Posted 6 июля 2016,, 06:05

Published 6 июля 2016,, 06:05

Modified 16 октября 2022,, 16:06

Updated 16 октября 2022,, 16:06

Автохамов выдают заниженные машины и громкая музыка

6 июля 2016, 06:05
Спецроту ГИБДД создали в Ставрополе в 1992 году на базе существующего тогда вертолетного спецвзвода. В данный момент в ее составе более 100 сотрудников. В обязанности входит организация безопасного и беспрепятственного проезда первых лиц государства, охрана границ и командировки в горячие точки страны.

Впервые за 14 лет существования элитного подразделения ГИБДД в Ставрополе руководитель роты оперативного реагирования ДПС Юрий Самойленко дал интервью представителям средств массовой информации. В беседе с корреспондентом NewsTracker Дарьей Куличенко он обсудил проблемы подготовки сотрудников, рассказал о работе своего подразделения, создании нового спецвзвода по выявлению автохамов на дорогах региона, первых результатах его работы и планах по расширению.

Как происходит отбор сотрудников к вам в роту? Какими специальными навыками они должны обладать?

По приказу критерии – не менее 5 лет службы именно в ГИБДД и 10 лет водительского стажа. На мой взгляд, немаловажно, чтобы человек не боялся управлять машиной в экстренных ситуациях, которые часто бывают в нашей работе. Это не должно быть бахвальство, это должен быть высокий уровень профессионализма. Мы не отступаем от правил дорожного движения, соблюдаем их так же, как и другие участники движения.

А что с физической подготовкой?

Раз в неделю мы занимаемся в спортзале, также ежедневно перед заступлением на службу каждый сотрудник отрабатывает приемы рукопашного боя. Такие занятия помогают сократить возможное число травм как среди сотрудников, так и среди задерживаемых.

Каким еще боевым навыкам обучают ваших сотрудников?

Самбо. К нам приходят специалисты из главка для занятий. И еще мы изучаем нормативную базу. Приглашаем другие службы, обучаемся, чтобы знать, как процессуально правильно оформлять все документы.

Что входит в обязанности подразделения?

Если уйти в историю, то раньше горячие точки были. Начиная с 1985 года, когда был Карабах (конфликт между азербайджанскими и армянскими вооруженными формированиями за контроль над Нагорным Карабахом, продолжавшийся до 1992 года), потом Чечня (первая и вторая чеченская кампании в 1994-1996 годах и в 1999-2009 годах). Мы охраняли границы. И в 1993 году здесь были конфликты казаков с населением, мы тоже обеспечивали безопасность. Еще в Туркменском районе около 7 лет назад работали, когда была массовая драка между дагестанцами и туркменами. Тогда люди в автобусах ехали колонной с кольями и другими подручными средствами для драки. Мы их разбивали на партии, досматривали, незаконно перевозимые вещи изымали.

Фото из архива, Сергей Карпов / ТАСС

А в обычное время несем службу по линии ДПС. Дежурим в городе или зимой на трассах. Следим за соблюдением правил, помогаем водителям - из сугробов их не раз вытаскивали, и сидели вместе с ними сутками, если надо было. Еще мы сопровождаем машины на опасных участках трассы. То есть когда участок дороги перекрыт, мы помогаем небольшим партиям машин его преодолевать, а потом возвращаемся обратно за оставшимися. Как правило, впереди идет машина, обрабатывающая трассу песком, потом наш автомобиль, за нами - 10-20 автомобилей. На той стороне мы забираем также 10-20 автомобилей и сопровождаем их в другую сторону. Были случаи, когда доставляли беременных женщин с трассы в экстренном порядке в роддом.

Недавно был взрыв в Новоселицком, нападение на отдел полиции, выезжали?

Да. Там на трое суток был введен режим КТО (контртеррористической операции) и мы совместно с ОМОНом и сотрудниками ФСБ фильтровали транспорт: кто местный, кто – нет. Если надо было, останавливали и проверяли по базам. Еще перекрывали дороги. И дежурили там не трое, а двенадцать суток круглосуточно, посменно.

Проходят ли ваши сотрудники «детектор лжи» и как часто? Есть ли текучка кадров?

Конечно, проходят полиграф. В основном при поступлении на работу.

Что касается текучки, после перехода в полицию из 100 человек состав обновился на 15-17 человек. Причины разные: кто-то на пенсию ушел, кто-то на более высокую должность, кто-то не выдержал нашего ритма. Но к 2015-2016 году текучка уменьшилась. Наверное, до сознания уже дошло, что необходимо все-таки над собой работать и, если решил служить, то надо служить, а не заниматься чем-то противоправным, чтобы тебя потом выгнали. Хотя при этом требования к сотрудникам повысились. Лично, по моему мнению, для такой работы должно быть внутреннее призвание.

