«Ползучая советизация»: почему учебник по истории Ставрополья создавался в тайне
Аналитика

«Ползучая советизация»: почему учебник по истории Ставрополья создавался в тайне

4 сентября , 18:18Олег ДубровинPhoto: kudinov_dm/CC BY-ND 2.0 / flickr.com
Минобр Ставрополья не счел нужным выносить на обсуждение местных ученых новые учебники по истории края, решив, что московские специалисты лучше в ней разбираются, и до сих пор держит в секрете авторов. В причинах разбирался NewsTracker.

Засекреченные учебники

Ранее стало известно, что в Ставропольском крае с 2021 года дети в школах в обязательном порядке будут изучать историю региона. Глава Ставрополья Владимир Владимиров провел встречу с главой регионального Минобразования Евгением Козюрой, где заявил о необходимости ускорить процесс внедрения «Истории Ставрополья».

Евгений Козюра
Photo:obrnadzor.gov.ru

«В следующем году этот предмет необходимо сделать обязательным в школьной программе», — уточнил губернатор.

Министр показал учебники по предмету, в данный момент они находятся на согласовании в министерстве просвещения РФ. Изучать историю региона начнут с 1 сентября 2021 года.

NewsTracker попытался выяснить, кто является автором или авторами данных учебников. Оказалось что даже имена засекречены.

«Пока не даем комментариев, потому что это все проходит процедуру в Министерстве просвещения, то есть пока вообще говорить не о чем», — сообщили сотрудники пресс-службы.

Краевед Роман Нутрихин положительно относится к введению нового предмета, несмотря на некоторое увеличение нагрузки на школьников.

«Введение нового школьного предмета — это всегда проблема. Ясно, что из-за этого либо повышается нагрузка на детей, либо все происходит за счет других предметов, которые тоже важны. Но тут дело святое — родной край, своя земля, локальная история. Открытия в краеведении делаются каждый день, так что новые книги и учебники должны появляться чаще», — отметил собеседник.

Важным он считает подачу материала, чтобы изучение истории родного края не превращалось в скучную рутину.

«Ставропольцы испытывают огромную потребность знать все это, о чем я могу судить по своим краеведческим лекциям и экскурсиям, которые всегда собирают большую и заинтересованную аудиторию. Главное — чтобы краеведение преподавалось увлекательно и интересно. Потому что, если этот процесс будет формализован, дети могут навсегда потерять интерес к невероятно ценному местному наследию», — поделился мнением Нутрихин.

«Ползучая советизация»

Писатель краевед Иван Любенко также поддерживает введение краеведения в школах, но указывает на тревожащие тенденции.

«Идею с введением в школах нашего региона обязательного курса истории Ставропольского края я полностью поддерживаю, ведь с любви к родному краю начинается любовь к большой Родине. Однако не может не тревожить тенденция „советизации“ истории. В угоду текущей якобы „примиренческой“ позиции, а на самом деле ползуче большевистской, продвигается идея о том, что не нужно „пересматривать историю“», — отмечает писатель.

Большевики в Ставрополе
Photo:stavarhiv.ru

Ориентация на сомнительные фигуры истории России и Ставрополья не вызывает в людях желание осмысления и примирения, а наоборот.

«При наличии памятников в честь большевиков и их идеологов, зачастую даже не знавших о существовании Ставропольского края, улиц, названных сплошь их именами, говорить о „примирении“ странно. Вот когда старым улицам вернут старые названия и уберут с них коммунистические монументы, а построенным при СССР — оставят советские (монументы коммунистам можно перенести на них), когда рядом с фигурой в „буденовке“ на Крепостной горе появится памятник дроздовцу — тогда можно говорить о примирении», — уверен Любенко.

В случае учебника — тоже самое.

«Если мы изучаем историю Ставропольского края, то нужно изучать ее всю, с черными и белыми страницами. Но, боюсь, в новом учебнике много чего будет стыдливо опущено», — уверен собеседник.

И если в Перестройку о сталинских репрессиях было сказано и написано столько, что уже никуда не спрятать, то о ленинских предпочитают умалчивать.

«Меж тем ленинский период — это период, когда власть официально провозгласила себя террористической, приняв 5 сентября 1918 Декрет „О красном терроре“. И так называемый „белый террор“, о котором любят говорить пропагандисты, был лишь ответом на „красный“. Но монументы „жертвам белого террора“ стоят, а „красного“ — нет. Лишь усилиями небольшой группы активистов нам удалось поставить памятник участникам офицерского восстания 27 июня 1918 года. И это получилось сделать лишь на церковной земле, так как на муниципальной, видимо, разрешены только большевистские», — возмущается писатель.

Памятник участникам офицерского восстания 27 июня 1918 года

А ситуация с «кулуарностью» принятия учебника и полного игнорирования властью мнения общественности заставляет задумываться о худшем.

«Боюсь, что объективно обо всех ужасах Гражданской войны в этом учебнике не сказано ни слова, а лишь пара страниц общими фразами. Меж тем достичь настоящего примирения путем замалчивания невозможно», — поделился мнением Любенко.

Власть игнорирует общественность

Автор региональных учебников «Ставропольский край в истории России» и «Страницы истории края», историк Алексей Кругов поддерживает введение нового предмета и напоминает, что впервые в ставропольских школах его ввели более ста лет назад.

