Posted 4 декабря 2020,, 10:18

Published 4 декабря 2020,, 10:18

Modified 16 октября 2022,, 18:53

Updated 16 октября 2022,, 18:53

Обеднеют ли местные жители из-за передачи Эльбруса в федеральную собственность

4 декабря 2020, 10:18
«Курорт Эльбрус» передали из собственности Кабардино-Балкарии в федерацию. Корреспондент Newstracker попытался разобраться, как это сказалось на местных жителях и могут ли другие курорты повторить судьбу Эльбруса.

Как и что передали

В конце октября председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о передаче акций АО «Курорт Эльбрус», зарегистрированном в селе Терскол, из собственности Кабардино-Балкарской Республики в федеральную. Указано, что Росимущество должно обеспечить передачу 100% акций организации в десятидневный срок.

«Минэкономразвития России совместно с Росимуществом в шестимесячный срок обеспечить реорганизацию акционерного общества «Курорт Эльбрус» путем присоединения к акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», — сообщается в распоряжении.

ОА «Курорт Эльбрус» занимается перевозкой пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками, не являющимися частью внутригородской, пригородной или городской и пригородной транспортных систем. Уставной капитал предприятия — 717,8 миллиона рублей. На конец 2019 года в нем числилось около 106 сотрудников.

Руководитель предприятия — президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Кабардино-Балкарии Хиса Беккаев. В открытых источниках сказано, что в прошлом Беккаев владел почти 43% «Кси-Озон», занимающейся гостиничным бизнесом, 50% «Эльборос», специализирующейся на ресторанном бизнесе и доставке продуктов.

В 2019 году «Курорт Эльбрус» выручил 195,8 миллиона, заработав 23,2 миллиона чистой прибыли.

Среди последних объявленных закупок предприятия — дизельное топливо Евро класс-2 зимнее (-32 °С) для специальной техники (3,6 миллиона), техническое обслуживание снегоуплотнительной машины Prinoth Everest S (210 тысяч рублей), лизинг на поставку пассажирского автобуса Mercedes-Benz (4,4 миллиона), лизинг на LADA Largus универсал (857 тысяч рублей). Последние два контракта были заключены 15 октября, незадолго до распоряжения о передаче.

Почему первая попытка провалилась

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев рассказал, что министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа уже пыталось забрать курорты в собственность несколько лет назад. «Тогда я входил в комиссию Общественной палаты и помню, как министерство просто давило на все кнопки. Взять в федеральную собственность то, что приносит реальный доход — почему бы и нет? Очень удобно. Мы все были против. Но, конечно, не только позиция Общественной палаты тут сыграла роль», — отметил эксперт.

По его словам, тогда Минкавказа откровенно пыталось «подгрести под себя собственность». «То есть, они не сказали, что будут проводить какой-то проект, для которого нужна собственность. А просто заявляли, что если передадут собственность в их руки, то она станет эффективней. Я тогда спросил: „А почему, собственно, она станет эффективной, если вам достанется?“. На этот вопрос мы ответа не получили», — рассказал Журавлев.

Он отметил, что это происходит еще и потому, что к курортам приковано внимание всей страны. «Поэтому, естественно, что федеральные власти, грубо говоря, не вспоминают о хлебозаводе где-то в Сибири, а курорты Кавказа сами просятся. Регионы бедные, давайте возьмем за счет федеральных средств разовьем, будет полный блеск. В этом есть своя логика», — добавил собеседник.

Директор Института региональных проблем считает, что тогда, вероятно, это была позиция только Министерства РФ по делам Северного Кавказа, а сейчас — Правительства. «Я думаю, что передача в федеральную собственность связана с необходимостью концентрации ресурсов. Если раньше можно было сказать: „Ладно, вы в республике сами разбирайтесь“. То сейчас при огромном напряжении сил и средств решили, что не стоит пускать процесс на самотек, а то может не хватить ни сил, ни средств на развитие курорта и макрорегиона», — пояснил эксперт.

