Posted 4 июля 2019, 08:16
Published 4 июля 2019, 08:16
Modified 16 октября 2022, 18:14
Updated 16 октября 2022, 18:14
Ничего не предвещало беды
Лариса Кузина приобрела русскую фамилию после замужества, в девичестве же она была Ларисой Егоян.
«Тогда еще был СССР, и Азербайджан был частью большой страны, и мы в числе многих других советских людей жили в Баку. Когда я училась на 3-м курсе университета, меня отправили работать по профессии. И я устроилась в управление «Каспнефтефлот», — рассказала женщина.
По ее словам, она проработала в управлении почти 15 лет. Начала с «учащейся», прошла через множество ступеней карьерной лестницы — была старшим оператором движения флота в службе перевозок и движения, старшим техником конструктором в техническом отделе, инженером-конструктором I категории конструкторского бюро.
За эти годы служебного повышения росла также и зарплата Кузиной от 118 рублей в 1976 году, до 250 в 1990 году. Что, в общем, является приличной заработной платой для южных регионов Советского союза.
«Все было хорошо, я работала, мной были довольны, я была довольна, но 15 января 1990 года мне позвонил директор и сказал, чтобы я не выходила на работу, потому что в городе стало происходить что-то нехорошее. Уже на следующий день в нашем доме ограбили квартиру, думали, что грабят армян. Кто-то дал наводку, но ошибся этажом. И мы поняли, что надо бежать. Мы с дочкой были эвакуированы из Азербайджана. Нам тогда дали по 300 рублей, потому что в Баку другой климат, и у нас совсем не было теплых вещей», — вспоминает Кузина.
Когда не отвечает МИД
В 2012 году Кузина выходила на пенсию по достижению пенсионного возраста. Ей предложили выбрать временной отрезок равный 60 месяцам для расчета пенсии. Кузина отметила, что выбрала период Азербайджана, так как там были самые высокие ее зарплаты и беспрерывный стаж.
«Получить справку о заработной плате оказалось не так легко, как я думала, несмотря на то, что столько лет прошло. Да и по сути, я только устроилась работать с армянской фамилией, а совсем скоро вышла замуж. Но в трудовой книжке осталась девичья. В ответ на мой запрос мне прислали из МИДа справку, в которой говорится, что лицам с армянской фамилией заявления возвращаются без ответа и объяснения причины», — рассказала женщина.
Ответ датируется 2014 годом.
«В связи с продолжающимся армяно-азербайджанским конфликтом официальные запросы Посольства в отношении граждан с армянскими фамилиями МИД Азербайджана либо возвращает без исполнения с разъяснениями относительно порядка запроса подобных справок через Министерство юстиции РФ, либо оставляет их без ответа», — говорится в ответе министерства иностранных дел Российской Федерации.
Не помог никто из власти
«Я обращалась в министерство труда и соцзащиты РФ, но они ответили, что не осуществляют контроль над деятельностью пенсионного фонда и не выносят какие-либо решения. Писала Матвиенко. Была в администрации президента на приеме, где Сергей Мясоедов сказал, что закон не совершенен и послал меня изменять закон. Все сочувственно относятся, но каждый признается, что он здесь ни при чем», — рассказала Кузина.
В 2015 году ей пришло письмо из посольства Российской Федерации в Азербайджане, в связи с ее обращением к председателю комитета Государственной думы по делам Содружества независимых государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леониду Слуцкому.
«В течение последних лет запросы относительно вашего стажа неоднократно направлялись азербайджанской стороне через МИД, Минюст и другие органы России. На все запросы приходил ответ со ссылкой на Государственный фонд социальной защиты Азербайджана, что архивные документы касательно места вашей работы не обнаружены. Посольство не располагает возможностями для изменения ситуации», — говорится в письме.
Примерно также ответили и уполномоченный по правам человека Российской Федерации и Азербайджана — документы не найдены.
По аналогии не вышло
«Уполномоченным по правам человека в России неоднократно предпринимались попытки законодательного закрепления принципа исчисления пенсий граждан, чьи документы о среднемесячной зарплате утрачены по аналогии, то есть из среднемесячных заработков соответствующих специальностей с учетом региональных надбавок. Однако данные инициативы поддержаны не были», — сообщил в письме начальник отдела защиты медико-социальных прав человека Легин.
Как пояснила Кузина, для аналогии необходимо найти такое же предприятие с такой же должностью и взять оттуда примерный размер заработной платы. Однако в России в сфере добычи нефти на море — дефицит. Тем более, если исключать Север.
«Хотя прецеденты были, я нашла дело женщины, которая жила в Чечне и во время боевых действий она переехала в Таганрог. Архивы с ее данными были уничтожены, когда она выходила на пенсию, суд ей сказал, что раз она не может предоставить справку, она может обратиться в Росстат, взять справку о средней зарплате в своей области (в ее случае — торговля) и ей пересчитали пенсию по этим данным», — рассказала Кузина.
Она призналась, что ей удалось взять справку в министерствах нефтедобывающей отрасли Азербайджана и России в искомом временном промежутке — с 1976 по 1990 годы, согласно которой Азербайджанская зарплата меньше российской из-за климатических условий.
«Но и это мне не помогло. В Пенсионном фонде ответили, что по Ставропольскому краю провести аналогию не представляется возможным. И это не удивительно, откуда флот в Ставропольском крае, а ориентироваться на другие регионы они не хотят. В итоге в Пенсионном фонде мне отвечают, что исчерпаны не все способы получения документов. Но какие способы еще остались, не говорят», — сетует женщина.
Один в поле не воин
«В законе есть ссылка на форс-мажорные обстоятельства, но обычно под ними подразумеваются природные катаклизмы — наводнения, ураганы. В моем случае — это юридическая непреодолимая сила. Целое государство против меня. Они отказывают лицам с армянской фамилией. Я общалась со своими бывшими коллегами, все, у кого русские фамилии или любой другой национальности, кроме армянской, справки о зарплате без проблем получили», — сообщила Кузина.
Она вспоминает, что судья, которая вела ее дело в 2018 году, говорила, что до 2012 года, если человек не мог предоставить справку, его отправляли на пенсию по среднестатистическому показателю, а потом министерство труда и социальной защиты прислало письмо, что это не верно. И если человек не может предоставить справку, ему нужно отказывать.
«Но и это не правда, моя сестра выходила на пенсию на 10 лет раньше меня, то есть в 2002 году, и на ее запрос (она вышла замуж за армянина и у нее армянская фамилия) тоже не ответили. Она педагог, и ей могли рассчитать пенсию по аналогии с педагогами в Ставропольском крае, но и этого не сделали — с 2002 года она живет на минимальную пенсию 8,5 тысячи рублей. Но у нее состоятельный супруг. А мне приходится на свою „минималку“ буквально выживать», — рассказала Кузина.
Женщина призналась, что готова еще искать и добиваться, но искренне не понимает, что ей делать, и никто не может ее направить.
«Каждый, к кому она ходила за эти годы, внимательно выслушивает, сочувственно кивает головой, но ничего не знает, помочь не может и за это не отвечает. Но одно мне сказали, что в одиночку я ничего не сделаю», — добавила Кузина.