Posted 3 декабря 2020, 11:43

Published 3 декабря 2020, 11:43

Modified 16 октября 2022, 18:52

Updated 16 октября 2022, 18:52

Нарушения санитарии и один человек в штате: кто принимает туристов в Теберде в КЧР

3 декабря 2020, 11:43
Теберда — один из курортов Карачаево-Черкесии, в котором останавливаются туристы для спокойного и лечебного отдыха. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, кому принадлежат местные санатории и гостиницы и сколько на них зарабатывают владельцы.

Кто держит частные санатории

Согласно данным открытых источников, в Теберде зарегистрировано несколько компаний, которые занимаются санаторно-курортной деятельностью. Две из них являются частными, еще две принадлежат госструктурам. Кроме этого, есть филиал федеральной организации.

В первом частном санатории ОДО «Жемчужина Кавказа» на конец 2019 года работало около десяти сотрудников. При этом санаторий выполняет поставки для госорганизаций на крупные суммы. Так, в 2019 году министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики заключило два контракта с санаторием на летний отдых детей: на 8,64 и 6 миллионов рублей. Оба договора завершены. Как следует из открытой информации, «Жемчужиной Кавказа» владеет и управляет Кулизман Байрамукова.

В 2019 году Роспотребнадзор при внеплановых проверках нашел несколько нарушений в санатории. В частности, в августе организация установила, что прием скоропортящихся товаров и пищевого сырья проходил без документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность. Такое же нарушение нашли месяцем ранее.

Вторая компания, которая занимается санаторно-курортной деятельностью, — оздоровительный комплекс «Теберда». На конец 2019 года в санатории работал один человек. Комплекс примерно на 90% принадлежит бывшему начальнику Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики Климу Кипкееву, на 10% — Российской ассоциации социального туризма. Гендиректором предприятия указана Файруз Крымшанхалова. До 2017 года она была индивидуальным предпринимателем, занималась разведением крупного рогатого скота и овец, розничной торговлей.

В открытом доступе есть сведения о приостановке операций по счетам санатория «Теберда». Последние данные об участии в госторгах комплекса были размещены в 2016 году, тогда предприятие выиграло три контракта на общую сумму 12 миллионов.

В работе оздоровительного комплекса в июле 2019 года нашли нарушения. В частности, Роспотребнадзор установил, что повар пищеблока не прошел обследование на острые кишечные инфекции вирусной этиологии. За это представителю учреждения пришлось заплатить штраф 500 рублей.

Кому платят деньги госсанатории

Третьим предприятием является туберкулезный санаторий «Теберда» министерства здравоохранения РФ, который был зарегистрирован 32 года назад. Исполняющим обязанности главного врача указан Али Узденов. В прошлом он исполнял обязанности главного врача в станции переливания крови и владел ООО «Поликлиника» в Карачаево-Черкесии.

Санаторий Минздрава — заказчик услуг на крупные суммы. В 2019 году «Теберда» заключила договоры на 195,8 миллиона рублей. Больше всего средств ушло Карачаево-Черкесскому «Теплоэнерго», «РИА Фарма», «Карачаево-Черкесскэнерго». Так, поставщик «РИА Фарма» заключил контракты на продукты питания на 49,6 миллиона. На тот момент компанией владел Расул Текеев. Сейчас бизнесмен занимается лекарственным бизнесом, он является директором «Медснаб КЧР», специализирующейся на розничной торговле в аптеках. Видимо, компания является семейной, потому что владеет ей человек с такой же фамилией — Ибрагим Текеев.

В 2020 году самый крупный контракт санатория «Теберда» был заключен с Мадиной Канаматовой. Она должна была поставить устройство для тренировки функции ходьбы на беговой дорожке/эллиптическом тренажере с ручным управлением за 3,5 миллиона. Канаматова только в этом году начала участвовать в закупках, и это ее самая крупная поставка.

Другими крупными поставщиками туберкулезного санатория стали «Ростелеком», «Стрикта» и Темирлан Токов. «Ростелеком» должен был обеспечить санаторий оборудованием за 2,6 миллиона.

«Стрикта» — поставить по шести контрактам кислоты, бесконтактный термометр и другие медицинские изделия на 2,5 миллиона. Эта компания занимается оптовой торговлей фармацевтической продукцией и является крупным поставщиком больниц. Например, в этом году помимо санатория «Стрикта» заключила контракты с городской больницей Невинномысска в Ставропольском крае почти на 19 миллионов. Владеет компанией Мария Старикова.

Еще один поставщик туберкулезного санатория Темирлан Токов тоже часто заключает контракты с медучреждениями. В санаторий предприниматель должен поставить дезинфицирующие средства за 2,5 миллиона. Но это не самый крупный договор в этом году, большая сумма пришлась на Карачаево-Черкесский Онкологический Диспансер им. С. П. Бутова, из которого бизнесмен должен вывезти медотходы за 7,3 миллиона.

К деятельности санатория Минздрава также были вопросы. В июне 2019 года во время внеплановой проверки Ростехнадзор установил, что была нарушена антикоррозийная защита корпуса трансформатора, не было ответственного за электрохозяйство, нашел и другие нарушения.

Второй госсанаторий принадлежит МВД России и называется также «Теберда». Учреждение было зарегистрировано 22 года назад, большую часть времени его директором является Юнус Батчаев.