Как скажется

Журавлев рассказал, что на местных жителях это скажется плохо или хорошо в зависимости от того, насколько эффективно будут распоряжаться курортом. «Если федерация увеличит пропускную способность курорта, число рабочих мест, то в этом смысле будет лучше. Если федерация возьмет и забудет про собственность через неделю, потому что у нее еще куча всякой собственности, то будет хуже. Все зависит от того, повысится эффективность управления или нет», — считает собеседник.

Он уточнил, если к федерализации подключат большой «федеральный деньгопровод», то это позволит развить курорт. «Но это не значит, что он будет развит. Будет такая возможность. Наверное, больше, чем в руках региональных властей, потому что маленькие республики бедные. Как осуществится эта возможность? Будет все сделано хорошо или какой-то добрый человек немножечко денег себе в карман намоет? Пока этого не произойдет, мы с вами знать не будем», — сообщил Журавлев.

Эксперт обратил внимание на другой аспект. «Федеральная собственность — не республиканская, не краевая и так далее. Здесь могут возникнуть трения на тему того, кому что принадлежит. Слава Богу, сейчас этого нет», — сообщил специалист.

Директор института полагает, что политические противоречия на эту тему опасны, потому что тогда уже не будет важен практический результат передачи. «Когда на Кавказе дело касается какой-то территории, какого-то населенного пункта, какой-то точки, то надо быть очень-очень осторожным. Не потому, что это не имеет практического значения. Может быть, наоборот, если руки приложат, то Эльбрус заблистает как Альпы. А потому, что для жителей Северного Кавказа земля — это не просто территория, граница, а место, в котором жили их предки. И потому оно священно», — добавил собеседник.

Эксперт пояснил, что к этому может прибавиться материальный интерес бизнеса. «Перешел Эльбрус в федеральную собственность. Сменятся люди, которые будут его облагораживать или нет? Если сменятся, то те, кого выгонят, этого не забудут. Они со слезами на глазах начнут говорить: «Отобрали. Это было наше, республиканское, кормило наш народ, а теперь будет кормить какую-то там федерацию», — предположил директор института.

Следующий курорт

Политолог, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев считает, что передача Эльбруса в федеральную собственность значит, что курорт будет развиваться как крупнейшая туристическая точка на территории России. «Это место — самая большая горная вершина Европы, очень многие хотят туда попасть. Нужно, чтобы там был мировой уровень, даже выше него. Это будут рабочие места, зарплаты, сервис, безопасность — самое главное», — отметил Матвейчев. Он пояснил, что курорт будет развиваться за счет того, что федерация будет вкладывать в него больше денег.

«Какие-то еще курорты будут переходить в федеральную собственность, но не все. В любом случае, развитие туризма должно быть одним из приоритетов. COVID не навечно, люди будут путешествовать, мир глобализуется, есть новые транспортные системы», — сообщил собеседник. Он рассказал, что многие страны зарабатывают на туризме до 15% своего дохода, некоторые — по 20%. «В России это считанные проценты, потенциал очень большой, нам есть, что показать», — добавил Матвейчев.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также считает, что следующий курорт вполне может перейти в федеральную собственность. «Хотя не факт, потому что есть фактор кризиса из-за COVID. Но если забыть о кризисе, то нужно попробовать на Эльбрусе, и если его федерализация сделает курорт более эффективным, богатым, цивилизованным, то тогда уже думать о федерализации какого-то другого курорта. Но кризис может создать ситуацию, когда об этом забудут и постараются решать проблему быстро. Тогда быстро станет важнее, чем эффективно», — рассказал эксперт. Он отметил, что пока воспринимает передачу как эксперимент. «Во-первых, получится ли сама модернизация курорта. Город-то я надеюсь, никто не тронет. А во-вторых, как к этому отнесутся местные элиты. Если встанут на дыбы, то наша власть вполне обучаема», — пояснил Журавлев.

"