Когда за «мусорных пиратов» Ставрополья возьмутся всерьез?

Аналитика
Когда за «мусорных пиратов» Ставрополья возьмутся всерьез?
Когда за «мусорных пиратов» Ставрополья возьмутся всерьез?
3 июля 2018, 17:33Олег БудровинФото: altapress.ru
С началом «мусорной» реформы на Ставрополье заработали «серые» схемы обхода новых правил обращения с ТКО. Как федеральные и краевые власти планируют бороться с полулегальными перевозчиками, которые распространяют стихийные свалки и обманывают клиентов – разбирался NewsTracker.

Клиентов «мусорных пиратов» ждут штрафы

Одной из главных целей реформы было избавление от неучтенного мусора путем централизации.

По словам председателя региональной тарифной комиссии Ставропольского края Сергея Губского, 50% мусора вывозилось неизвестно куда, что должно было измениться после старта реформы.

«Сейчас это можно проконтролировать благодаря централизации, системе ГЛОНАСС на автомобилях и другим инструментам», – отметил Губский.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит об обязанности заключения договоров с региональным оператором.

«Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления», – указано в документе.

Сейчас с региональным оператором не заключили договоры большое количество юридических лиц, среди которых есть управляющие компании, ТСЖ и даже мусоровывозящие компании.

По данным ставропольских экоактивистов, постоянно появляются новые точки стихийных свалок, ведь путей вывоза отходов вне регоператора на северо-западе Ставрополья только два: «дикая природа» и полигон в черте Ставрополя, принадлежащий ООО «Полигон-Яр».

Фото:NewsTracker.ru

Вывоз отходов вне регоператора наносит юридический и в перспективе - материальный ущерб клиентам «серых» перевозчиков. Исполнительный директор регоператора «Эко-Сити» Евгений Сабельников рассказывает, что у некоторых фирм есть лицензии на перевозку, но она не распространяется на коммунальные отходы, относящиеся к 4 классу опасности.

«Вводят в заблуждение заказчиков и под видом «самых безопасных» отходов 5-го класса опасности (не-ТКО) вывозят ТКО. Берут у людей деньги, везут мусор на стихийную свалку или на «Полигон-Яр», а бумаги предоставляют за вывоз не-ТКО», – пояснил он.

По словам специалиста, когда у юрлица спросят платежные документы за вывоз ТКО, то он сможет им предоставить бумаги, выданные предприятием без прав на вывоз ТКО.

«Гражданину или предприятию придется платить второй раз, а еще отчитаться, где его отходы, возможно, на стихийной свалке. За что тоже последует штраф», – предупредил Сабельников.

Всю информацию о юрлицах, не заключивших договор и выявленных «мусорных пиратах», регоператор передает в соответствующие органы.

Исполнительная власть бездействует

В распоряжении NewsTracker оказался пакет официальных писем регоператора «Эко-Сити» в государственные органы и ответов на них. Из документов видно, что компания просит содействия всех государственных ведомств, а они «разводят руками».

В Росприроднадзоре на запрос регионального оператора сообщили, что принудить к заключению договора, кроме как по решению суда, невозможно. В письме за подписью заместителя начальника департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Александра Мещерякова говорится, что решение подобных проблем относится к компетенции органов местной власти.

Копии обращений регоператора Росприроднадзор направил в региональные министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и жилищно-коммунального хозяйства.

В Минприроды «Эко-Сити» собщили, что организовали внеплановые проверки юрлиц, однако нарушений не выявили, так как ответственность за незаключение договоров с регоператором в законах отсутствует. В письме от замминистра природных ресурсов Александра Рябикина региональному оператору рекомендовали обратиться в суд.

Министерство природных ресурсов ответило “Эко-сити”, что организовало внеплановую проверку в отношении некоторых фигурантов списка. Результаты пока неизвестны.

