Posted 3 марта 2022, 10:13
Published 3 марта 2022, 10:13
Modified 16 октября 2022, 19:28
Updated 16 октября 2022, 19:28
Введение санкций против России за несколько дней уже успело отразиться на некоторых сферах экономики, куда попал и автомобильный бизнес. О своем уходе с российского рынка заявили практически все европейские производители автомобилей, такие как Mercedes-Benz, Audi, BMW, Jaguar и многие другие. В некоторых регионах России автолюбители уже столкнулись с проблемами при покупке автозапчастей, а кто-то сообщает о резком повышении цен на автомобили, в том числе и российского производства. Корреспондент NewsTracker выяснял, что происходит с автомобильным рынком СКФО и чего ждать от него в ближайшее время.
В наличии нет
Всего за несколько дней, начиная с 27 февраля, когда были введены первые санкции в отношении России, некоторые автодилеры, работающие на Северном Кавказе, повысили цены на автомобили почти на 20%. И это касается не только каких-то премиальных марок, но и тех, что еще несколько месяцев назад считались средним сегментом, например, Kia или Renault. Так в одном из дилерских центров Северной Осетии за последние два дня были распроданы практически все автомобили Hyundai. Об этом в разговоре с корреспондентом NewsTracker рассказал представитель салона.
«С начала этой недели мы продали почти все, что у нас было в наличии. Даже самые богатые комплектации, и те ушли. Люди переживают, что потом машин совсем не будет. Один клиент взял четыре машины, сказал, что будут стоять на черный день. Пока сложно говорить, будет ли марка Hyundai уходить как другие с рынка, завод в Санкт-Петербурге работает. Но то, что в ближайшее время могут возникнуть проблемы с запчастями, нас уже предупредили. Ну, естественно, цены уже выросли, конечно не так, как в Москве, но все же (здесь автомобили подорожали минимум на 600 тысяч рублей, включая и те, что производятся в России, прим. Newstracker)», — пояснил собеседник.
Подобная ситуация наблюдается и в Ставропольском крае. В одном из официальных представительств марки Lada сообщили, что некоторых моделей уже нет в наличии, и неизвестно, когда ждать нового завоза, так как завод «АвтоВаз» в Тольятти приостановил свою работу.
«Все, что у нас сейчас есть, — это то, что не особо пользовалось популярностью. Если говорить о каких-то моделях в максимальных комплектациях, то их уже нет в наличии. Есть что-то простенькое. Стоит понимать, что завод приостановил работу, а на какой срок, никто не знает. Пока продаем то, что есть, а дальше будет видно. Цены первого марта выросли, но, вероятнее всего, подорожание будет еще. В нынешних условиях это сложно прогнозировать, надеемся, что нас вся эта ситуация не коснется так сильно», — рассказал сотрудник одного из автосалонов.
Если же говорить об автомобилях более дорогого сегмента, то здесь все еще сложнее. Об остановке своей работы в России сообщили такие бренды как Porsche, BMW, Audi, Jaguar, Land Rover и Mercedes-Benz. Их по-прежнему можно купить в автосалонах Северного Кавказа, но цены сильно отличаются от тех, что были еще полторы недели назад. Например, в одном из представительств марки Lexus в СКФО популярный кроссовер Lexus NX стоит уже 4 853 000 рублей вместо 4 050 000 рублей, а представительский седан Genesis G90 вырос почти на 100 тысяч и купить его можно за 7 175 000 рублей. То же самое можно сказать и о других марках, таких как Toyota, BMW и Porsche.
В целом, подобная тенденция на резкое увеличение стоимости автомобилей всех марок наблюдается во всех регионах Северного Кавказа. Единственным исключением являются китайские производители, которые не спешат сильно повышать цены.
Что будет с ценами дальше
По мнению экспертов в автомобильном бизнесе и банковском секторе, цены и дальше будут расти. Это касается не только новых, но и подержанных машин. Так, аналитики банка РГС сообщили, что в ближайшее время можно ожидать повышение спроса на автомобили старше пяти лет и увеличение числа автокредитов.
«Ухудшение геополитической ситуации может привести к уходу с рынка ряда зарубежных моделей и росту спроса на отечественные марки. Кроме этого, падение реальных доходов в связи с ослаблением рубля еще больше сместит интерес в сторону подержанных автомобилей и подстегнет спрос на автокредиты со стороны платежеспособного населения. На фоне продолжающегося повышения цен на автомобили увеличится и рост среднего чека на автокредиты», — говорится в сообщении.
Стоит отметить, что отгрузка автомобилей с некоторых заводов в Европе, таких как BMW и Mercedes-Benz, приостановлена, и когда будет возобновлена, неизвестно. По словам представителей этих двух компаний, те автомобили, которые сейчас находятся на пути к дилерам, в ближайшее время будут доставлены продавцам, а вот новые заказы сделать уже нельзя. То же самое, возможно, случится и с запчастями. Уже сейчас некоторые из них находятся в так называемом «стоп-листе», и дилеры не могут назвать даже примерную дату возобновления продаж.
Становится очевидно, что уже в ближайшие дни цены на все автомобили вне зависимости от марки и страны производителя сильно вырастут. Это связано не только с экономическими санкциями в отношении России и резко возросшим курсом доллара, но и, как показывает практика, с жадностью автодилеров, которые не упустят шанса продать машины по как можно более высокой цене. С большой долей вероятности можно говорить и о том, что на вторичном рынке цены также продолжат расти.