Posted 1 ноября 2020,, 08:43

Published 1 ноября 2020,, 08:43

Modified 16 октября 2022,, 18:45

Updated 16 октября 2022,, 18:45

Духовные ценности: на что живут религиозные организации в Ставропольском крае

Духовные ценности: на что живут религиозные организации в Ставропольском крае

1 ноября 2020, 08:43
Фото: Медиахолдинг1Mi
Около 38% россиян называют себя атеистами или верят в бога, не причисляя себя к каким-либо религиям. Это значит, что пожертвования в церковь несет больше половины населения страны. Но в разгар пандемии посещаемость богослужений сократилась. Как зарабатывают на жизнь разные конфессии, выяснял корреспондент NewsTracker.

Кто больше?

В Ставропольском крае зарегистрировано 506 религиозных организаций, по данным Минюста России. Больше всего разного рода религиозных организаций в Ставрополе (37), Пятигорске (27), Железноводске (20), Кисловодске (17), Михайловске (13), Ессентуках (11), Невинномысске (12), Минеральных Водах (11). В остальных поселениях не более десятка религиозных организаций.

Больше всего активов на Ставрополье у православной церкви — 333 прихода. Они разделены в основном между двумя епархиями: Ставропольской и Невинномысской (149 приходов) и Пятигорской и Черкесской (91 приход). Третья, Георгиевская епархия, распоряжается двумя приходами в самом Георгиевске и его пригороде.

Еще 100 организаций, представляющих ответвления христианства. Среди самых распространенных также 51 мусульманская и 6 буддийских организаций.

Свою бухгалтерию многие конфессии не обнародуют. В системе СПАРК-Интерфакс, где публикуются обобщенные данные налоговой отчетности самых разных компаний, религиозные организации практически никак не представлены.

Общая сумма чистой прибыли всех конфессий на Ставрополье (официально задекларированной и отраженной в открытых источниках) порядка 2 миллионов рублей по состоянию на 2019 год.

Около половины этой суммы задекларировала Ставропольская и Невинномысская епархия — чистая прибыль за прошлый год свыше 1 миллиона рублей. Причем доходы епархии сократились в 1,5 раза в сравнении с 2018 годом.

Но в открытых источниках сведения о доходах отражают лишь немногие организации. О прибыли той же Пятигорской и Черкесской епархии РПЦ, которая также принадлежит Московскому патриархату, в открытых источниках нет сведений.

Из всех 506 религиозных организаций в открытых источниках опубликованы данные о прибыли 37 из них. В их числе в основном православные приходы, церкви пятидесятников, баптистов, адвентисты седьмого дня, молокане, местная организация мусульман-суннитов.

Представители конфессий настаивают, что всю налоговую отчетность от религиозных организаций как от НКО получает Минюст России. Большего закон не требует.

Кроме привычных пожертвований, важным источником доходов для конфессий стал собственный бизнес, рассказал осведомленный источник NewsTracker в правительственных кругах. Настоятели храмов нередко владеют каким-нибудь производством, которое обеспечивает приход дополнительным заработком: производство вина, сыра, продуктовые магазины вблизи церкви, похоронные агентства, выращивание пшеницы. Однако открыто говорить об источниках заработка не согласились представители ни одной конфессии.

«Стремление заниматься бизнесом под крылом религиозных организаций вполне понятное — налогов, акцизов они не платят. Если предпринимателей прессуют, то здесь вообще никак не контролируется. Еще на фоне пандемии прихожан меньше и денег у них меньше, чтобы жертвовать церкви. Вот они и идут в бизнес», — отметил собеседник агентства в правительственных кругах.

«Сокровенные вещи» церкви

Показательный разговор состоялся с представителем церкви пятидесятников в Минводах. Это протестантское ответвление христианства, к которому в Минводах принадлежат около 130 человек, по оценкам собеседника NewsTracker.

Здесь в красках описывают «конкретную помощь», которую могут получить не только прихожане, но и вообще все нуждающиеся. Однако вопрос о доходах представителя церкви смутил. Информацию о финансировании организации он назвал «сокровенной».

«Если бы вы были рядом, я бы смотрел в ваши глаза, наверное, я пооткровеннее был бы… Просто я не люблю говорить сокровенные вещи по телефону», — сказал представитель церкви в ответ на вопрос об источниках дохода.

Финансовые вопросы, тем не менее, явно для церкви важны. Собеседник пожаловался на телефонных вымогателей, которые пытаются нажиться на христианской доброте. Но пятидесятники заявляют, что научились справляться с такими «аферистами».

«Много людей непонятных звонят. Мне часто приходится говорить с непонятными людьми по телефону — понятно, что лично они никогда не придут. Звонят по различным вопросам, причем, даже финансовым, причем даже представляются моими коллегами по христианской части. Аферистов интересуют только финансы, какая-то помощь, какая-то поддержка. Они рассчитывают на христианскую доброту и на наивность — что, если они пожалуются на то, что им не хватает денег или еще чего-то, что священник или пастырь начнет реагировать», — сетовал представитель церкви.

Он с удовлетворением отметил, что научился вычислять аферистов.

«Как-то получается разоблачать многих аферистов, обнальщиков. Возможно, эти ребята сидят где-то на зоне. Мы немножко мудрее или продвинутее, не знаю, но многих аферистов отшили — это точно. Есть кодовые вопросы, которые я задаю, и я понимаю, что человек от меня ничего не получит», — рассказал представитель церкви. Однако от проверки корреспондента NewsTracker «на честность» по своим «кодовым вопросам» он все-таки отказался, чтобы в конце концов уйти от разговора об источниках дохода церкви.

Дела судебные

Религиозные организации целенаправленно отстаивают права собственности на культовые здания в Ставропольском крае. И наиболее активна в имущественных спорах Ставропольская и Невинномысская епархия. За последние 6 лет епархия подала 28 гражданских исков в Арбитражный суд региона. Все дела были связаны с претензиями на недвижимость.

Наибольшая активность епархии прослеживается в краевом центре — подано 8 исков. На втором месте региональная собственность — подано 5 исков к Министерству имущественных отношений Ставропольского края. Все эти суды епархия без особых препятствий выиграла. Так что все это больше похоже на схему узаконивания прав РПЦ на спорную недвижимость.

Так произошло, например, с храмом Сергия Радонежского на проспекте Кулакова, 2. Как выяснилось, здание много лет на глазах местных властей строили без разрешительной документации. А совсем недавно оказалось, что здание мешает строительству новой дорожной развязки на Северо-Запад Ставрополя. Изначально на земле, принадлежавшей епархии, не было запланировано строительство храма, который открылся здесь около 5 лет назад.

Мусульманское духовенство за последние годы только единожды обращалось в суд с имущественным спором. Иск в 2009 году подала организация мусульман-суннитов Кисловодска. Община безуспешно пыталась оспорить решение местной администрации по земельному участку на улице Ермолова, 3, где сейчас стоит небольшая мечеть. На участке, переданном мусульманской общине для строительства мечети, власти выделили надел под строительство торгового павильона. Но община так и не смогла доказать свои права на весь участок в 1 тысячу квадратных метров.

Не стал поводом для обращения в суд даже недавний инцидент в Невинномысске. Здесь в августе снесли недостроенную молельню по решению суда, который признал строительство самовольным. По сведениям журналистов, строящийся объект регистрировали как склад, но нарушили проектную документацию. Пресс-служба духовного управления мусульман (ДУМ) Ставропольского края тогда фактически признала, что не имела особых прав на постройку. Журналистам лишь объяснили, что строительство такого рода помещений всегда проходит широкое обсуждение с местными жителями и обязательное согласование с краевым правительством.

Мелкие религиозные организации тоже пытаются бороться за свои имущественные права, и тоже практически безуспешно. Баптистская церковь за последние годы дважды подавала иски об имущественных спорах, но проиграла в обоих случаях.

Причиной неудач, как правило, становится слабое обоснование притязаний на собственность. Например, единственным аргументом баптистской церкви, когда община пыталась отсудить жилой дом в одном из сел Степновского района, стала 15-летняя деятельность прихода.

«В обосновании заявленных требований организацией указано, что она добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным имуществом как своим собственным в течение 15 лет», — сказано в материалах дела.

"