Большую сумму в 2020 году санаторий направил «Строительному предприятию «Стройрезерв». Поставщик выиграл сразу три контракта: на капремонт водопроводных сетей и еще два договора на капремонт. Каждый тип работ стоил около миллиона рублей.

«Стройрезерв» — микропредприятие, в котором работает около 15 человек. Оно зарегистрировано в Пятигорске. Владеет фирмой Александр Злобин, в открытом доступе нет точных сведений о других фирмах бизнесмена. Зато есть информация о контрактах стройфирмы: в 2020 году сумма работ «Стройрезерва» для госпредприятий составила 38,8 миллиона. Дороже всего был капремонт Детской школы искусств им. Н. С. Качинского в городе Железноводск — 12,8 миллиона рублей.

В 2019 году Ростехнадзор при одной внеплановой проверке нашел восемь нарушений в работе санатория МВД. В частности, электрооборудование было не укомплектовано испытанными средствами защиты от поражения током, в помещении не было первичных средств пожаротушения и так далее.

Еще одним госсанаторием в Теберде является «Нарат» — филиал Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра, в котором работало от 51 до 100 человек.

В 2020 году для санатория делал закупки сам центр. Так, в 2020 году было заключено два контракта с Евгением Тимофеевым на ремонт помещений регистратуры и санузла в пищеблоке на общую сумму больше миллиона. Этот предприниматель выполняет поставки только для учреждений Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра с 2017 по 2020 год.

Посуда со сколами и колодец без крышки: у кого гостят туристы

В открытых данных сказано, что в Теберде работают четыре компании, которые занимаются предоставлением мест для временного проживания.

Первый из них — лечебно-оздоровительный пансионат «Азгек». На 75% он принадлежит Баширу Кипкееву, на 25% — Казиму Батчаеву. В прошлом частью пансионата владела Российская ассоциация социального туризма.

«Азгек» — это микропредприятие, среднесписочная численность персонала которого — семь человек. В 2019 году пансионат заключил два контракта. Первый — на путевки на летний отдых детей с министерством образования КЧР, цена этого договора составила 3,9 миллиона. Однако спустя месяц контракт был прекращен по соглашению сторон.

Второй договор был заключен со Специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом №23 на отдых детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Этот договор удалось завершить.

Что касается финансовых показателей, то в 2019 году «Азгек» выручил больше шести миллионов рублей и понес убытки на 466 тысяч. Годом ранее пансионат выручил почти восемь миллионов, заработав 887 тысяч.

В том же году в июне Роспотребнадзор при внеплановой проверке пансионата нашел пять нарушений. Во-первых, не контролировалась температура в холодильниках, продукты принимались без сопроводительных документов, не проводился входной контроль качества продуктов. Во-вторых, персонал не прошел медкомиссию в полном объеме, технический колодец на пешеходной дорожке был закрыт листом ржавого железа вместо крышки, стены и потолки в пищеблоке оказались разрушены. В-третьих, в работе использовали разделочный инвентарь с механическими повреждениями; столовая посуда была с отбитыми краями, трещинами и сколами; не проводилась ежедневная уборка стен, полов, оборудования в столовой (пыль, грязь, паутина); не были установлены на окнах и дверях москитные сетки; калорийность блюд не соответствовала гигиеническим нормативам. В документах указаны и другие нарушения.

В 2020 году при внеплановой проверке нарушения нашло МЧС. В частности, в кемпингах не было планов эвакуации, не работала система противопожарной защиты и предотвращения пожара, не была проверена огнезащитная пропитка.

У кого финансы поют романсы

Еще одним местом, где временно размещают людей, является ООО «Чомарт». Это микропредприятие, в котором работает около двух человек. Компания принадлежит пяти людям в равных долях: Аслану, Роберту, Федосии, Хабибату Кипкеевым и Замире Урусовой.

Последние контакты с госпредпритиями предприятие заключило в 2016 на общую сумму 5,8 миллионов. В прошлом году «Чомарт”понес убытки на 145 тысяч рублей, годом ранее заработал 141 тысячу чистой прибыли.

Размещением гостей также занимается ООО «Теберда», владельцем которой является Сапарбий Чотчаев. Бизнесмену также принадлежит 3,33% ООО «Русская поляна», занимающейся перевозкой пассажиров фуникулерами в Домбае. В открытых источниках указано, что Чотчаев — совладелец общественной организации «Федерация спортивного туризма» Карачаево-Черкесской Республики, «Российского Союза ветеранов Афганистана», а также связан с другими учреждениями.

Среднесписочная численность «Теберды» — один человек на конец 2019 года. В доступной информации сказано, что действуют решения ФНС о приостановлении операций по счетам компании.

Проживание на курорте обеспечивает также ООО «Озон», в котором работает один человек. Владельцем компании указан Бииаслан Байрамкулов. Помимо предоставления мест для проживания компания занимается сносом зданий, столярными, кровельными работами и другими видами деятельности.

Последние контракты на оздоровление детей были с «Озоном» в 2017 году на общую сумму в 4,7 миллиона рублей.

При этом есть замечания к работе «Озона». В 2020 году МЧС во время трех проверок нашло нарушения. Сначала — не пройден пожарно-технический минимум, затем на путях эвакуации не было знаков пожарной безопасности, в здании находилось недостаточно извещателей, не работала автоматическая пожарная сигнализация, были и другие замечания.

Подпишитесь