Posted 3 мая 2020, 08:16

Published 3 мая 2020, 08:16

Modified 16 октября 2022, 18:42

Updated 16 октября 2022, 18:42

Нефть дешевеет, а бензин — нет. Что происходит с ценами на топливо на Ставрополье?

Нефть дешевеет, а бензин — нет. Что происходит с ценами на топливо на Ставрополье?

3 мая 2020, 08:16
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Нефть в мире стремительно дешевеет, но цены на автозаправках Ставропольского края на это падение практически никак не реагируют. Какой ценой достигается такая стабильность, разбирался корреспондент NewsTracker.

На Ставрополье стабильно дороже

На ставропольских автозаправках цены на топливо традиционно выше среднего по сравнению с остальными регионами СКФО, и даже выше средних по стране.

В середине февраля на Ставрополье, по данным Северо-Кавказстат, средняя цена на бензин составляла 46,44 рубля за литр. В республиках СКФО в то же время средняя цена составляла 45,85 рубля за литр. Средняя цена по регионам России была еще ниже — 44,88 рубля за литр.

Повышенные цены в Ставропольском крае на фоне республик, по мнению аналитиков, могут свидетельствовать о еще меньшем спросе на топливо в соседних регионах.

«Думаю, в кавказских республиках могло быть еще больше снижение цен в период самоизоляции. У нас более крупные города — много техники коммунальных служб. А в территориях, где преимущественно села, там нет таких машин, то есть потребление еще ниже», — поделился мнением сопредседатель отделения «Опоры России» в Ставропольском крае Павле Мрвалевич.

Еще один демпинговый фактор — Чеченская республика, на территории которой ведется добыча нефти. Логистические расходы снижаются на территории субъекта и влекут за собой снижение цен на топливо, считает Мрвалевич.

Дешевая нефть ≠ дешевый бензин

Нефть постепенно теряла в цене с начала текущего года. Ситуация усугубилась пандемией коронавируса, который к весне проник на территорию крупнейших стран-экспортеров.

В январе, по данным Росстата, мировые цены упали на 4,3% к прошлогоднему уровню. В феврале произошло обрушение на все 15%. Однако цены на бензин в России оставались стабильными. Сниженные цены на нефть практически никак не отразились на отпускных ценах на АЗС в России. Причина спрятана в схеме ценообразования.

«Система ценообразования сложнейшая. Почему? В нем присутствует, например, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который рассчитывается на каждое месторождение отдельно — там учитывается сернистость нефти, труднодобываемость. Всего 10 коэффициентов, чтобы рассчитать один только налог на добычу полезных ископаемых. Еще есть акцизы. И все это добавляет к стоимости нефти», — объясняет Мрвалевич.

В структуре цены на бензин в России только около трети (35%) занимает стоимость сырья, остальное — налоги, указывает Мрвалевич со ссылкой на данные УФАС России.

«Основа сырьевой составляющей нефть. Все остальное — налоги, акцизы и транспортировка. Причем транспортировка топлива происходит за счет того же топлива. То есть цена на топливо также влияет на стоимость логистики», — отмечает собеседник агентства.

Основной сдерживающий фактор — зарегулированность схемы ценообразования, она неразрывно связана с системой налогообложения всего, что связано с нефтедобычей.

«На мой взгляд, государство зарабатывает на этом большие деньги. Оно само заинтересовано, чтобы цены были высокими. Сказать, что у нас рыночное ценообразование, я не могу. Хотя, по идее, когда увеличивается цена на нефть, бензин тоже должен вырасти. При уменьшении цен на нефть бензин тоже должен дешеветь. Почему? Потому что основная сырьевая составляющая — нефть, как ни крути. Все остальное — наценки», — считает Мрвалевич.

Избыточное государственное участие в нефтяном бизнесе, по его мнению, оправданно, поскольку этими доходами в конечном итоге наполняется казна.

«Эти деньги идут в бюджет, который содержит всех — врачей, учителей, армию, библиотекарей, культуру. Думаю, чем меньше будет зависимость страны от углеводородов, чем их вклад в ВВП будет меньше, тем более рыночный характер будет приобретать отрасль», — отметил собеседник.

Последствия пандемии

Стоимость топлива в регионе почти не меняется с начала года. По мнению аналитиков, это влияние пандемии коронавируса. Пока население ограничено в передвижении, спрос на топливо сокращается. По некоторые оценкам, так называемый «пролив топлива» на автозаправках снизился в апреле на 40%, отметил сопредседатель отделения «Опоры России» в Ставропольском крае Павле Мрвалевич.

После преодоления пандемии коронавируса, по его мнению, можно ожидать постепенного возвращения к прошлогодним ценам. Фактическая заморозка цен обусловлена сокращением спроса. Вместе с восстановлением экономики увеличится и спрос на топливо, а значит и цены продолжат привычный рост.

«Сейчас снижен спрос. Пока не восстановится спрос, цены на бензин не будут расти. Когда будет восстановлен общий спрос населения (поднимутся его доходы), тогда будет определенный рост. Спрос — это основной фактор, который будет влиять на цены», — считает Мрвалевич.

Стоимость топлива в регионе почти не меняется с начала года. По мнению аналитиков, это влияние пандемии коронавируса. Пока население ограничено в передвижении, спрос на топливо сокращается. По некоторые оценкам, так называемый «пролив топлива» на автозаправках снизился в апреле на 40%, отметил сопредседатель отделения «Опоры России» в Ставропольском крае Павле Мрвалевич.

После преодоления пандемии коронавируса, по его мнению, можно ожидать постепенного возвращения к прошлогодним ценам. Фактическая заморозка цен обусловлена сокращением спроса. Вместе с восстановлением экономики увеличится и спрос на топливо, а значит и цены продолжат привычный рост.

«Сейчас снижен спрос. Пока не восстановится спрос, цены на бензин не будут расти. Когда будет восстановлен общий спрос населения (поднимутся его доходы), тогда будет определенный рост. Спрос — это основной фактор, который будет влиять на цены», — считает Мрвалевич.

Водители в Ставропольском крае объективно оценивают ситуацию, но готовятся к худшему сценарию.

«Я считаю, что к осени цены не то что будут расти, они просто взлетят, когда после кризиса соседние наши регионы (Краснодарский край, Дагестан, КБР) возобновят производство», — поделился мнением владелец автосервиса Юрий Распопов, в прошлом руководитель регионального отделения объединения перевозчиков России в Ставропольском крае.

Аналитики тоже ожидают роста цен после выхода из глобального кризиса, связанного со спадом экономической активности. Заморозка цен на топливо, по оценкам экспертов, долго не продлится.

«Замирание цены на бензин — это полностью локальная история, связанная с падением потребительского спроса. АЗС продолжают работать, им нужно зарабатывать, и на фоне провала в объеме покупателей они вынуждены чуть сбавить цены. Как только режим самоизоляции будет отменён, цены на топливо стабилизируются», — считает старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Уже в этом году цены могут вырасти до 50 рублей за литр бензина 95-й марки, считает эксперт. По ее мнению, основная причина неизбежного подорожания — специфическая схема ценообразования, сложившаяся в России.

«Дешевый бензин — это не про Россию. 2/3 цены литра бензина — это различного рода акцизы и сборы, плюс, заработки всех контрагентов и посредников. В этом году мы можем увидеть цену бензина марки А95 на отметке 50 руб. Думается, что пока все демпферные рамки останутся без изменений — в конце концов нефтяники могут, как и другие, пожаловаться на судьбу и попросить госпомощи», — считает Бодрова.

Подпишитесь