Дорожный хаос: как починить общественный транспорт Ставрополя

Аналитика
Дорожный хаос: как починить общественный транспорт Ставрополя
Дорожный хаос: как починить общественный транспорт Ставрополя
4 декабря 2021, 20:38Фото: Медиахолдинг1Mi
Как «починить» общественный транспорт Ставрополя, почему компромиссы больше не работают и как схемы движения строят на устаревших данных, в Ставрополе прошел круглый стол с участием представителей власти и общественниками.

За круглым столом «Комплексное решение транспортных проблем Ставрополя», организованном при участии Центра управления регионом, встретились общественники и представители власти.

Вопросы развития сети общественного транспорта уже давно остро стоят в Ставрополе. По мнению общественников, большинство решений властей по данной теме основывается на неких цифрах и статистиках, которые не всегда понятны. В этом, по их мнению, кроется причина таких проблем как неправильная расстановка остановок общественного транспорта, неверная настройка светофоров, накладка маршрутов друг на друга и пробки.

Из других проблем, которые выделили общественники, главными стали полная коммерциализированность транспорта, хотя это в первую очередь социальная функция, отсутствие нужного количества сотрудников, которые бы систематизировали и доводили до правильного состояния документы, регламентирующие работу общественного транспорта. Из-за этого и бывают такие ситуации, когда автобусы и маршрутки не выходят на линии во время проверок.

Фото:NewsTracker

Взгляд в будущее через математическое моделирование

Первый заместитель председателя Думы Ставропольского края Дмитрий Судавцов заявил, что Ставрополь развивается и это неизбежно, а вместе с ним будет меняться и транспортная система.

«Нам нужно создавать некую математическую модель с точки зрения развития города Ставрополя, как именно он будет развиваться, где через десятки лет будут его границы, где будут конечные и пересадочные точки, где сеть полностью покрывает, а куда надо дать наводку бизнесу», — сообщил Судавцов.

Он отметил, что сейчас в городе наблюдается приток рабочей силы со всех сторон: с Чапаевки, Невинномысска, Ростова-на-Дону. И для того, чтобы правильно распределить потоки и понять, где нужны выделенные полосы для общественного транспорта, сейчас проходят исследования.

«Ведь Ставрополь обладает непростым рельефом, и в некоторых районах, несмотря на большое народонаселение, просто негде делать выделенки. И опять же нам придется проанализировать уровень затрат, возможно, нам потребуется повышать налоги», — добавил Судавцов.

Первый заместитель руководителя комитета городского хозяйства Ставрополя Виталий Кишкинев рассказал, что пока общественный транспорт Ставрополя еще находился в их ведомстве, они начали разрабатывать Комплексную схему организации дорожного движения, а в 2020 году, когда транспорт передали Министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, комитет передал им свои наработки.

«Основной упор там был сделан на организацию магистральных маршрутов и подвозочных. Мы общаемся с жителями, принимаем их пожелания, но техническое задание строится все-таки на регламентирующих документах», — пояснил он.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Разработка проекта по данным трехлетней давности

Руководитель комитета городского хозяйства Ставрополя Иван Скорняков обратил внимание, что невозможно сделать сразу и хорошо. Поэтому они действуют, точечно решая проблемы аварийно опасных участков и мест с заторами. Он пояснил, что сейчас разработано техническое задание для выбора организации, которая будет делать проект развития системы общественного транспорта, но конкурс будет проведен только 1 апреля 2022 года.

«Мы проводили изучение пассажиропотока глобально по городу в 2019 году. Мы успели до пандемии проанализировать ситуацию на дорогах. И на основании этих цифр подрядчик, который будет выбран по конкурсу, будет продумывать комплексное развитие транспорта», — заявил спикер.

После этого между экспертами начался спор. Общественники сравнили это проектирование с подготовкой к прошедшей войне. По их мнению, данные уже устарели, а в ближайшем будущем ситуация изменится кардинально, когда заселят «Салют» и «Красный металлист». Однако власти обосновывали свой выбор тем, что это допандемийные данные и собирать их в пандемию бессмысленно, потому что-то школы закрыты, то студентов нет, то 30% сотрудников ушли на удаленку.

Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта, в чье ведомство не так давно перешел весь городской транспорт Ставрополя, Борис Борисов рассказал, что переход общественного транспорта в их ведомство позволило увеличить финансирование, и первые улучшения уже видны. Например, организовали переход пяти магистральных маршрутов на регулируемый тариф.

«Эта работа была проведена на основе проекта подрядчика, выбранного администрацией города. Мы уже вывели в приоритет на этих маршрутах автобусы среднего класса. Это позволит уменьшить количество транспорта на улицах и улучшить качество услуг. Мы вместе с администрацией создаем техническое задание для выбора подрядчика для разработки КСОДД. Мы хотим, чтобы был изучен существующий пассажиропоток, разработаны планы развития. А потом мы будем думать, какие задачи мы будем решать в первую очередь», — заявил Борисов.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Плохие рейтинги

По словам общественников, по недавно опубликованному рейтингу качества пассажирских перевозок Ставрополь занял 72 место из 76 городов, по соседству с Махачкалой и Владикавказом.