«Принципиально важно, чтобы этот предмет стал обязательным в школьной программе. Напомню, что его преподавали на Ставрополье с 1911 года. Именно тогда было опубликовано одно из первых учебных пособий, которое называлось «Родной край. Ставропольская губерния». Оно было предназначено для учащихся средних и низших учебных заведений нашей губернии. Крохотная книжка, всего пятьдесят страниц, ее автором был Евгений Николаевич Яхонтов. Выходили учебники и в советское время. Например, «Ставропольский край в истории СССР» под редакцией профессора Виктора Александровича Романовского». Тираж книги составил 50 тысяч экземпляров. В 1975 году было издано пособие по историческому краеведению под редакцией профессора Петра Александровича Шацкого тиражом 100 тысяч экземпляров», — рассказывает историк.

Научную карьеру он начинал с учителя истории еще при Леониде Брежневе, а при Михаиле Горбачеве решил создать собственный региональный учебник.

«По словам академика Лихачева, краеведение — это самая массовая наука. К ней может быть причастен любой независимо от образования и опыта. Здесь важна любовь человека к краю. В первой половине 1990-х у нас наблюдался настоящий краеведческий бум. Я много работал в архивах, столичных и региональных, ранее закрытая информация стала доступной. Это всколыхнуло интерес к изучению истории малой родины. Уроки краеведения вновь появились тогда во многих школах Ставрополья. Была даже своего рода мода на это», — вспоминает Кругов.

Его первые материалы по краеведению для учеников старших классов вышли в 1995 году пробным тиражом в 2 тысячи экземпляров.

«Я прекрасно понимал, что это пособие должно пройти „обкатку“ в школах края, мне важно было знать мнение учителей, методистов, да и самих школьников. Вел „Дневник учебника“, где фиксировал замечания и предложения педагогов, проводил анкетирование учащихся, отслеживал прохождение материала на каждом уроке. Много ездил по краю, встречался с учителями, понимал, что мой учебник должен быть содержательным и интересным. Были довольно жесткие дискуссии по методическому обеспечению курса. К своему первому учебнику я шел без малого семь лет, он стал результатом многолетней работы. Учебник прошел экспертизу в минобре края и получил гриф „Рекомендован в качестве регионального учебника“», — делится информацией ученый.

Книга вышла в 2001 году в издательстве «Ставропольсервисшкола» тиражом 15 тысяч экземпляров. Тогда же был опубликован «Задачник по краеведению».

«Пришло понимание того, что для школы нужно создавать региональный учебно-методический комплекс. И в 2006 году его удалось создать, хотя и не в полной мере, из-за отсутствия должного финансирования. А затем интерес чиновников к историческому краеведению испарился, его заменили другими, по их мнению, более значимыми предметами», — отмечает Кругов.

Пришли другие времена.

«Уроки по краеведению заменили, в лучшем случае, факультативами, перестали проводить олимпиады по краеведению, развалили достаточно серьезные краеведческие школы в городах и районах. Мы с женой, кстати, одними из первых на Юге России выпустили в начале двухтысячных учебно-методический комплект для начальной школы „Страницы истории края“. Малыши занимались с удовольствием, но, увы, интереса к этому у местных руководителей Минобра не было, и дело заглохло. Не хочу дальше продолжать, но результат оказался плачевным: выросло отчасти поколение Иванов, не помнящих родства, не знающих историю и культуру родного края, города, села. Все это очень печально», — сожалеет историк.

Photo:Алексей Кругов

При этом в других регионах все развивается на должном уровне.

«В Москве есть курс „москвоведение“, в Санкт-Петербурге есть… У наших соседей на Кубани выпустили учебники и учебные пособия по истории родного края с 1 по 11 класс. За последнее десятилетие они реализовали масштабную программу по публикации региональных учебников истории. Например, тетрадь по кубановедению для первого класса вышла тиражом 56 тысяч экземпляров. По ним работают учителя, прививают любовь к истории родного края, что называется „с младых ногтей“», — рассказывает Кругов.

Photo:Алексей Кругов

Теперь же приходится начинать все сначала.

Неприятное чувство вызывает и «обстановка секретности» вокруг новых учебников.

«Грустно, что у нас по-прежнему все секретно и кулуарно, тем более это касается истории нашего края! Опять бюрократические проволочки, согласования: сначала процедура в министерстве, а потом все остальное. Может следовало бы провести открытые слушания с участием учителей истории, методистов, ученых, просто неравнодушных к истории Ставрополья людей? А то получается так, что федеральные эксперты, которые разбираются в истории Ставрополья явно хуже наших ученых, примут книги исходя из идеологических и методических позиций, а потом уже одобренное Москвой никто не сможет исправить, внести корректировки», — подчеркивает историк.

История Ставропольского края многогранна и учебники по ней нуждаются в общественной дискуссии, которой не было.

«Проинформируйте! Вот авторский коллектив, вот концепция учебника, его апробация, рецензии и отзывы. Нужна общественная дискуссия, это очень важно! А мы опять отгородились стеной молчания, мол, сами с усами! Ключевая позиция: каким должен быть историко-культурный стандарт для нашего края. Безусловно, нам нужна история, которой можно было гордиться! Но ясно и другое: нам нельзя забывать и теневую, достаточно чувствительную сторону: голод, репрессии», — поделился мнением Кругов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter