Posted 1 февраля 2020,, 16:48

Published 1 февраля 2020,, 16:48

Modified 16 октября 2022,, 18:15

Updated 16 октября 2022,, 18:15

Прецедент по-ставропольски: как глава сельсовета победила министра и Следком

1 февраля 2020, 16:48
В конце 2019 года было закрыто уголовное дело в отношении главы Пригородного сельсовета Светланы Виноходовой, давшей ключевые показания против бывшего министра дорожного хозяйства и строительства Игоря Васильева. Что это значит и каковы могут быть последствия – разбирался NewsTracker.

Женщина, «посадившая» министра

В минувшем году была поставлена точка в одном из самых скандальных уголовных дел, рассматриваемых в Ставропольском крае. Промышленный суд Ставрополя посчитал доказанными 3 эпизода злоупотребления должностными полномочиями бывшим министром дорожного хозяйства и строительства Игорем Васильевым. Он, согласно материалам суда, осужден за нарушение порядка выдачи субсидий Кисловодску, сельсоветам Пригородный и Солуно-Дмитриевский. Общий объем выделенных субсидий составил сотни миллионов рублей. Следствие установило, что Васильев давил на глав трех муниципалитетов, чтобы они объявили режим ЧС, а после этого в обход процедуры торгов можно было заключить контракты на дорожный ремонт с аффилированными фирмами.

За каждый из трех эпизодов суд назначил бывшему министру наказание в виде 4 лет лишения свободы с запретом занимать руководящие должности на госслужбе в течение 2 лет. В результате частичного сложения наказания Васильев осужден на 5 лет в колонии общего режима.

Причиной конца некогда всесильного министра стала принципиальная позиция тогдашней главы Пригородного сельсовета Светланы Виноходовой. В 2015 году она категорически отказалась от подписания актов о приеме построенной дороги по явно завышенной стоимости – 90 миллионов рублей. В отношении дорожников было возбуждено уголовное дело, в ходе которого администрация была признана потерпевшей и именно на те суммы, на которых настаивала Виноходова.

Естественно, что такая независимость главы не могла устроить подрядчиков и их покровителя и тут им помогла стихия. В Пригородном сельсовете случилось настоящее стихийное бедствие, град, который побил крыши домов почти во всем поселке. Комиссия по чрезвычайной ситуации в муниципалитете приняла решение о введении режима ЧС. Виноходова, как глава поселения, инициировала собрание рабочей группы Совета депутатов, на котором было решено помочь людям, которые в итоге получили шифер для ремонтно-восстановительных работ по починке крыш. При этом ни единого квадратного метра шифера не «ушло на сторону»: все вручалось лично пострадавшим, что в итоге нашло свое подтверждение за 3,5 года следствия.

Спустя время Виноходова узнала из СМИ об уголовном деле, возбужденном против нее «за превышение должностных полномочий». Интересно, что все решения рабочей группы, по которым она подвергалась уголовной ответственности, никем не были отменены, никем не были признаны незаконными. То есть уголовное преследование главы муниципалитета проводилось за исполнение или за организацию принятия решений Совета депутатов, то есть рабочей группы, законных, действующих и никем не отмененных.

Вскоре непокорную главу администрации отстранили от занимаемой должности. Причем это произошло сразу после того, как она выиграла кассацию по арбитражному спору о завышенной стоимости дороги. Виноходова трижды подавала ходатайства о разъяснении обвинения, но ни на одно из них ответа не получила.

«По факту этих выплат оказывалось жесткое давление со стороны всех уровней власти, от районной до краевой, чтобы эти средства все-таки были перечислены подрядчикам. Даже когда мои сотрудники, устав от года с лишним безвластия в администрации, пришли к тому же прокурору района с вопросами о проблемах муниципалитета, с ходатайством отменить мое никому не нужное и только вредящее отстранение, услышали только одно: “Вы подрядчикам деньги платить будете?”», - прокомментировала Виноходова.

Поняв, что с Виноходовой «каши не сваришь», было решено действовать через Совет депутатов Пригородного сельсовета. Ряд депутатов начал активно лоббировать интересы подрядчика. Парламентарии совершили несколько громких действий, которые, по непонятным причинам, остались вне внимания краевых и районных властей, а также правоохранителей. Например, по их заказу была изготовлена вторая печать Совета депутатов, взломаны двери кабинетов сотрудников администрации, проведены незаконные выборы главы администрации, хотя до окончания полномочий срока Виноходовой этого не могло быть сделано. В итоге подрядчик получил свои деньги, а сельсовет был признан банкротом. Это стало первым банкротством муниципалитета в истории России.

Сама же Виноходова выступила одним из ключевых свидетелей по делу Васильева, и после почти четырех лет борьбы Виноходовой и громкого приговора экс-министру, обвинения с нее были сняты. Следственный комитет закрыл уголовное дело, в ее действиях не нашли признаков преступления.

«В ходе предварительного следствия не установлены факты совершения Виноходовой действий, явно выходящих за пределы ее полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства», – сказано в постановлении следователя.

«Отстоять правду не просто, но не невозможно»

Светлана Виноходова отмечает, что за все время уголовного преследования никаких новых обстоятельств выявлено не было, содержание постановления о прекращении уголовного преследования содержит практически только текст ее первого объяснения в 2016 году на первом опросе у следователя еще до возбуждения дела.

«Иначе собственно и быть не могло, так как ни о каком реальном превышении полномочий речь не шла. То, что дело является заказным, было понятно любому более-менее грамотному юристу, читавшему постановление о возбуждении. Однако три с половиной года работала эта машина прессования человека, отказавшегося вписаться в существующую систему управления с ее коррупционными схемами, клановостью и бесправностью глав муниципалитетов», – рассказала экс-глава Пригородного сельсовета.

По ее словам, свидетели и якобы потерпевшие давали в зале суда зачастую противоположные следственным материалам показания, и, поставленные в тупик, признавались, что им так «посоветовал» сказать следователь.

«Очень много противозаконного было за эти три с половиной года, от ложных показаний до откровенного подлога следственных документов, по сути само это дело является уголовным преступлением людей, которые фабриковали его с первой до последней страницы. Более того, я совершенно не удивлюсь, если вскоре кто-то найдет повод возобновить это дело по каким-то надуманным основаниям. Ведь в деле есть чиновники разного уровня, в том числе высокопоставленные, которые также давали заведомо ложные показания в ходе следствия и в зале суда, а это тоже грозит уголовной ответственностью», – сообщила Виноходова.

Происходившее она считает следствием осознанного выбора людей в пользу страха за свои теплые места и свое личное благополучие.

«Это был суд рабов над честным человеком, который выбрал остаться свободным в своих мыслях, решениях и поступках. «Судом рабов» я называю это потому, что за кулисами многие из них мне шептали, что это ужас и я должна понять, что у них нет другого выхода. Они рабы, причем добровольные рабы своих должностей, кабинетов, погонов, привилегий, ради которых они готовы продать совесть и честь», – уверена собеседница.

Тем же, кто попадет в такую ситуацию или боится в нее попасть, она советует не бояться.

«Такими делами занимаются люди, питающиеся вашим страхом: когда вы находитесь перед ними не в роли жертвы, а ведете себя с достоинством, зная свою правоту – то вы уже победили. Будьте профессионалами в своем деле, так как там особо умных и образованных сейчас нет, не те времена. А когда вы владеете знаниями в деле, которым ты занимаешься, знаешь законы, в рамках которых действовал, им приходится идти на откровенный беспредел и подлог – а это уже совсем другая история, из которой им будет трудно выбраться», – замечает экс-глава сельсовета.

Главам сельсоветов она советует ориентироваться на законодательство, а не на указания власть имущих.

«Дорогие главы муниципалитетов, вы часто идете на принятие каких-либо решений по указке «свыше» – ориентируйтесь на знания законов, тогда вас смогут привлекать только незаконно. Увы, но те главы, которые поддались на требования министра и его подельников по введению липовых режимов ЧС, находятся под реальным уголовным преследованием. И не верьте тем, кто говорит, что невозможно отстоять правду – это не просто, но не невозможно!», – поделилась мнением Виноходова.

Уникальный прецедент

С точки зрения юриста Виталия Андрианова, причин произошедшего может быть несколько.

«Во-первых, мы видим очень грамотно и профессионально выстроенную защиту, то есть, в случае, если бы дело в результате апелляций и кассаций вышло за пределы края, то пострадать могли бы сохранившие посты друзья экс-министра Васильева и выполнявшие их заказ следователи. Во-вторых, если подрядчик уже получил деньги, а срок полномочий главы муниципалитета закончился, то преследование Светланы Виноходовой теряет смысл. В-третьих, возможно, что экс-главе муниципалитета дают понять, что желают «разойтись по-хорошему», чтобы она не поднимала тему возмещения ущерба бюджету и дальнейшее будет зависеть только от нее: у нас есть практика возобновления уголовных дел», – сообщил эксперт.

При этом он считает, что Виноходовой был нанесен серьезный ущерб, который должен компенсироваться.

«Частично своих целей организаторы возбуждения уголовного дела уже достигли – по поселению и вообще краю была распространена дезинформация о якобы коррумпированной главе, то есть ее репутация была частично испорчена. После закрытия уголовного дела она имеет право на компенсацию ущерба и реабилитацию. Так что необходимо требовать это с них в установленном законом порядке», – указал Андрианов.

Сам случай он считает уникальным.

«В принципе, это один из резонансных случаев, когда простая глава поселения смогла противостоять целой системе во главе с могущественным чиновником и то, что это случилось на Ставрополье, где ранее подобное было немыслимо – вдвойне резонансно. Ближайший аналог – это «дело Голунова», где дело было закрыто под давлением общественности и солидарности СМИ, причем посадки виновников этого продолжаются. Не исключу, что в «деле Виноходовой», при грамотном юридическом сопровождении и общественном резонансе, может случиться также», – поделился мнением юрист.

"