Краевая прокуратура сообщила регоператору, что она разослала полученные данные по районным подразделениям. Из них решение вопроса смогла найти только прокуратура Петровского района, которая внесла нарушителям представления об устранении нарушений федерального природоохранного законодательства. Согласно к статьи 17.7 КоАП РФ за игнорирование требований прокуратуры предусмотрены серьезные меры.

По словам министра ЖКХ Романа Марченко, в данный момент “планируется внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения о введении административной ответственности за такие действия». Также Марченко рассказал, что изменения готовятся и в Закон Ставропольского края об административных правонарушениях.

Мусорная реформа заработает по-настоящему?

Доработку “мусорной реформы” обсудили в пятницу, 29 июня, в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия», на круглом столе «О ходе внедрения новой системы обращения с ТКО в Ставропольском крае». На мероприятии присутствовал депутат Госдумы РФ Михаил Кузьмин, министр ЖКХ края Роман Марченко, депутаты регионального парламента, представители Роспотребнадзора, Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, региональных операторов.

Михаил Кузьмин отметил, что контроль за исполнением законодательства в области оборота мусора должны осуществлять надзорные органы, при этом заключение договоров должно оставаться на усмотрении граждан.

“Очень важно проведение разъяснительной работы. Люди должны понимать, что формируется новая отрасль. И люди понимают: 60% сельского населения заключили договоры, и они настаивают, чтобы и соседи делали так же. Я считаю, что мы должны убеждать людей в общей пользе установления отношений с регоператором, репрессивный метод не всегда лучший”, - считает депутат.

По его оценке, проект стартовал в крае достаточно болезненно, однако по одному полугодию говорить о результатах рано:

“Постепенно наши региональные операторы будут доказывать, что их выбрали не зря и сам закон создан не зря. Эффект от реформы будет со второго, третьего полугодия, когда пойдет раздельный сбор мусора, начнется действительно цивилизованный подход к обороту отходов, он уже точечно применяется”.

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор – старший советник юстиции Сергей Белевцев подчеркнул, что основная проблема - в отсутствии ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами.

“Около 2 000 актов прокурорского реагирования посвящены теме отходов. Работа проводится, проводится планомерно, выявляются несанкционированные свалки, выявляются собственники. Вначале идут методы убеждения, потом - методы принуждения, которые заканчиваются исками в суд. Хотелось бы, чтобы были четкие правила игры, закон, понятный как населению, так и тем, кто его применяет, и чтобы в КоАП была прописана серьезная административная ответственность за его нарушение”, - поделился мнением прокурор.

Он указал, что это зависит от законодателей.

“Размеры штрафов должен определить законодатель, тогда нам будет проще работать. И тогда мы хоть каждый день сможем штрафовать тех, у кого договора нет, пока они его не заключат. Я считаю, что если есть норма заключать договор, то должна быть и ответственность за невыполнение данной нормы. Мы пытались провести это на краевом уровне, но нас не поддержали”, - рассказал Белевцев.

По данным прокурора, “мусорные пираты” действуют через сайты объявлений.

“Сейчас можно открыть любую газету и увидеть объявления о быстром, качественном и недорогом” вывозе мусора, а потом он оказывается в лесополосах. Здесь ввести статью о подобных нарушениях и изымать орудия совершения производства. Мы с Росприроднадзором и ГАИ проводим рейды и выявляем таких деятелей. Также мы через суд и Роскомнадзор блокируем подобные объявления”, - сообщил прокурор.

МинЖКХ готовит поправки в краевые законы

В МинЖКХ на запрос NewsTracker сообщили, что краевой законопроект по внесению административной ответственности за незаключение договора на вывоз ТКО с регоператором уже готов.

Далее законопроект ждет стандартный алгоритм - рассмотрение депутатами краевой думы. Прогнозировать сроки этой процедуры и даты вступления административной ответственности за нарушение правил обращения с ТКО на Ставрополье в законную силу в пресс-службе МинЖКХ не берутся.

“Законопроект полностью проработан, подготовлен и находится на согласовании в краевом правительстве”, - сообщили сотрудники министерства.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter