Posted 2 ноября 2019, 13:35
Published 2 ноября 2019, 13:35
Modified 16 октября 2022, 18:27
Updated 16 октября 2022, 18:27
Пить или не пить?
С каждым годом крафтовое пиво завоевывает в Ставропольском крае и в России все большую популярность. Продукция маленьких пивоварен, выпускающих множество уникальных сортов пива, постепенно занимает лидирующие позиции в барах. Говорить о «крафтизации» пивного рынка, конечно, нельзя, прежде всего из-за того, что большая часть пива реализуется через магазины, но рост «барного» крафтового сегмента очевиден.
В Ставропольском крае работает около 100 крафтовых пивоварен, некоторые из них реализовывают свою продукцию не только на региональном рынке, но и за его пределами.
Однако именно то, что привлекает ценителей в крафтовом пиве – разнообразие сортов и вкусов – может привести к его исчезновению или «уходу в тень» на российском рынке. В начале октября производители пива, владельцы баров и простые ценители крафтового пива были встревожены новостью, что рынку крафта может прийти конец.
Дело в том, что в 2021 году вступает в силу новый регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором крафтовое пиво попросту не предусмотрено. Согласно указанному регламенту, пивом может считаться только напиток, в котором находится 80 процентов солода, менее 20 процентов несоложеного сырья и менее 2 процентов сахаросодержащих продуктов.
Сложность в том, что крафтовое пиво именно в силу своей разнообразности не может жестко соответствовать этим требованиям. Данный ГОСТ для крафтового напитка неприменим: многие сорта окажутся контрафактными и деятельность пивоварен, производящих их, будет приостановлена – таково главное опасение пивоваров и любителей пенного напитка.
Комментируя ситуацию, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко в комментариях СМИ сообщил, что все будет нормально и призвал не нагнетать ситуацию.
«Я бы, конечно, рад был, чтобы все алкогольные напитки исчезли, но, к сожалению, даже я с пониманием отношусь к тем реалиям, которые есть, так что все будет нормально. В такой огромной стране, как Россия, ни солода нет, ни хмеля нет, который является основой любого пивоваренного производства. Вот куда мы смотрим?» – озвучил свою позицию чиновник.
Член президиума организации «Опора России» Алексей Небольсин призвал не беспокоиться любителей крафтового пенного напитка из-за его возможного исчезновения. В виде аргумента он выразил мнение, что, поскольку в официальных документах не закреплено понятие «крафтовое пиво», поэтому его производство запретить нельзя.
Тем не менее, опасения по поводу исчезновения пива остаются, некоторые пивовары считают, что положения нового регламента будут попросту использоваться крупными производителями пива для вытеснения мелких пивоварен с рынка.
Удар по имиджу власти
Владелец ставропольского бара, предлагающего клиентам исключительно крафтовое пиво, напомнил, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от употребления алкогольных напитков в России упала на 30%, при этом в то же самое время в РФ среди алкогольных напитков пиво переместилось на первое место по популярности.
«Трудно не усмотреть между этими двумя показателями прямую связь: пиво – это вкусно, питательно, экологично и безвредно, при условии, конечно, что это хорошее пиво и употребляется в меру. Если б Росстандарт действительно озаботился дальнейшим снижением смертности, он бы оставил в покое пиво и переключился на содержание пальмового масла в большинстве употребляемых населением продуктов. Но, вместо этого, похоже, он просто лоббирует интересы крупных пивных корпораций», – отметил бизнесмен.
Одним из главных козырей крафтового пива он называет его экологичность и отсутствие химических добавок.
«Крафтовое пиво предпочитает наиболее продвинутая, интеллектуальная часть потребителей, во многом из-за вкусовых качеств, но также зная об экологичности последнего. Пивовар на своей собственной пивоварне выращивает свое пиво как любимый цветок, а, вырастив, не только предлагает на продажу, но и сам употребляет его вместе с ближайшими родственниками и друзьями, так что напиток гарантированно не содержит «химии», так как делается и для себя. К тому же пивовар обязательно приобретает подобные сорта у своих коллег-мастеров с тем, чтобы при следующей варке еще более улучшить вкусовые качества своей продукции», – уверен собеседник.
Учитывая масштабы производства, крупные производители не могут отказаться от «химии».
