Posted 4 ноября 2020,, 08:32

Published 4 ноября 2020,, 08:32

Modified 16 октября 2022,, 18:46

Updated 16 октября 2022,, 18:46

Пальнем за молодых: кто стреляет на свадьбах в Кабардино-Балкарии

4 ноября 2020, 08:32
В Кабардино-Балкарии число штрафов за стрельбу в неположенных местах выросло почти в шесть раз за год. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, с чем связан этот рост и кто стреляет в республике.

Как сказано на сайте МВД по Кабардино-Балкарской республике, в октябре полицейские остановили свадебный кортеж, участник которого стрелял в воздух. Стрелявшим оказался 22-летний житель села Алтуд, который пользовался охолощенным (светозвуковым) автоматом Калашникова.

В отношении мужчины возбуждено административное дело за стрельбу из оружия в населенном пункте. «Стрелку» грозит штраф от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.

Молодые стрелки

Это далеко не единственный человек, на которого завели дело по статье 20.13 КОАП РФ (Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в неотведенных для этого местах).

Согласно ответу МВД по Кабардино-Балкарской республике на запрос Newstracker, с начала 2020 года выявлено 28 подобных случаев, включая стрельбу из охолощенного, травматического и пневматического оружия. «Возраст людей, совершивших административные правонарушения по указанной статье, составляет: от 17 до 30 лет- 13 человек, от 30 до 50 лет — 15 и свыше 50 лет- пять», — сказано в ответе ведомства.

В документе также сообщается, что в 2019 году таких дел было заметно меньше — всего пять. Как уточнили в пресс-службе МВД республики, большая их часть приходится на свадьбы и брачные мероприятия.

«Для предупреждения правонарушений в этой сфере участковые во время обходов проводят профилактические беседы о правилах безопасного обращения с оружием и его хранения», — следует из ответа ведомства.

Откуда оружие

Девушка, которая пожелала остаться анонимной, сообщила, что лично не встречалась со стрельбой в Кабардино-Балкарии. «Но во время того, как жила возле банкетного зала в Нальчике, буквально каждую ночь слышала выстрелы. Да и несколько дней назад знакомый женился и выкладывал видео, как они танцуют национальный танец на улице, а в центре стоит парень с автоматом и стреляет в небо», — сообщила собеседница.

По ее словам, у многих жителей есть оружие. «Можно идти по улице и увидеть, что впереди у парня заткнутый за пояс пистолет», — добавила она.

Работник ресторана, который также не стал называть свое имя, сообщил, что стрельба происходит далеко не на каждом торжестве. «Ну, из пяти свадеб, стреляют на двух. А откуда они оружие достают, всем известно и без огласки», — сообщил он. По словам работника, «стрелки» или их родственники часто работают в полиции.

Чем оружие похоже на брюки

«Дагестан большой, и в столице не все видно. Кабардино-Балкария маленькая, она из столицы видна. Я имею в виду столицы республик, не Москву. То есть, пострелял кто-

нибудь в Дербенте — об этом даже в Махачкале никто не узнает. А пострелял ты где-нибудь в Горной Балкарии — до столицы дойдет за день. Все об этом узнают, и будет бумажка где-нибудь в МВД», — рассказал директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По словам эксперта, если в Дагестане представитель ключевой на этой территории национальности что-то делает, то «он как бы ничего не делает». «Никто своего наказывать не будет. А Кабардино-Балкария трехнациональная. Это уже не спрячешь просто в силу размера и количества народа», — рассказал он. К тому же, как отметил собеседник, в Чечне, например, что ли без указаний вообще не стреляют. «Два лидера подряд этому хорошо выучили», — добавил специалист.

Журавлев рассказал, что для жителей республик оружие — «это что-то вроде брюк». «Мужчина без оружия — не совсем мужчина. У нас нет этого, а у американцев и кавказцев есть. Я не могу сказать, что оружие есть у всех — точно только МВД скажет. Но по традиции мужчина должен быть с оружием. Это не специфика нации, это специфика макрорегиона: здесь ингуш от балкарца не сильно отличается», — считает эксперт.

По его словам, на московских улицах во время свадеб тоже стреляют кавказцы. «Не потому, что они дурные, а потому что это традиция», — пояснил Журавлев.

Эксперт провел аналогию с американцами. «В США есть вторая поправка к Конституции о свободном ношении оружия. Эта поправка уже давно политический смысл потеряла, она его имела в 17 веке. Но традиция осталась: правильный американец должен быть вооружен. Никакие попытки отменить эту поправку, а за последние десять лет их было много из-за террористических случаев в школах, так и не увенчались успехом», — сообщил собеседник. Он пояснил, что для внесения изменений в Конституцию надо получить согласие больше половины собраний штатов. «А их собрать так и не удается. Обычно „за“ только законодательное собрание того штата, где людей постреляли, а все остальные против», — добавил специалист.

По его словам, кавказцы в этом отношении гораздо мягче и цивилизованнее американцев. «То есть, нам бы, конечно, хотелось, чтобы они вообще не стреляли, но это уж…», — отметил он.

Журавлев рассказал, что люди на Кавказе пользуются законными способами владеть оружием. «Есть масса вариантов, которые позволяют его иметь легальным способом. Я могу законно владеть оружием, но не буду ходить по „разрешиловкам“ полтора месяца, чтобы собрать все бумажки. Мне оно не надо. А кавказский житель будет ходить. И разрешительная система МВД выдает ему право на ношение оружия», — пояснил специалист.

Почему стреляют чаще

Журавлев отметил, что в 90-е, когда горел Кавказ, в Кабардино-Балкарии было тихо. «Отчасти это было связано с Коковым первым (президентом Кабардино-Балкарской Республики с 1992 по 2005 год Валерием Коковым), который держал республику железной рукой. Отчасти с тем, что Кабардино-Балкария была точкой „водного“ перемирия, туда ехали и бандиты, и офицеры внутренних войск лечиться. Там не стреляли не те, не те», — уточнил он.

Эксперт уточнил, что потом, с одной стороны, исчезло «водное» перемирие. «Кабардинские власти начали прижимать тех, кто лечил бандитов. С другой стороны, ослабла сама власть. Ни один следующий руководитель республики не вел себя, как Коков первый, у которого, если что, у любой двери мог оказаться милицейский патруль», — сообщил Журавлев.

По его словам, жители и раньше были готовы стрелять, но при Кокове первом это было более опасно. «Тогда было, как сейчас при Рамзане Кадырове в Чечне. Ты выстрелить можешь, только потом получишь по полной программе. Поэтому никто и не стрелял», — сообщил он. При этом эксперт предположил, что если бы стрелять было совсем можно, то не было статистики в МВД по этой теме. «Но все-таки это не такое серьезное правонарушение, как это было во времена Кокова первого», — заключил он.

"