Posted 4 июля 2021,, 07:09

Published 4 июля 2021,, 07:09

Modified 16 октября 2022,, 19:25

Updated 16 октября 2022,, 19:25

Критический уровень: на Ставрополье предложили лечить наркоманов принудительно

Критический уровень: на Ставрополье предложили лечить наркоманов принудительно

4 июля 2021, 07:09
Фото: Медиахолдинг1Mi
Как Ставрополье попало в ТОП по уровню наркомании, почему 2 тысячи детей отказались от теста на наркотики и нужно ли менять систему реабилитации — о чем еще говорили на круглом столе в думе узнал корреспондент NewsTracker.

В Ставропольской краевой думе провели круглый стол на тему «Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании», приуроченный к Международному дню борьбы с наркоманией. Инициатором обсуждения выступил депутат Николай Новопашин.

Дело в том, что федеральный закон, который на сегодняшний день регулирует эту тему, датируется 1998 годом, а краевой — 2015-м. Однако система распространения и состав действующих веществ так быстро меняются, что актуальность законов находится под большим вопросом.

Страшные цифры

Руководитель региональной антинаркотической комиссии Александр Литвинов рассказал о статистике в области деятельности комиссии.

«По итогам минувшего года наркоситуация в регионе определена как напряженная, а в ряде городов, включая Ставрополь и Пятигорск — как тяжелая. Рост наркопреступлений вырос на 24%, то есть 139 преступлений на 100 тысяч населения — это чуть выше, чем в среднем по стране. Из незаконного оборота изъято более 450 килограммов наркотиков, заметно растет преобладание синтетических наркотиков», — сообщил Литвинов.

Он отметил, что 22 наркопреступления совершено несовершеннолетними. В прошлом году 98% обучающихся протестировали на употребление наркотиков, и у троих подтверждены факты употребления наркотиков. Но казалось бы, малый процент неохваченных, а по факту он превращается в 2 тысячи несовершеннолетних, которые могут оказаться потребителями запрещенных веществ.

Также он обратил внимание, что в регионе действует программа лечения от наркозависимости за счет бюджета края. В этом году на нее выделили 3,6 миллиона рублей. И пока выдано всего 10 сертификатов на лечение.

«Многие просто не знают о такой возможности. Сейчас в крае действуют 14 реабилитационных центров, однако такая работа идет только с половиной из них. Остальные центры совершенно не контактны, и мы даже не можем проверить, насколько они законны и безопасны», — отметил спикер.

ВРИО начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по СК Алексей Мысник подвел итоги уже за этот год.

«За 5 месяцев этого года нами было выявлено почти 1,5 тыс. наркопреступлений, из которых 64% — тяжкие и особо тяжкие составы преступлений, задокументировано более 700 фактов сбыта наркотических средств, 27 фактов содержания наркопритонов, и свыше 600 фактов хранения наркотических веществ», — рассказал докладчик.

По его словам, из незаконного оборота изъято 84,5 кг подконтрольных веществ, за 5 месяцев задокументировано около 1700 административных правонарушений в сфере антинаркотического законодательства. К административной ответственности привлекли 46 водителей, которые находились за рулем в наркотическом опьянении

Подробнее о лечении

Заместитель министра здравоохранения Ставропольского края Наталья Звягинцева сообщила, что на начало 2021 года общее число лиц, у которых зарегистрированы наркологические расстройства, составило почти 8,5 тысячи человек, что на 3% меньше прошлого периода. Это снижение обусловлено пандемией новой коронавирусной инфекции.

«В основном, это молодые люди. Больше половины — это люди в возрасте 20-39 лет. 18-19 лет — 109 человек. Подростков в возрасте 15-17 лет — 81 человек. И еще 12 человек — дети до 14 лет», — отметила Звягинцева.

В 2020 году диагноз наркологического расстройства установлен впервые в жизни у 548 человек.

По словам Новопашина, лечение и реабилитация сейчас стоят очень дорого — порядка 80-100 тысяч. Это в тех районах, где средняя зарплата едва ли превышает 20 тысяч рублей.

При этом начальник отдела стационарного обслуживания населения министерства труда и социальной защиты региона Владимир Сальников пояснил, что в 2020 году Правительством СК выделено 3,6 млн рублей в целях обеспечения оказания бесплатных услуг социальной реабилитации для наркозависимых граждан, но средства оказались не востребованы.

«По расчетам, один день реабилитации на одного человека стоит 1 тысячу рублей, исходя их этого, мы можем обеспечить лечение для 27 наркозависимых. Это мизер от того количества, которое есть у нас в крае. Но проблема в страхе. Тот наркоман, который становится на учет, он тут же урезается в правах. Поэтому люди не идут на реабилитацию», — отметил Сальников.

По мнению эксперта, первая причина — недостаточная информированность населения о возможности бесплатной реабилитации, вторая — люди не обращаются за лечением наркомании и последующей реабилитацией из-за дальнейшего поражения в правах — наркологический учет, сложности при приеме на работу, ограничение в получении водительских прав.