«Не сомневаюсь, что на больших заводах технологи также работают над улучшением вкусовых свойств производимых напитков, но преобладающий коммерческий подход к изготовлению значительных объемов пива требует не самых экологичных методов, в том числе и химических ускорителей процессов брожения», – предупреждает предприниматель.
Люди, конечно, не откажутся от пива в случае исчезновения крафтовых сортов, и бары особых убытков не понесут, но имидж власти будет в очередной раз подпорчен.
«Если запретят крафт, не думаю, что это ударит по маленьким заведениям, максимум - придется менять поставщиков. Этот шаг, скорее, отразится на имидже властных структур, так как еще одна лояльная часть населения, не самая безинтеллектуальная, будет разочарована», – поделился мнением бизнесмен.
Глупость или лоббирование монополистов
Соучредитель частной пивоварни «Петровичъ» Сергей Тищенко отмечает, что нововведения могут стать проблемой для крафтовых пивоварен Ставрополья.
«Мы обсуждали с технологом эти вопросы, с технической точки зрения данный регламент может явиться проблемой, что мы не сможем реализовывать все свои идеи. Мы же после введения регламента никуда не уйдем, не закроемся, а будем писать на этикетках одно, а по факту делать другое, все остальные, думаю, тоже. Все эти ограничения – это долгая и болезненная тема, которая касается всех предпринимателей, чем бы они не занимались: новые и новые ограничения вводятся постоянно, такое ощущение, что людям больше нечего делать. При этом ни на что это не влияет и жизнь это не меняет, лишь создает постоянные барьеры и постоянные проблемы, с которыми приходится бороться», – отметил предприниматель.
С его точки зрения, подобные инициативы могут являться, в том числе, и результатом лоббирования крупных игроков на пивном рынке.
«Это либо откровенная глупость, либо лоббирование интересов крупных пивоварен, которые на сегодняшний день испытывают неудобства от малых пивоварен. Напомню, что президент одной из крупнейших пивоваренных компаний России прямо заявил, что они будут спонсировать всяческую борьбу с теневым сектором пивоварения, под которым, видимо, подразумеваются и малые пивоварни», – указал Тищенко.
Парадоксально, что крупные пивоварни хотят выжить с рынка мелкие, несмотря на то, что они фактически не представляют угрозы.
«Интерес к крафтовому пиву у людей есть, но крафтовое пиво – это не грандиозная доля рынка. Запретить его – то же самое, что запретить производить все сорта хлеба, кроме белого, серого и бородинского на основании того, что большинство населения покупает только их, а остальные иногда пробуют другие. Это ничего не поменяет, а лишь ограничит потребителя, который лишится новых вкусов и новых ощущений», – поделился мнением собеседник.
Он считает, что регулировать пивной рынок сейчас нет смысла.
«Это не тот процесс, который требует регулирования, никакой необходимости регулирования его нет, он развивается сам по себе. Это эволюция: история приучила человека носить новую разнообразную одежду, слушать новую разнообразную музыку, но в пиве от него почему-то требуют следовать старым вкусам», – подчеркнул предприниматель.
Советник уполномоченного по защите прав предпринимателей Ставрополья Сергей Владимиров указывает на изначально неправильный подход чиновников.
«Показательно, что Онищенко начал с того, что он против алкоголя, и его позиция свидетельствует о том, что он не пытается разобраться с вопросом, совершенно не думает о бизнесе. Он прямо говорит, что они могли бы и вовсе запретить алкоголь, но лишь ограничили. Я, как человек, защищающий бизнес, могу сказать только одно: если мы это введем, то под этой маркой мы можем уничтожить все разнообразие», – предупреждает эксперт.
Последствия такого могут быть для предпринимателей Ставрополья весьма печальными.
«Здесь есть два варианта и один из них – загнать производство в подвалы, то есть не все же бросят свой бизнес, а перенесут его в серую или черную зону. Переформатировать бизнес может позволить себе лишь крупное производство, а крафт – зачастую может не иметь таких ресурсов: то есть как легальный бизнес мы крафтовое пивоварение можем потерять. Прежде всего это будет на руку пивным монополистам, так как если люди привыкли пить пиво, то они будут продолжать его пить, и нишу заполнят крупные производители», – поделился мнением Владимиров.