Московский олигарх залез в карман ставропольских автомобилистов

Московский олигарх залез в карман ставропольских автомобилистов

Московский олигарх залез в карман ставропольских автомобилистов
Аналитика

3 мая 2017, 13:58
Юрий Слинько
Фото: topwar.ru
Спор вокруг платных парковок в Ставрополе продолжается больше года. Автомобилисты по-прежнему недовольны превращением бесплатных парковок в платные. Власти города уже всерьез грозятся закрыть проект из-за частых сбоев в системе. Но главная задача так и не решена — пробки в центре города остались.

Как все устроено

Компания ООО «Городские парковки» вложилась в системы платных парковок в двух городах — в Краснодаре она работает почти 3 года и еще почти 2 года в Ставрополе. В обоих городах автомобилисты постоянно жалуются на качество обслуживания.

Причем условия оплаты краснодарского проекта парковок уже раскрыты благодаря судебному разбирательству с прокуратурой. В нем сказано, что компания получает 90% от всех сборов за парковку, остаток поступает в городской бюджет.

Договоренности властей Ставрополя с ООО «Городскими парковками» до сих пор неизвестны. Из разрозненных комментариев администрации Ставрополя понятно, что договор заключен на условиях государственно-частного партнерства и за полтора года принес в городскую казну 17 миллионов рублей. В компании согласились раскрыть только схему расчетов с администрацией. Вся плата за парковку сначала поступает в городской бюджет. Мэрия рассчитывается с инвестором, когда получает «документальное подтверждение понесенных затрат».

«Размер средств определен условиями контракта, который закреплен постановлением администрации города Ставрополь, и составляет 30% от фактических капитальных затрат и 60% от фактических затрат на эксплуатацию и обеспечение функционирования парковок. После того, как будут возмещены капитальные затраты компании, к регулярному возмещению останутся только затраты на обслуживание», — пояснили NewsTracker в пресс-службе компании.

По сведениям источника, ставропольский проект оценивается в 200 миллионов рублей. На эти деньги до конца 2017 года в Ставрополе должны быть оборудованы 3,9 тысячи парковочных мест. Контракт, по сведениям компании, заключен на 7 лет. То есть до 2022 года инвестор планирует получить обратно все 200 миллионов рублей, потраченных на организацию платных парковок.

В ответ на официальный запрос NewsTracker компания перечислила основные статьи затрат: благоустройство парковок, укладка асфальта, нанесение дорожной разметки, установка бордюров, сопутствующие демонтажные работы, расходы на обслуживание сайта, мобильного приложения, смс-сервиса и затраты на услуги call-центра.

Полтора миллиона в день

Весь проект, по данным компании, рассчитан на 3,9 тысячи парковочных мест, которые должны быть полностью оборудованы до конца 2017 года. Значит, с 2018 года все они уже точно должны работать и приносить доход. Известно, что платные парковки работают с 8.00 мск до 20.00 без выходных, а за парковочное место водители платят по 30 рублей в час. Учитывая, что проект рассчитан, как минимум, до конца 2021 года, несложно подсчитать, что за это время почти 4 тысячи парковочных мест при постоянной полной загрузке принесут доход более 2 миллиардов рублей. То есть каждый день стороны будут получать доход на общую сумму порядка 1,4 миллиона рублей.

Даже если сделать скидку на то, что треть парковок будут пустовать все 4 года (а это 1,3 тысячи мест), то общая сумма сборов составит 1,4 миллиарда рублей, то есть около 1 миллиона рублей в день.

В компании с этими расчетами не согласились, но и «правдивые» расчеты предоставить отказались. «Приведенные вами расчеты некорректны и не учитывают ряд значимых факторов, например, количество мест для льготных категорий граждан, плата за пользование которыми не взимается, а это не менее 10% от общего количества парковочных мест», — сказано в информации пресс-службы.

Недовольные водители

На доходах могут сказаться и настроения водителей, которые не привыкли платить за стоянку. Примечательно, что в Ставрополе и Краснодаре платными стали в основном муниципальные парковки (преимущественно в центре города), которые раньше были бесплатными и не были оборудованы разве что только паркоматами. Превращение бесплатных парковок в платные не могло понравиться автовладельцам. Поэтому в первый год работы системы в Ставрополе большая часть водителей просто уезжала с парковки, не заплатив, хоть за это и предусмотрены штрафы от 500 до 3 тысяч рублей. Об этом NewsTracker рассказывал источник в компании в октябре прошлого года. Ситуация с неплательщиками еще больше усложнялась в связи со сбоями паркоматов. С таким сбоем однажды столкнулся даже депутат городской думы.

Решением проблемы должно было стать мобильное приложение, которое заработало прошлым летом. Но, судя по отзывам в Google Play, оно тоже работает нестабильно. Большинство водителей жалуются на медленную работу и частое зависание приложения, невозможность пополнить баланс, проблемы с геолокацией, которые делают невозможной оплату парковки со смартфона. Однако проблемы с мобильным приложением компания не прокомментировала.

Конфликт с властями Ставрополя

Спустя полгода ситуация с неплательщиками, видимо, почти не изменилась, потому что к недовольству водителей добавились проблемы с городскими властями. В марте рекомендация о закрытии проекта поступила от городской думы. Заслушав итоговый отчет о проекте платных парковок, депутаты рекомендовали мэрии закрыть проект из-за недоимки бюджетных средств и серьезных нареканий к работе всей системы. Пресс-служба компании спустя неделю после этого заявления утверждала, что речь о расторжении сделки пока не идет. Однако наблюдение за неплательщиками усилилось. По городу пустили несколько брендированных спецавтомобилей, которые раз в 15 минут появляются на парковках города и фотографируют оставленные машины, чтобы фиксировать госномера неплательщиков.

Месяцем раньше администрация Ставрополя пригрозила ООО «Городские парковки» расторжением контракта, если систему парковок срочно не наладят. Список претензий получился немаленький: неудобные подъезды, неудобное расположение паркоматов и частые сбои в системе оплаты, проблемы с приемом наличных и получением сдачи, отсутствие униформы у работников парковок. Компания в ответ пообещала учесть недочеты.

Реальные штрафы

Несмотря на нестабильность системы Ставрополь — один из первых городов, где штрафы за неоплаченную парковку стали реальностью. В соседней Ростовской области власти Ростова-на-Дону два года скрывали, что не могут выписывать неплательщикам штрафы, потому что не имеют доступа к базе госномеров ГИБДД и не могут найти нарушителя.

В Ставрополе такой проблемы, видимо, не возникло. На запрос NewsTracker администрация краевого центра привела данные о выписанных и оплаченных штрафах. За все время работы платных стоянок составлено уже 1,8 тысячи протоколов, наложены штрафы на общую сумму более 1 миллиона рублей, из них выплачено пока только чуть больше 380 тысяч рублей.

«Дочка» цифрового магната

Реальные источники финансирования этого проекта бесконечно далеки от всех этих проблем. Инвестором платных парковок Ставрополя выступил филиал краснодарской фирмы ООО «Городские парковки», которая находится под управлением московской фирмы «Лантер». Эта и еще целая сеть крупных технологических компаний объединены в федеральной структуре ООО «Ланит-Холдинг». В свое время холдинг основал цифровой магнат Георгий Генс, с 2011 года он входит в число самых богатых бизнесменов России по версии журнала Forbes. Предприятия холдинга «Ланит» участвуют в создании единой информационной системы госзакупок, разрабатывают информационные системы для МФЦ, систему электронного бюджета. Генс владеет фирмой, которая занимается оптовой продажей техники Apple, Samsung, Asus, GoPro в России.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter