Posted 2 марта 2022, 08:34

Published 2 марта 2022, 08:34

Modified 16 октября 2022, 19:27

Updated 16 октября 2022, 19:27

Почему не все главы СКФО осмеливаются говорить о потерях своих солдат на Украине

2 марта 2022, 08:34
С начала специальной операции в Украине прошла уже почти неделя. Однако официальные представители Минобороны России первые четыре дня не сообщали конкретных цифр потерь состава. Корреспондент NewsTracker выяснил, кто из глав регионов Северного Кавказа рассказал о погибших, а кто предпочел умолчать о своих героях.

С начала специальной операции в Украине прошла уже почти неделя, российские войска дошли до Киева. Генеральные штабы министерств обороны обеих стран проводят ежедневные брифинги, где сообщают оперативную информацию о происходящем. Однако официальные представители Минобороны России первые четыре дня не сообщали конкретных цифр потерь состава; говоря лишь о том, что несут их в целом. Молчание по этому вопросу сохраняют и руководители субъектов, в том числе и часть из них в СКФО. Корреспондент NewsTracker выяснил, кто из глав регионов Северного Кавказа рассказал о погибших земляках, а кто предпочел умолчать о героях своей республики.

«Трагическая весть»

Первыми, кто сообщил о погибшем военнослужащем, стали сотрудники администрации Алагирского района Северной Осетии. На их странице в Instagram 24 февраля, уже через сутки после начала спецоперации на Украине, появилась запись со словами соболезнования родственникам местного жителя, который служил в отряде спецназначения Росгвардии и погиб под Харьковом. Однако меньше чем через час пост со страницы был удален, что вызвало недовольство у жителей республики, которое они высказали под сообщениями в других пабликах. Стоит отметить, что в пресс-службе Алагирского района корреспонденту NewsTracker не смогли объяснить, кто опубликовал данную новость и почему она была удалена.

Следующим в СКФО, кто сообщил о потерях, стал глава Дагестана Сергей Меликов. На своей странице в Instagram он разместил фотографию летчика из Кулинского района республики Нурмагомеда Гаджимагомедова и назвал произошедшее «трагической вестью», а его самого «отважным сыном Дагестана». Подписчики в комментариях рассказали, что у погибшего в день, когда его родные получили сообщение о его смерти, родилась дочь. Гаджимагомедов является сыном замминистра МВД Ингушетии Энгельса Гаджимагомедова. В администрации Кулинского района Дагестана корреспонденту NewsTracker подтвердили, что Гаджимагомедов действительно является уроженцем одного из сел, но последние годы проживал в Буйнакске.

Еще одним политиком из СКФО, кто сообщил о потерях, стал глава Чечни Рамзан Кадыров. Он написал в своем Telegram-канале, что в чеченских подразделениях, находящихся на территории Украины, есть двое убитых и шестеро раненых. Он назвал погибших героями, которые отдали жизнь «за безопасность двух стран».

О потерях в рядах силовиков из Чечни до этого уже несколько раз сообщали в соцсетях и в Telegram-каналах, как российских, так и иностранных. Руководство Чечни опровергало эту информацию и называло такие сообщения фейками. Так, 27 февраля Кадыров разместил в своем Instagram видео, на котором разговаривает по телефону с одним из бойцов, о гибели которого написало сразу несколько источников.

На шестой день спецоперации, 1 марта, на официальном сайте главы и правительства Кабардино-Балкарии также появилось сообщение о гибели четырех жителей республики. Казбек Коков, руководитель региона, не сообщил, что именно случилось с военнослужащими и где они погибли. Он выразил их семьям слова соболезнования и пообещал, что со стороны правительства республики им будет оказана вся необходимая помощь.

Вечером во вторник в Telegram-канале главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматова был опубликован пост, в котором он сообщил о четырех военнослужащих из республики, погибших на Украине. Он не назвал фамилии погибших, однако республиканские паблики рассказали, что как минимум в четырех семьях военнослужащих прошли обряды соболезнования. Калиматов назвал молодых людей «настоящими героями» и заверил их семьи в поддержке со стороны руководства региона. Ингушетия стала пятой по счету республикой Северного Кавказа, в которой официально подтвердили потери военнослужащих на Украине.

При этом в соцсетях уже несколько раз писали о гибели представителей других регионов СКФО на территории Украины, но главы Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Ставрополья не подтверждали эту информацию. В пресс-службах глав этих регионов корреспонденту NewsTracker отказались комментировать подобные сообщения, назвав при этом подобные новости фейковыми.

Не подрывают боевой дух

На данный момент в Минобороны до сих пор не дают конкретных цифр погибших российских военных. Корреспонденту NewsTracker удалось пообщаться с бывшим высокопоставленным чиновником министерства обороны России, принимавшим участие в военных кампаниях на территории бывшей Югославии, Чечни и Южной Осетии. Он пояснил, что данные о боевых потерях практически всегда значительно занижаются, чтобы не подрывать «боевой дух» и что чиновники боятся озвучивать их, так как на данный момент до конца не понятна позиция государства в этом вопросе.

«Если быть откровенным, то боевые потери практически всегда занижаются. Это делают все, и обвинять в этом лишь Россию глупо. Уверяю вас, что и украинские потери сильно преуменьшают, учитывая ту интенсивность нанесения даже ракетно-бомбовых ударов по их военным объектам. Сколько погибших в России, говорить даже примерно нельзя. Этого до конца, наверное, даже не знают и в министерстве обороны, учитывая то, какой обширный фронт ведения боевых действий сейчас наблюдается. Но конечно, это не пять, не десять и не 50 человек. Заявления Генштаба Украины про потери России я бы тоже особо не слушал. Цифра в почти пять тысяч погибших, о которых они заявляют, мягко скажу, преувеличена. Это несколько средних бригад или небольшая дивизия. А это очень серьезные потери, которые не так уж легко и нанести нынешней армии России с ее боевым потенциалом и современным вооружением», — рассказал полковник в отставке.

Как отметил собеседник, можно понять позицию политиков, которые очень аккуратно говорят о числе погибших. «Четыре дня нам говорили, что погибших нет, хотя всем очевидно, что они есть, их не может не быть. Тем более, в век современных технологий, когда в соцсетях уже тысячи видео из Украины. Вот и получается, что какой-нибудь губернатор хочет рассказать жителям своего региона о земляке, который героически погиб, но тут же получает внутренний пинок от самого же себя, так как понимает, что официальные власти молчат и он решает ничего не публиковать от греха подальше, а вдруг из Москвы позвонят и поругают. Хотя за что?! Вот и получается, что он заложник обстоятельств. А сможем ли мы узнать точное число погибших российских военных? Думаю, что нет. Такие вещи не публикуют в полном объеме», — пояснил он.

Вот и получается, что на данный момент из 85 субъектов Российской Федерации губернаторы и главы не более чем 10 регионов сообщили о погибших земляках, которые участвовали в специальной операции на Украине. В Министерстве обороны России и правительстве заявили, что несмотря на сообщения о большом количестве погибших российских военных, «наши потери многократно меньше уничтоженных националистов и потерь среди военнослужащих украинских вооруженных сил». А во вторник днем министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что несмотря ни на что, российская армия продолжит проведение «специальной военной операции» в Украине «до достижения поставленных целей».

Подпишитесь