Posted 3 ноября 2017, 13:55
Published 3 ноября 2017, 13:55
Modified 20 августа, 17:35
Updated 20 августа, 17:35
В мае 2017 года в силу вступили положения о приоритетности восстановительного ремонта в случае ДТП перед выплатами по полису ОСАГО. Однако, по мнению автомобилистов, страховые компании занижают стоимость деталей: водители таким образом лишаются положенной гарантии на авто, а дилеры вынуждены менять детали на менее качественные и искать выход из ситуации.
В октябре 2017 ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратилась с открытым письмом к Центробанку России. Автомобилисты сообщили, что механизм прямого регулирования убытков по договорам ОСАГО не работает. В результате страховые компании не оформляют договоры с официальными дилерами, а выплат по полисам ОСАГО хватает только на старые запчасти, что сразу лишает автовладельца гарантии.
В результате проблема становится актуальной не только для самих дилеров, но и для автовладельцев, которые не могут добиться ремонта авто или лишаются гарантии в случае устранения поломки старыми запчастями.
Дилеры завышают цены
Проблема, коснувшаяся автомобилистов, связана с тем, что дилерские СТО завышают расценки, сообщила NewsTracker начальник отдела урегулирования убытков Ставропольского филиала «Альфа-страхование» Татьяна Кузьменко.
«Расценки, которые предлагают большинство дилерских СТО, не укладываются в рамки отведенного законом «Об ОСАГО», - рассказала Кузьменко.
По словам собеседницы, так как в общем числе аварий доля убытков с автомобилями возрастом до двух лет очень низкая, то у большей части клиентов «АльфаСтрахование» с ремонтом нет проблем. У страховщика в Ставропольском крае, по словам Кузьменко, заключены сервисные договоры с 16 станциями технического обслуживания по ремонту ТС в рамках обращений по полисам ОСАГО.
В основном, делать ремонт по ОСАГО отказываются дилеры ТС премиум-класса (Mercedes, BMW, Audi), пояснила Кузьменко. Однако если одно из дилерских СТО отказало в восстановлении авто, то, по ее словам, можно попробовать добиться ремонта в других.
«Согласно порядку, установленному в законе «Об ОСАГО», автомобиль едет к официальному дилеру или на другую СТО из предложенного клиенту списка», - сообщила Кузьменко.
Виноваты списки
Определенные сложности возникают у дилеров при ремонте авто из-за отсутствия выбора поставщика, поясняет Кузьменко.
«Страховая компания производит выплату за ремонт на основании расчета по ЕМ, как и установлено ФЗ об ОСАГО, но в связи с тем, что дилеры имеют возможность закупать запасные части только у определенных авторизированных поставщиков, это вызывает у них определенные сложности по закупке запчастей за согласованную сумму, т.е. у них отсутствует альтернатива выбора поставщика, как например у мульти-станции», - добавила эксперт.
По словам собеседника, клиенты их страховой компании в настоящее время не ощущают проблем. В общем числе аварий доля убытков с автомобилями возрастом до 2 лет очень низкая.
Лазейка в законе
Проблема возникла потому, что страховщики усиленно пытались ввести ремонт вместо выплат, чтобы побороть автомошенничества, считает руководитель юридического агентства «АНДОРА» Эдгар Сафарян.
«Раньше, лет 5 назад, автомобилист получал денежную компенсацию в размере реальной стоимости ремонта. Страховые, чтобы якобы избежать судебные споры и сделать удобнее людям, предложили ввести единую методику. На сайте РСА есть таблица, где есть все цены на все запчасти на все марки автомобилей. По факту все цены на запчасти занижены, но юридически это нельзя обойти», - пояснил эксперт.
По словам собеседника, в законе прописано, что цены нужно брать только из этой таблицы. Из-за этого возникают сложности.
«К примеру, запчасть в этой таблице стоит 31 тысячу рублей, а у всех поставщиков запчастей она стоит не меньше 50 тысяч рублей, и купить ее дешевле автомобилист при всем желании не может, так как нельзя обойти закон», - добавил Сафарян.
По словам собеседника, ремонт у дилера или не у дилера осуществляется по ценам таблицы. То есть страховая отправляет автовладельца на ремонт к дилеру, который поставит новые запчасти по реальным рыночным ценам, а страховщик оплачивает этот ремонт по ценам таблицы РСА.
«Получается, что дилеры должны поставить оригинальные новые запчасти, а заплатят им за них в два раза меньше. Противоречивость этих норм очень явная. В основном проблема не в отказах, более актуальна проблема недоплаты», - сообщил Сафарян.
Дилеры не захотели обсуждать с NewsTracker тему ремонта автомобилей по ОСАГО.