было отнято у семьи Коргановых. Семейный детский дом уничтожили, детей распределили по разным домам, а сердце Татьяны Васильевны, не выдержав всех тех трудностей, которые ей были посланы чиновниками города, к большому сожалению, не выдержало, от долгой борьбы с чиновничьим произволом она тяжело заболела и в мае 2008 года умерла. Она стала настоящей матерью для многих детей, подарив им свое тепло, материнскую любовь, отдав частичку себя, каждому из них она дала семью», – отметил общественник.

Возродить большую семью

В 2010 году сын Татьяны Васильевны Милери Корганов решил продолжить дело жизни своей матери. В какой-то момент краевые власти пошли навстречу благородному начинанию и назначили его комендантом помещений. Для начала работы семейного детского дома было необходимо перевести по документам здание из нежилого в жилое и изыскать деньги на ремонт. Однако опять поменялась власть, и затея вновь потерпела неудачу.

Теперь Милери Корганов снова пытается добиться восстановления дома. Он обращался во все краевые и федеральные инстанции, включая уполномоченного по правам ребенка Светлану Адаменко и занимавшую тогда должность председателя комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елену Мизулину.

Сейчас Корганов решил обратиться к президенту РФ, как к последней инстанции, которая сможет ему помочь.

«Наш бывший дом стоит уже пятый год пустой, за него производят оплату коммунальных услуг из краевого бюджета. На первом этаже здания третий год располагается Фонд поддержки детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, который не помог ни одному сироте. На данный момент дом передан в эксплутатацию архиву министерства образования Ставропольского края!», – сообщил педагог.

«Как объяснить чиновникам, что этот дом был построен для детей-сирот и он должен их принимать в своих стенах? Я и моя семья прожили 29 лет на этом кусочке земли, и мы безотрывно связаны с ним, зачем нам куда-то уезжать с этого места? Прошу Вас оказать человеческую поддержку и помощь в решении моего вопроса», – попросил Владимира Путина Корганов.

Прошлое здание не могут признать жилым

В 2014 году власти Ставрополья на форуме «Машук» пообещали скорое восстановление работы семейного детского дома.

«Детский дом Коргановых будет функционировать в полном объеме сразу же после небольшого, но необходимого ремонта», – сообщали они.

В том же 2014 году временно исполняющая обязанности заместителя министра Галина Зубенко указала, что здание находится в неработоспособном состоянии, а для его ремонта необходимы средства, которых нет у Ставропольского края.

«Для эксплуатации здания с круглосуточным содержанием детей необходимо привести здание в работоспособное техническое состояние, отвечающее требованиям безопасности, и признать его жилым. Для этих целей необходимы денежные средства в размере 8083,0 тыс. рублей (примерная оценочная стоимость работ в ценах 2-го квартала). Кроме того, необходимы средства на проведение противопожарных мероприятий, установки охранной сигнализации, а также приобретение оборудования и инвентаря, в бюджете Ставропольского края на 2014 год данные денежные средства не предусмотрены», – указала чиновник и отметила, что поиск других помещений для размещения детского дома ведется.

Мизулина в том же 2014 году попросила губернатора Владимирова принять все возможные меры.

«Прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, рассмотреть обращение в пределах компетенции и принять возможные меры для разрешения возникшей ситуации и передачи здания под детский дом семейного типа», – обратилась к главе региона председатель комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.

Тогда же, по словам губернатора, правительство Ставропольского края нашло площади, чтобы расположить подобного рода заведение.

«Дом, который существовал до этого уже, к сожалению, непригоден для этих целей. Я думаю, что вы, как заинтересованный и душой болеющий человек, должны организовывать его на территории края, там, где он предоставит, а мы сегодня нашли как раз для этого место. Поэтому приходите, берите площади и занимайтесь тем делом, которые вы любите», – ответил на вопрос Корганова Владимиров на пресс-конференции.

Однако педагога не устроило то, что подыскали власти. Сам Корганов объяснил свой отказ невозможностью воспитывать детей в предложенных условиях в обращении к председателю комитета по социальной политике, образованию, культуре и СМИ Валентине Муравьевой.

«Ранее меня пригласили на осмотр предлагаемого жилья для моего семейного детского дома. Это оказался многоквартирный 15-ти этажный новый дом, квартира располагается на 13-м этаже общей площадью 147 квадратных метров. Двор забит автотранспортом, вокруг пустыри с мусором, гулять с детьми негде. Я написал свой отказ», – сообщил Корганов.

В декабре 2016 года уполномоченный по правам ребенка Светлана Адаменко отметила, что не имеет полномочий для решения подобных вопросов.

«Уважаемый Милери Аркадьевич, как Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае я не наделена полномочиями создания детских домов семейного типа и, по прежнему, советую вам реализовать свое право быть приемным родителем, создать приемную семью, взяв ребенка на воспитание из детского дома, без привязки к помещению по адресу: ул.Октябрьская, 180-А», – посоветовала омбудсмен.

Также Адаменко переслала новый ответ Галины Зубенко.

«Министерством были рассмотрены альтернативные варианты решения вопроса о создании семейного детского дома. По итогам данной работы был заключен договор о намерениях с индивидуальным предпринимателем в Ставрополе на предоставление в долгосрочную аренду жилого помещения площадью 147 квадратных метров, расположенного по улице Ленина. Для ознакомления с данным помещением 12 ноября 2014 года был приглашен Корганов М.А., но в присутствии рабочей группы министерства, а также собственника жилого помещения Корганов М.А. отказался от предложенного жилого помещения в письменной форме», – сообщила замминистра.

Теперь судьба первого в стране семейного детского дома, воспитавшего почти 50 детей, вновь висит на волоске. Последняя надежда Корганова остается лишь на президента, который, возможно, как Горбачев 30 лет назад отреагирует на письмо Корганова.

"