Posted 1 июля 2021, 08:27
Published 1 июля 2021, 08:27
Modified 16 октября 2022, 19:23
Updated 16 октября 2022, 19:23
Масштабы подозрительной экономии
Подозрительная экономия замечена на розыгрыше более чем 6,2 тысячи госконтрактов. По этим сделкам разыграны бюджеты свыше 32,6 миллиардов рублей. По этим сделкам контракты с подрядчиками были заключены с экономией свыше 25% от первоначально запланированной стоимости (начальной максимальной цены контракта). В итоге заказчики реально заплатили примерно в 4 раза меньше (около 8,6 миллиарда рублей).
Снижение стоимости контракта более чем на 25%, по оценкам специалистов, зачастую означает следующее: либо подрядчик демпингует в ущерб качеству, либо заказчик изначально завышает стоимость контракта, чтобы повысить показатели экономии.
В отдельных случаях за прошедший год экономия достигала 99%. То есть вместо 16 миллионов рублей за модернизацию тепличного комбината заказчик платил 16 тысяч рублей. Такой небывалой экономии добилась компания ПАО «Россети Северный Кавказ» для своего объекта в Махачкале. Причины экономии в опубликованных данных не уточняются. Имя «счастливого» подрядчика в документах тоже не указано.
Экономия на надзоре
В копейки мог обойтись, например, строительный контроль, как это произошло в Георгиевске. Здесь местная администрация заплатила подрядчику за него вместо 666 тысяч всего 1 рубль.
Речь о проекте благоустройства площади ж/д-вокзала в Георгиевске. Работы оплачивали за счет федерального бюджета в рамках нашумевшей программы «Формирование комфортной городской среды». Чтобы соблюсти сроки и технологии, администрация нанимала фирму, которая должна была заняться строительным контролем.
На торгах подрядчик (компания ООО «Ресур-Строй»), похоже, намеренно сбивал цену и в результате заполучил контракт. Конкуренты тоже стремились сбить цену, самые отчаянные из них предлагали заказчику шестикратную экономию (это 100 тысяч рублей за всю работу).
В результате работы затянулись. Буквально накануне сдачи объекта с проверкой нагрянули представители надзорного ведомства — выяснилось, что за пять дней до дедлайна не были установлены малые архитектурные формы и не подключено уличное освещение. Окончание работ на площади отложили и выполнили только в октябре.
Лекарство для раковых больных
В отчетах по госазкупкам прошлого года отмечены и более опасные случаи экономии, когда предметом для спекуляций оказывалось здоровье пациентов.
В апреле прошлого года, в самом начале пандемии, краевой онкоцентр объявил конкурс на поставку препарата Летрозол — его применяют в послеоперационной терапии больных раком груди.
Вместо 1,8 миллиона рублей 6 тысяч таблеток обошлись онкоцентру в 47 тысяч рублей. По цене около 200 рублей за упаковку (в сетях стоимость упаковки раз в 6 выше). Примерно по такой же сниженной цене онкоцентр изначально и собирался закупать таблетки. Однако завысил свои расчеты в несколько раз.
Через пару месяцев ситуация повторилась с тем же подрядчиком. При первоначальном бюджете свыше 2 миллионов рублей реальная стоимость контракта составила 66 тысяч рублей.
Оба контракта выиграл один и тот же подрядчик — московская компания ООО «Примафарм». Предприятие фактически живет за счет госконтрактов. Перед началом пандемии, по итогам 2019 года, предприятие получило свыше 800 госконтрактов на общую сумму почти 900 миллионов рублей. В последние два года обороты предприятия существенно ниже, но активность на торгах увеличилась многократно. Только за прошедший 2020 год предприятие подписало 2,6 тысячи гсоконтрактов.
Компания принадлежит крупному бизнесмену в фармаиндустрии Валерию Арланцеву. Большая часть бизнеса сосредоточена в Иркутской области, где Арланцев держит охранное предприятие, аптеку и собственную исследовательскую лабораторию.