Posted 4 октября 2020, 16:45

Published 4 октября 2020, 16:45

Modified 16 октября 2022, 18:36

Updated 16 октября 2022, 18:36

Смерть дизайна. Почему Ставрополь после дня города назвали столицей плохого вкуса

4 октября 2020, 16:45
Как в Ставрополе создаются арт-объекты, почему не все «украшения» нравятся горожанам и оправданы ли опасения о превращении Ставрополя в районный центр, разбирался корреспондент NewsTracker.

Тюльпаны на день города

День города Ставрополя, который отмечали на прошлой неделе, запомнится горожанам открытием нескольких новых арт-объектов. Однако далеко не все из них вызвали восторг жителей города.

Так, в одном пабликов разгорелся спор вокруг новых топиарных тюльпанов, «выросших» в сквере на Крепостной горке.

«Мы с такими инсталляциями в райцентр скоро превратимся. Нужно сделать все, чтобы это безобразие убрали. А лучше придумать, как этого не допускать. Не пускать колхозников к управлению и слушать специалистов. Чиновник не эксперт и не дизайнер, поэтому не он должен принимать такие решения. Иначе Ставрополь станет столицей не края, а плохого вкуса», — писали активисты сообщества.

Но что же плохого в злополучных тюльпанах?

Начать стоит с истории топиарных фигур. Изначально, на Александровской площади возле торгового центра «Галерея» установили фигуру девушки за роялем, в котором росли живые цветы. С пианисткой можно было посидеть на скамейке, сделать фото, даже тропка там имеется, чтоб не топтать траву.

А потом к цветочному фестивалю там же на площади установили еще с десяток топиарных фигур: медведи, белочки и даже «Зеленый слоник», который стал очень популярным среди любителей артхаусного кино. После фестиваля фигуры решили не убирать, мол, зачем добро выкидывать, пусть стоит. И многим горожанам понравилось, в соцсети пачками летели фотографии с животными из искусственной травы.

А сейчас появились тюльпаны. Казалось бы, горожане должны были уже привыкнуть к топиарным фигурам. Но почему гнев вызывали именно тюльпаны?

«Потому что они уродливые. А еще откровенно непонятна цель их установки. Они стоят посреди газона, значит просто как украшение, но найдутся же люди, воспитанные другими топиариями, которые пойдут к ним фотографироваться. И таких будет немало, а значит с газоном можно попрощаться. Неужели те, кто устанавливал новый арт-объект, не думал над такими простыми вещами», — посетовали активисты.

Недавно досталось также и знакам «Под знаком все…», которые раскиданы по всему городу, однако только один из них оригинальный, созданный студией Артемия Лебедева, остальное подделки невысокого качества, и знакам «Я (сердце)…». Главный ставропольский знак, расположенный внизу каскадных фонтанов, не трогали, но вот помешанность на них районов, улиц, заведений превратила неплохую идею в пошлость.

Объекты без смысла

Урбанист Влад Бойков обратил внимание на само понятие арт-объектов. По его мнению, это некие объекты, которые должны подчеркивать особенности города, локальные смыслы. И в Ставрополе есть примеры удачных «украшений», но тюльпаны в этот список не входят.

«Почему именно тюльпаны? Почему именно там? Не понятно. Взять, например, „Памятник ветру“ — идея отличная, раскрывает город, его ветряную черту. Да, он не очень удачно расположен, ему нужно подходящее место, качественная установка, но идея работает. То же самое со слоном. Он хорош, но стоит он как будто столик из кафе вынесли — инородно», — рассказал Бойков.

Также он отметил арку в виде звезды возле театра, через которую можно пройти. Однако в остальном, по его мнению, в Ставрополе очень мало арт-объектов.

«У Ставрополя много интересных особенностей, которые можно было бы отметить в арт-объектах. Например, 45-я параллель. Есть классный арт-объект в Лондоне „Гринвичский меридиан“, который линией идет по городу. У нас тоже можно было бы такой сделать — пустить светящуюся полосу по дороге, над дорогой, по тротуару. Было бы здорово делать функциональные арт-объекты, с которыми можно вступать во взаимодействие», — пояснил собеседник.

Влад с командой в свое время хотели установить в городе детскую площадку в виде слона, чтобы и отметить звание «Родины слонов», и при этом дети могли там активно проводить время, но не сложилось. Хороший пример функционального арт-объекта, по его мнению, набережная в Казани, где людям предлагается двигать воду из трубочки в трубочку, чтобы довести ее до озера.

Другой вариант арт-объекта — небольшая, но яркая деталь, как Чижик-Пыжик на Фонтанке, который, несмотря на свои малые размеры, привлекает к себе очень много внимания. Но в Ставрополе таких смыслов мало, хотя «Ветряной человек» доказывает, что находить удачные смыслы иногда получается.

«Сейчас есть несколько идей, которые можно было бы воплотить в жизнь. Это крепость или портал на Кавказ. Да, есть Тифлисские ворота. Но они не ассоциируются с дорогой на Кавказ. Можно подумать над идеей. Ставрополь — это врата на Кавказ, переплетение культур, но у нас нет арт-объектов, которые бы рассказывали об этом», — отметил Бойков.

Все должно работать вместе

По мнению урбаниста, создание арт-объектов не должно быть абстрагировано. Все должно идти вместе — озеленение, благоустройство, новые идеи и функциональность, по отдельности все это работать не будет.

Он приводит в пример самолет в Парке Победы, который находится возле Аквапарка.

«Сейчас он стал памятником разрушенной советской эпохе. Танки, которые стоят на той же аллее, слегка спрятаны от глаз, а самолет привлекает к себе много внимания. Но его внешний вид оставляет желать лучшего. И его можно было преобразить, обновить, может быть как-то расписать интересно. Тем более, что стоит он красиво — на зеленой взлетно-посадочной полосе», — рассуждает собеседник.

Другой пример — детская площадка на улице Доваторцев, которая была уничтожена, но после нее остался след в виде кельтского креста. Можно было бы замостить его ставропольской плиткой и сделать сенсорную дорожку, чтобы дети могли там бегать и закалять ноги, а сам крест относил бы зрителя к образу «Города креста».

«У нас есть определенная нехватка в арт-объектах, но в то же время совершенно не ясна схема, по которой они создаются», — посетовал Бойков.

Нет четкого плана

И действительно, в городе то создаются яркие модные молодежные граффити, то злополучные тюльпаны. Скорее всего дело в отсутствии положения о создании арт-объектов, техзадания, плана действий.

Топиарные фигуры устанавливает Горзеленстрой, потому что они отвечают за газоны, и их дизайнеры решают, что может улучшить или ухудшить клумбу. И судя по всему, свои решения они ни с кем не согласовывают. У ставропольского Горзеленстроя прекрасные специалисты в высадке цветов и уходе за ними, не зря город неоднократно входил в топы самых зеленых городов России. Но вот с арт-объектами опыта, видимо, не хватает.

Что же касается других городских украшений, городские власти в понятие «арт-объекта» включают то, что уже получило народную любовь. То есть при установке никто не знает, получится ли из этого арт-объект или нет.

А сейчас в список входят и памятники, и топиарии, и звездное небо, и даже «Ключ от города».

Ограничения в установке связаны только с использованием земли. Если земля при организации, там можно делать все, что душе угодно. Если муниципальная, то нужен повод.

К слову об этом, большая часть удачных арт-объектов досталась городу именно от фестивалей — тот же «Памятник ветру», граффити на стадионе и кинотеатре «Орленок» и даже скульптуры у бассейна «Юность», которые поражают горожан своей глубиной и необычностью.

Подпишитесь