Добровольное VS принудительное

Депутат и психолог реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков Алексей Стаценко рассказал, что очень много времени приходится уделять не только самим наркозависимым, но и их родственникам. Например, многие хотят пролечить своих родных по экспресс-курсу, чтобы тот не потерял работу, учебу и прочее.

«Однако, по моему опыту, оптимального результата с наименьшим процентом рецидива можно добиться только после полугода реабилитации. Многие зависимые через месяц уже думают, что они исцелились и хотят покинуть центр, и нам стоит больших усилий удержать их», — рассказал спикер.

Он подчеркнул, что решением проблемы наркомании бы стал закон о принудительном лечении. Потому что сейчас не существует правовых методов удержания пациента в центре.

Главный психиатр Ставропольского края и СКФО Олег Боев пояснил, что психиатрия в соответствии с законом может применить меры недобровольной госпитализации при определенных угрозах, например, состояние психоза — крайняя степень спутанности сознания, когда человек слабо понимает, что происходит.

«Это относится к интоксикации мозга, и врачи могут отреагировать и начать лечение в течение суток. Когда проходит острая интоксикация, и человек не представляет угрозы в том понимании закона, какой есть у нас, мы уже не имеем права сохранить и оставить его на лечении. Ведь вопрос о недобровольной госпитализации решается через суд», — пояснил Боев.

Если ничего не поменять, то психиатрия просто превратится в некое подобие вытрезвителя.

Самостоятельно же мало кто придет проходить лечение. Поэтому и не растет число новых случае выявленных зависимостей, плюс страхи и мифы о лечении.

Однако, по мнению Боева, можно ввести некие вытрезвители для людей с острой формой интоксикации, которых потом принудительно будут отправлять на лечение. Но нужен четкий механизм работы.

Он добавил, что для контроля и выявления нужно создавать при школах советы родителей, которые могли бы содействовать общей цели.

Недетские развлечения

Модератор круглого стола депутат Николай Новопашин обратил внимание, что наркопотребитель молодеет.

«Действительно, мы должны осознавать, что наркотики у нас сейчас зашли в школу. Старшие классы — это почти система. Старшеклассники вовлекают учеников средней школы. Поэтому есть смысл создать у нас в крае структурное подразделение по лечению наркозависимых детей. Это необходимое требование современного мира», — поддержал Новопашина Олег Боев.

Заместитель министра образования Ставропольского края Диана Рудьева отметила, что в контексте тестирования детей на факт употребления наркотиков нужно учитывать разделение на добровольные социально-психологические исследования (в этом году протестировано 98% обучающихся), а есть медицинское тестирование на употребление наркотических веществ.

«Социально-психологическое тестирование хотели сделать обязательным, но губернатор это решение не поддержал. Но даже добровольное тестирование помогло определить зону риска и латентную зону риска среди несовершеннолетних. Именно эти дети впоследствии проходят медицинское тестирование», — рассказала Рудьева.

Она отметила, что сегодня нет механизма побуждения обращаться в медицинские учреждения даже после выявления тестированием факта употребления ребенком наркотического вещества, только разъяснительная работа с родителями, их желание, или желание ребенка после 15 лет обратиться в органы здравоохранения.

Но при этом в стране существует всего одно учреждение для лечения несовершеннолетних наркоманов. Получается, что даже если зависимость выявили, то сделать с этим ничего нельзя.

При этом присутствующий руководитель региональной общественной организации «Здоровое Ставрополье» Гурген Калустьянц рассказал, что после случая с благодарненской школьницей, им звонили и просили забрать девочку на реабилитацию, но по закону они не могут оказывать помощь несовершеннолетним.

Федеральные законы и инициативы Ставрополья

Помощник прокурора Ставропольского края Юрий Глазков также подчеркнул несколько важных моментов. Например, что семейный Кодекс РФ возлагает на родителей обязанность обеспечивать и заботиться о физическом и нравственном воспитании детей.

«Родители отвечают за то, чтобы ребенок был здоровым, а если этого не происходит, применяются меры административной ответственности либо гражданско-правовой», — отметил помощник прокурора.

По его мнению, антинаркотическая политика — вопрос стратегии, в соответствии с законом цель этой стратегии — охрана здоровья граждан, обеспечение государственной общественной безопасности.

«Это обязанность органов власти всех уровней. Нужно исключить формальный подход в работе антинаркотических комиссий, целью работы должно являться не увеличение проводимых мероприятий, а изменение наркоситуации снижением потребления веществ», — добавил Глазков.

Представитель правового управления Сергей Закота признался, что на практике ввести принудительное лечение очень сложно. И этот вопрос уже не в первый раз встает на Ставрополье.

«Для этого нужно внесение соответствующих изменений в федеральный закон. Для того, чтобы с этой инициативой выходить, нужно серьезное исследование проблемы, подготовка, пояснительная записка, обоснование необходимости, финансово-экономические расчеты», — рассказал собравшимся Закота.

Но несмотря на сложности, на круглом столе все-таки пришли к выводу, что готовить документы для выхода с инициативами нужно. Это касается как центра реабилитации для несовершеннолетних, так и лицензирования центров для взрослых, чтобы и помогать им, и контролировать их безопасность для пациентов.

"