Они предложили вариант с перенастройкой светофоров под маятниковую схему, то есть утрам больше секунд давать в одну сторону, вечером в другую или выделить полосу, которая будет менять направление движения в зависимости от движения потока.

Борисов также напомнил, что несмотря на проигрышное положение троллейбусов, предприятие стараются развивать, и в прошлом году Ставрополь подавал заявку на участие в программе Минтранса России, однако занял 52 место.

Потому что основные приоритеты, которые были сделаны Минтрансом РФ, это перевод всех маршрутов города на регулируемый тариф и 80% выделенных полос. Это лоббирование интересов крупных городов, в которых уже эти работы проведены. Мы в этом году тоже хотели подать заявку, но Минтранс сделал перерыв на пересматривание критериев. Мы писали письма им, что не сможем сформировать 80% выделенных полос и перейти сразу на регулируемый тариф мы не сможем. Это постепенная работа», — пояснил Борисов.

Представители власти, выслушав мнения общественников, предложили им посетить их отделы организации дорожного движения, чтобы увидеть и понять, как эта работа проводится не в теории, а по факту.

А также общественников пригласили к сотрудничеству, когда будет выбран подрядчик для проектирования, чтобы администрация города Ставрополя, Миндор и общественники вместе подготовили для него техническое задание, высказали свои пожелания и замечания.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Время расставлять приоритеты

Также он заметил, что Ставрополь планирует закупить 27 троллейбусов с автономным ходом. Однако общественники предположили, что без выделенных полос толку от этого не будет.

Однако Дмитрий Судавцов в ответ на это замечание заявил, что автомобилисты будут против выделенных полос для общественного транспорта.

«Нужно максимально учесть все. Транспортная сеть должна развиваться, как и оптимизация дорожной сети, в том числе троллейбусной, должны быть и парковки, пешеходные переходы должны быть», — заявил Судавцов.

Однако общественники настояли, что пришло время сделать выбор, для кого развивается город. Вторая сторона будет всегда недовольна, но всем не угодить.

По словам руководителя «Города за здравый смысл» Станислава Киреева, прошло время компромиссов, когда власти пытались угодить всем.

«Пришло время выбирать сторону. Либо делать город для автомобилистов: расширять дороги, строить парковки. Либо выводить в приоритет пешеходов, которых большинство, а значит развивать общественный транспорт и менять транспортные привычки людей. Все крупные города рано или поздно сталкиваются с этим выбором. Москва уперлась в пробки и вывела в приоритет общественный транспорт, Краснодар уперся в пробки — и тоже начал задумываться над этим. Почему мы идем по тому же неправильному пути, чего мы ждем? У нас уже четвертый день 9-ти балльные пробки в городе. Это сигнал», — заявил Киреев.

Депутат, заместитель председателя Ставропольской городской Думы Александр Куриленко добавил, что надо не просто ставить в приоритет пешеходов, но и сделать общественный транспорт максимально удобным для маломобильных групп населения, для людей в инвалидных колясках.

«Подземные и надземные пешеходные переходы — это неправильное решение, потому что все мы лет через 50 не сможем ими пользоваться. Расширение дорог тоже не решит проблему пробок в городе. В активно развивающихся районах, таких как Юго-западный, не должны ходить маршрутки — там нужны большие вместительные автобусы, хорошая велоинфраструктура

Он также обратил внимание, что общественный транспорт — это не про зарабатывание денег, а про социальную функцию.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Новая объездная и старая развязка

Представители власти отметили, что на развитие интеллектуальных транспортных систем Ставрополь потратил 500 миллионов рублей, 300 из которых федеральные. По их мнению, это позволит быстро ориентироваться в ситуации и реагировать на изменения потока.

Первый заместитель главы города Ставрополя Дмитрий Семенов заявил, что сейчас ИТС анализирует движение по улице Доваторцев: какие машины там ездят, по каким полосам, где они выезжают на дорогу, где сворачивают с нее и куда. Эти наблюдения помогут сделать вывод: разгрузит ли реально эту улицу выделенная полоса?

«В городе Ставрополе пробки утром и вечером 8-9-ти балльные. Это говорит о том, что нам нужно поток транспорта утром убрать и вечером вернуть, для этого нам нужны альтернативные пути», — заявил заммэра.

Он напомнил, что было такое решение построить трехуровневую развязку на пересечении Кулакова и Ленина, по его мнению она нужна, но обсуждая с общественниками и местными жителями, администрация пришла к выводу, что без альтернативного заезда на юг эта часть города полностью остановится.

«В оконцовке развязка разгрузит какую-то часть дороги, но пока нет альтернативного пути, строить ее нельзя. Поэтому решился вопрос в пользу объездной вдоль Кулакова. Но пока нет понятия, где она пройдет. Мы будет минимизировать прохождение по лесу и максимально приближать к промышленной зоне», — пояснил Семенов.

Он отметил, что там должно быть именно четыре полосы, чтобы не произошло как с Надеждинской дорогой, когда объездная дорога все равно вся в заторах из-за медленных большегрузов.

И обратил внимание, что надо учитывать при проектировании основных транспортных артерий то, что в Ставропольскую городскую агломерацию входят Невинномысск, Михайловск, Ипатовский, Кочубеевский, Изобильненский и Труновский районы. И объездная нужна для всей агломерации из-за трудовой миграции.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter