Posted 2 мая 2020,, 13:20

Published 2 мая 2020,, 13:20

Modified 16 октября 2022,, 18:43

Updated 16 октября 2022,, 18:43

Здравоохранение vs коронавирус: с какой ситуацией Ставрополье встретило эпидемию

2 мая 2020, 13:20
Что происходило в здравоохранении Ставропольского края в момент появления коронавируса и что происходит сейчас – разбирался NewsTracker.

Ставропольем недовольны

В Ставропольском крае, как и во всей Российской Федерации, продолжается борьба с коронавирусом COVID-19. По состоянию на 2 мая за все время зарегистрирован 676 пациент, в том числе заразились 53 ребенка. Скончалось 14 человек. В тяжелом состоянии остаются 22 пациента, еще 63 заболевших находятся в состоянии средней степени тяжести. Выздоровело – 135 человек. Случаи заражения зафиксированы практически во всех территориях края. Большинство зараженных оказалось в Ставрополе – 132 человека. На втором и третьем местах идут Кочубеевский район и Пятигорск с показателями 92 и 72 пациентов.

Почти месяц в регионе действует режим самоизоляции: люди могут покидать дом для похода за продуктами, лекарствами, выгула собаки или поездки в больницу. Однако, как следует из социальных сетей и опросов, у людей скопилась усталость от нахождения в четырех стенах. Таким образом сложился неприятный парадокс: в самом начале, когда заболевало по одному-двум людям за сутки, ставропольцы сидели по домам. При этом терпение граждан лопнуло именно в тот момент, когда суточное количество заболевших начало превышать 30 человек.

В социальных сетях губернатор Ставрополья Владимир Владимиров сообщил, что край готов к любым событиям, в больницы доставили дополнительные койки, закупаются аппараты искусственной вентиляции легких. Вместе с тем он отметил, что край испытывает недостаток препаратов «Актемра» и «Оксациллин», которые используются для лечения тяжелобольных людей.

Не так давно регион был подвергнут критике со стороны премьер-министра РФ Михаила Мишустина.

«Потребность у вас во врачах фактически закрыта, 26%, и в младшем персонале – 10%. Посмотрите, реально ли это, потому что эти данные, которые Вы докладываете, немного не соответствуют тому, что есть. Исполнение по обеспеченности реанимационными койками к 28 апреля – 34%», – указал глава правительства.

Министр здравоохранения России Михаил Мурашко также отметил проблемы с подготовкой коечного фонда (в первую очередь с подведением кислорода) у ряда субъектов РФ, среди которых и Ставропольский край. «Эти регионы должны мобилизоваться, чтобы защитить своих граждан», – отметил Мурашко.

Спустя небольшое количество времени после критики со стороны Москвы, Минздрав Ставрополья отрапортовал о нормализации ситуации с койками и аппаратами ИВЛ.

«Медучреждения продолжают перепрофилирование инфекционных коек. На сегодняшний день к приему и оперативному оказанию медицинской помощи при коронавирусе и респираторной симптоматике задействована 1921 инфекционная койка. Около трети от их числа обеспечены подачей кислорода. Еще 758 коек продолжают перепрофилировать. Ведется закупка аппаратов искусственной вентиляции легких», – сообщило ведомство в официальном пресс-релизе в пятницу, 24 апреля.

А уже в понедельник, 27 апреля, стало известно об отставке главы краевого Минздрава Виктора Мажарова, который руководил ведомством с 2009 года. Об этом стало известно на заседании регионального координационного совета по противодействию распространению коронавируса. Чиновник покинул свой пост по собственному желанию, официальной причиной стало состояние здоровья. Исполняющим обязанности главы регионального Минздрава стал первый заместитель Мажарова Юрий Литвинов.

Ситуация не внушает опасений

Член комитета Думы Ставропольского края по социальной политике и здравоохранению депутат Николай Новопашин считает, что край серьезно подвела история с инфекционистом Еленой Санниковой, которая «привезла» коронавирус из-за границы.

