Posted 20 октября 2016,, 06:05

Published 20 октября 2016,, 06:05

Modified 16 октября 2022,, 16:15

Updated 16 октября 2022,, 16:15

Убийцами чаще оказываются родственники и знакомые

20 октября 2016, 06:05
В конце октября отмечается день службы криминалистики, созданной в 1954 году при Генеральной прокуратуре. Сейчас следователи-криминалисты работают в составе Следственного комитета. О сложностях работы криминалиста, технических достижениях и расследовании преступлений корреспонденту NewsTracker рассказал заместитель руководителя отдела криминалистики Следственного управления СК РФ по Ставропольскому краю Дмитрий Сторожев.

В конце октября отмечается день службы криминалистики, созданной в 1954 году при Генеральной прокуратуре. Сейчас следователи-криминалисты работают в составе Следственного комитета. О сложностях работы криминалиста, технических достижениях и расследовании преступлений корреспонденту NewsTracker рассказал заместитель руководителя отдела криминалистики Следственного управления СК РФ по Ставропольскому краю Дмитрий Сторожев. 

Сколько в среднем в год преступлений становится «висяками»?

Раскрытие преступлений, особенно уголовных дел прошлых лет, имеет свою специфику и всегда связано с теми или иными сложностями. Но важно отметить, что любое нераскрытое преступление остается только до поры до времени не раскрытым. Если его приостановили, значит, работа по нему будет продолжена позже.

Пример, вот в Ставропольском крае в среднем в районе 10% преступлений от общего количества в том году остались не раскрытыми, но из этих 10% в этом году мы 7% уже раскрыли. 

Сколько на территории Ставропольского края преступлений с большим сроком давности? Как над ними работают?

Всего в крае сейчас больше 3000 нераскрытых преступлений, и они все довольно-таки старые. 

В ряде случаев перспективные наработки позволяют раскрывать эти преступления теми методами, которые ранее были недоступны. Например, в настоящее время у нас есть возможность делать молекулярно-генетическую экспертизу (тест ДНК), если оставшиеся вещественные доказательства позволяют ее провести. Раньше это, конечно, было невозможно.

Эти преступления требуют в наше время особого внимания, поскольку в свое время расследовались они так: нашли след пальца руки, его исследовали с помощью лупы, хорошо, если сфотографировали. И, в принципе, еще допросили людей. И все. Сейчас у нас появились новые методы, которые позволяют провести новые исследования и заново подойти к раскрытию преступления.

Какое самое старое преступление есть на территории Ставропольского края?

Самое старое преступление, которое у нас есть в регионе, это преступление 1965 года, убийство. И над ним тоже периодически работаем. Но там уже ни свидетелей ни осталось, ничего. Его очень тяжело поднять.

Сколько по времени хранятся улики, вещественные доказательства и где?

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом они хранятся по месту производства предварительного следствия. То есть либо в следственных отделах, где они изымаются, либо, если это, например, оружие, то оно хранится или при уголовном деле, или в соответствующих камерах хранения органов полиции. Срок хранения этих вещественных доказательств фактически равен сроку уголовного дела. 

Современная техника улучшает работу криминалиста?

Современные средства помогают найти те следы, которые раньше мы могли не найти. Раньше, в советские времена, стандартно использовались дактилоскопический порошок, кисточка, лупа, а сейчас имеются такие средства, как криминалистический свет, который, освещая, может найти тот след, который обычным методом мы не обнаружим. Его используются для обнаружения следов и веществ биологического происхождения, следов пальцев рук, слабовидимые следы обуви и так далее. Еще мы в работе применяем цианакрилатную камеру. Она позволяет обнаружить следы там, где с помощью кисточки и порошка это сделать невозможно, на разных шероховатых и сложных предметах. При этом цианакрилат – обычный супер-клей. Так что все достижения, которые применяются в быту, находят применение и для раскрытия преступлений.

Реально ли раскрыть старые преступления, и как часто они раскрываются?

Надежда на раскрытие всегда есть. Преступление в любом случае не лежит в стороне. За последние 2-3 года мы раскрыли свыше 200 преступлений различной направленности с большим сроком давности и больше 30 таких же убийств. Это все старые преступления. Даже в прошлом году были раскрыты преступления 1998 года. Вообще в Следственном управлении работа над старыми преступлениями идет с 2007 года, и для раскрытия таких преступлений в каждом регионе России создана специальная аналитическая группа из криминалистов, следователей, оперативных сотрудников. Она анализирует те материалы, которые были собраны ранее, и раскрывает старые преступления. В среднем по делам прошлых лет каждый год раскрываемость в районе 100 преступлений.

Каких сотрудников привлекают к раскрытию старых преступлений - уже опытных или молодых тоже берут?

Сразу хочется сказать, что «прийти на должность следователя-криминалиста вчера» не получится. Потому что на должность криминалиста принимаются люди, уже отработавшие на должности следователя не менее 3 лет. То есть это должен быть следователь, который себя уже зарекомендовал с положительной стороны и имеет опыт следственной работы. Почему так получается? Потому что следователь-криминалист - это не просто эксперт-криминалист, как в органах полиции, это, прежде всего, наставник следователя. Он помогает на месте происшествия, подсказывает, как надо составить протокол, как обнаружить следы, где обнаружить, как и какую применить технику.

Преступления 20-летней давности чем-то отличаются от современных, может сейчас больше убийств или жестокости? Увеличилось ли количество преступлений с детьми, против детей? 

В общем, нет. Специфика преступности она из года в год свои колебания имеет, то есть один год может быть больше убийств, меньше корыстных преступлений, другой - меньше убийств, больше корыстных преступлений. Сказать, что что-то поменялось – нет. А что касается преступлений с детьми, сейчас стало более открытое отношение к таким преступлениям и о них просто чаще говорят. 

Как работать с детьми в таких случаях?

Привлекаются психологи, педагоги в соответствии с обязательными требованиями их участия. Тут, конечно, подход к ребенку не может быть таким же, как к взрослому. При работе с детьми нужно больше педагогического подхода, чем подхода следователя.

Какое самое необычное преступление и самое необычное раскрытие были в вашей практике?

Любое преступление в практике любого криминалиста или следователя является необычным. Типовых преступлений, как правило, не бывает. Любое преступление характеризуется своими мотивами. При внешней схожести они всегда разные. В моей практике было преступление, когда ревнивый любовник вместе с любовницей в Ставрополе убили ее мужа, вывезли и выбросили его в реку в Изобильненском районе. Когда его нашли, труп уже был гнилостно изменен, и мы долго пытались понять, как он мог очутиться в сумке в воде в этом районе, пытались установить его личность. Это было одно из первых дел, когда я работал в качестве криминалиста, и я решил использовать новый метод в исследовании трупа – восстановить папиллярные узоры (отпечатки пальцев). Это помогло, мы установили его личность, нашли, где он жил и установили его жену, которая уже не смогла скрыть, что произошло.

Как быстро раскрыли это дело?

За 5 дней. Но я за 4 ночи много всего изучил, чтобы найти новый метод в работе, потому что гниение, конечно, существенно осложняло работу. Потом отвез все материалы на экспертизу, и получили результат.

Как вообще проходит процесс опознания, установления личности? 

Проблем с этим нет. Если есть человек, точнее труп, то где-то же он пропал? Соответственно, можно попытаться найти его следы дома и уже узнать, кто это был. Сейчас по телевидению распространяем информацию, по радио. Очень помогают соцсети. Вообще личность погибшего, как правило, мы устанавливаем в первые часы после обнаружения тела. А когда тело уже найдено, мы получаем отпечатки пальцев рук и проводим генетическую регистрацию – отправляем кровь на ДНК-экспертизу.

Кто чаще оказывает преступником: родственники, знакомые или незнакомцы?

Как правило, родственниками или ранее знакомые люди. Преступления совершаются на бытовой почве из-за конфликта, скандала, во время распития алкоголя. Это, так называемые, стандартные преступления – «бытовуха». Они занимают практически 80% в общем количестве уголовных дел.

А похищения людей у нас часто на территории Ставропольского края происходят?

Особо нет. Похищений людей у нас немного. Порядка 5 или 6 за год.

В сериалах и фильмах часто показывают, что следователи пользуются психологическим профилем. У вас в работе такое есть? 

У нас такая возможность есть, но, как правило, мы сейчас больше используем художественные портреты, фотороботы, чтобы наглядно показать разыскиваемого. По психологическому портрету тяжело охарактеризовать, кто совершил данное преступление.

Россияне стали больше идти на контакт со следствием?

Да, время поменялось. Люди охотно помогают следствию.

Часто ли прибегаете в своей работе к тесту ДНК?

Как правило, у нас по всем тяжким и особо тяжким преступлениям, которые мы расследуем, проводятся молекулярно-генетические экспертизы. Но они проводятся не у нас в ведомстве, а в экспертных учреждениях МВД России. Сейчас количество молекулярно-генетических экспертиз из года в год растет, потому что она считается одним из самых точных методов исследования. А раньше, еще лет 10 назад, у нас использовалась биологическая экспертиза, которая давала вероятностный вывод. По ней можно было только сказать, что кровь может принадлежать одному, другому, третьему человеку. Совпадение было только по группе крови. 

Криминалистам Ставрополья чего-то не хватает из технической базы?

Сложно сказать. У нас очень хорошая техническая база. Мы используем в своей работе и зарубежную технику. В принципе, у нас на вооружении та же техника, что у европейских, американских экспертных, криминалистических подразделений. 

Как часто обновляется техническая база?

По крайней мере, раз в год к нам что-то из нового оборудования обязательно поступает.

Как много криминалистов в Следственном комитете Ставрополья?

У нас работает 16 криминалистов. Большая часть криминалистов дислоцирована по краю, по районам. Они находятся в следственных отделах, чтобы иметь возможность незамедлительно выехать на место, а не ехать из Ставрополя в отдаленные районы. То есть один криминалист работает сразу на несколько районов.

Какие вообще есть экспертизы для сбора доказательств?

Экспертиз огромное количество. Начиная от самых простых – дактилоскопических, когда следы пальцев рук проверяются. И заканчивая такими высокотехнологичными экспертизами как ДНК или фоноскопические, видеографические экспертизы. Это когда исследуют голос на аудио записи или улучшают качество видеоизображения. Фоноскопическую экспертизу применяют в основном там, где нам необходимо установить идентичность голоса человека, например, в коррупционных преступлениях, где нужно установить, что именно этот человек говорит эти слова. Еще у нас в штате отдела криминалистики есть 2 эксперта экономического профиля, которые проводят налоговые и бухгалтерские экспертизы. Это, скажем так, очень точные, очень объемные экспертизы. Они позволяют установить, какой ущерб причинен государству при совершении налоговых преступлений. Также у нас имеется эксперт-полиграфолог, который проводит психофизиологические экспертизы с использованием полиграфа (детектора лжи).

Детектор лжи когда используется?

При расследовании всех преступлений, где нам необходимо проверить достоверность информации - показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых. Вот в этих случаях он может быть применен. 

Надо ли обладать специальными знаниями по химии, чтобы работать криминалистом?

Нет. У нас все криминалисты являются юристами. Но в соответствии с требованиями по обучению мы проходим все необходимые курсы, практически ежегодно выезжаем на обучение по обращению с криминалистической техникой, изучаем новые методы и способы раскрытия преступлений. Уровень знаний постоянно совершенствуется. Этим мы от следователей и отличаемся. Мы обладаем большими знаниями, чем следователи. 

В кино иногда показывают, что криминалисты снимают отпечатки не с рук убитого, а с его тела. Возможно ли снять такие улики?

Снять отпечатки с самого тела нереально. Можно получить только отпечатки трупа. А вот все, что касается самого убитого – это стандартная процедура. Проводится освидетельствование трупа. Снимаются его отпечатки, изымается одежда и так далее.

С какими преступлениями и местами преступлений тяжелее всего работать?

По собственному опыту скажу и, думаю, мои коллеги меня поддержат, самое тяжелое - это выезжать на место происшествия, где жертвой стал ребенок. Всем людям, особенно родителям, очень тяжело смотреть на такие моменты. Поэтому приходится с собой мириться. Потому что ты должен, в первую очередь, делать свою работу.

Тяжело ли видеть таких преступников?

Когда определенный период времени человек работает в одном направлении, у него развивается профессиональный цинизм. Поэтому, не распаляясь на эмоции, ты должен работать, чтобы получить от этого преступника те данные, которые тебе нужны. Приходится скрывать свои внутренние эмоции.

Какими качествами должен обладать криминалист?

В первую очередь, нельзя поддаваться эмоциям, должен быть холодный ум. Криминалист должен быть выносливым и выдержанным, и еще необходимо желание раскрыть преступление, оказать помощь следователю, в особенности молодому, который на место приезжает и может растеряться.

Почему вы решили стать криминалистом?

Моя специфика работы следователем показала мне, что я уже знаю достаточно много и я могу поделиться своими знаниями с другими. Ну и когда мы работали следователями, все загадывали, кто кем хочет стать, я хотел быть криминалистом. И вот уже 9 лет здесь работаю.

Как часто в своей работе вы сталкиваетесь с предложением взятки?

Не сталкиваемся. В нашей практике такого не было. Смысла подкупать криминалиста нет. Он не имеет вещественные доказательства на руках. Он не эксперт, он просто помогает в сборе улик. Все вещественные доказательства у следователя или на экспертизе.


"