«По поводу готовности края к эпидемии: в России каждый год зима, и она всегда застает нас врасплох. Также нас серьезно подкосила ситуация с Санниковой, из-за чего эта беда попала к нам раньше на две-три недели, и подобного предусмотреть не мог никто. В итоге люди испугались и попрятались по домам, а сейчас, ввиду усталости, напряжения, необходимости ведения бизнеса, перестают самоизолироваться. К тому же с людей продолжают брать арендную плату, требовать кредиты», – сообщил парламентарий.

Проблем с размещением больных, о которых говорил Мишустин, он не видит.

«Касательно критики по койкоместам: сегодня этим вопросом занимается штаб специалистов, выделены целые больницы для работы с инфицированными, и я не знаю случаев в своем округе и не слышал от коллег, чтобы кому-то из больных отказывали в госпитализации или операции и не только по коронавирусу. Про недостаток аппаратов ИВЛ точно знаю, что деньги выделены и аппараты закуплены, например, в Ипатовском округе их было 3, а сегодня 9, и так в каждом районе», – рассказал Новопашин.

Ситуацию со здравоохранением в Ставропольском крае он считает гораздо лучше, чем во многих других регионах.

«Читаю новости каждый день и думаю, откуда информация о ситуации в больницах у заядлых комментаторов, ведь по факту ни один человек на Ставрополье не остался без помощи. Например, моя мать живет в Новочеркасске Ростовской области, и если ей необходимо лечение, я забираю ее оттуда и привожу сюда, потому что реально в нашем регионе ситуация со здравоохранением гораздо лучше чем у других», – поделился мнением депутат.

Все за счет медиков

По словам заместителя главного врача одной из районных больниц Ставрополья, ситуация со здравоохранением вообще и готовностью к коронавирусу в регионе действительно нормальная. Она указывает, что врачи вовремя предприняли все необходимые меры, однако это личная заслуга, а не заботы министерства.

«Когда стало известно об эпидемии, было предпринято много, но не министерством, которое вообще молчало, а нами лично, поэтому из всех возможностей, которые были, мы использовали все: мы сделали закупку и разовых халатов, и костюмов, и масок, и перчаток. Этот момент нам удался. Многие лечебные учреждения по краю, где руководят более или менее ответственные руководители, все это искали, выбивали, закупали собственными силами: деньги – это наши средства ОМС, ничего не было выделено за апрель дополнительно», – рассказала женщина.

От краевого Минздрава особой помощи районные больницы не дождались.

«Помощи от министерства не было никакой. Не были закуплены на этот период средства индивидуальной защиты, аппараты ИВЛ мы закупаем сейчас. При этом от нас требуют развертывания дополнительных коек, организацию посещения на дому», – сообщила медик.

Некоторые требования Минздрава и вовсе ставят палки в колеса врачам.

«Есть и откровенно ненормальные моменты, например, от нас требуют делать анализы всем людям, которые прибыли из других регионов России, после того, как закончился поток из-за границы. Дело в том, что реактивы, которые используются для взятия анализов, есть в ограниченном количестве, которое Минздрав не восполняет. Почему нельзя приезжих определить на карантин и брать анализы, расходовать реактивы, только в тех случаях, когда появились симптомы ОРВИ?», – задается вопросом собеседница.

Претензии к коечному фонду края со стороны Мишустина и Мурашко она считает обоснованными.

«Упрек по поводу коечного фонда справедлив. Единственное, что отмечу, так это то, что губернатор не должен был это просчитывать, это работа опять-таки Минздрава региона. И претензии эти должны адресоваться не Владимирову, а Мажарову», – поделилась мнением врач.

Есть, по ее словам, проблемы и с организацией обсерваций.

«Не сработали и главы администраций районов: они не определили территории обсерваций: какие помещения можно выделить под эти цели. Ведь приехавшие из других регионов люди не должны находиться в лечебных учреждениях, пока у них нет симптомов. Есть же множество помещений государственных учреждений, которые сейчас не работают: санатории, детские сады и так далее: почему бы их не использовать с этой целью?», – удивляется женщина.

Изменит ли преемник Мажарова на посту министра подход к районному здравоохранению – покажет время. Также NewsTracker направил запросы в краевой Минздрав по поводу смысла взятия анализов у граждан, прибывших из других регионов России, в условиях дефицита реагентов и в правительство Ставропольского края по поводу организации обсерваций в муниципалитетах региона.

"