Это вы о коррупции? Насколько эта проблема актуальна для подразделения, как боретесь с ней? Было, чтобы кто-то попадался?

Я сам со стороны часто слышу, что наше подразделение «дерзкое». Говорят: «С вашими не договоришься», «Ваши несговорчивые», «Если к вам попались, то вообще не о чем разговаривать». Это отзывы водителей, знакомых. Сам я, конечно, очень принципиально настроен, особенно на нарушения со стороны молодежи и всех, кто может себе лишнего позволить, потому что у них есть какие-то связи.

Проблема опасного вождения «золотой молодежью» актуальна для Ставропольского края?

Проблема с нарушениями правил молодыми водителями есть, но это не только «золотая молодежь», а вообще те, у кого стаж вождения до 3 лет. Думаю, что это проблема присуща не только Ставрополью.

Как боретесь с «блатными» нарушителями, с нарушителями из других ведомств?

У нас на сегодняшний день добавили людей, создали третий (специальный) взвод по борьбе с автохамами, который подчиняется напрямую руководству главного управления МВД России по Ставропольскому краю.

Как вы выявляете автохамов, что водитель должен сделать, чтобы привлечь ваше внимание?

Автохамов определяют по стилю вождения. Они, как правило, сигналят, моргают, подрезают, останавливаются резко, ездят в шахматном порядке. Еще мы обращаем внимание на тонированные и заниженные автомобили и на тех, кто очень громко слушает музыку. Как показывает практика, чаще нарушает молодежь, люди постарше обычно этим не занимаются.

Как проходит патрулирование?

В работе мы применяем смешанное патрулирование – патрулирование на автомобилях с гражданской окраской и посты со специализированными автомобилями. Утром, когда есть пробки, наши сотрудники скрыто следят за движением в автомобилях без специальной окраски, оснащенных средствами видеофиксации нарушений. В основном, это центральные части крупных городов Ставрополья. Они все попадают в поле зрения наших камер. По радиосвязи мы передаем информацию о нарушителях дежурным экипажам ДПС, которые останавливают нарушителя и предъявляют ему видеозапись допущенного нарушения ПДД.

В чем основные сложности, чего не хватает?

Хотелось бы добавить «гражданских» машин. Начальник уже одобрил эту идею.  Если брать в масштабах нашей роты, думаю, их десятка полтора точно должно быть.

Сколько автомобилей насчитывается в спецвзводе (для борьбы с автохамами)?

В этом спецвзводе у нас сейчас 10 автомобилей, но еще не предел. Сейчас пока есть 3 гражданских автомобиля для скрытого патрулирования. Хотим увеличить до 15 автомобилей.

В следующем году?

Даже раньше. 

Увеличение пройдет за счет расширения подразделения?

Нет. Целенаправленно с автохамами из нашей роты работает один взвод. А увеличим количество автомобилей для скрытого патрулирования мы машинами из нашего автопарка. Просто снимем с них специализированную окраску, сделаем гражданские машины, на которых даже не нужно гоняться.

Какие у вас автомобили в составе роты?

На сегодняшний день у нас 40 автомобилей, в основном, иномарки: BMW, Audi, Mercedes, Toyota, ну и Ford, которые, в общем-то, не уступают остальным. Присутствует и транспорт российского производства. Все они с повышенными динамическими характеристиками.

Вы как-то дорабатываете полученные автомобили?

Мы оставляем все, как есть. Они уже идут с повышенной динамикой, мощными двигателями, полным приводом. Там ничего добавлять не надо.

А отечественные автомобили? Они вообще нужны?

Отечественные автомобили тоже, оставляем как есть. Нам недавно Hyundai Solaris дали, и хотя это мягкая, больше женская машина, но она где-то и с Приорой (Lada Priora) поспорит. Вообще сотрудник спецроты должен уметь управлять любым наземным видом авто- и мототранспорта.

Как часто приходится преследовать нарушителей? Падает ли количество гонщиков?

В ночное время, почти каждую смену. Получается, в неделю это 3-4 раза. Убегают от нас, в основном, пьяные. Количество гонщиков снижается только днем. В ночное время их число не падает.

Спецвзвод много пьяных водителей останавливает? Как с ними работаете?

Мы сейчас очень плотно начали работать с пьяными водителями – дежурим возле питейных заведений и контролируем водителей, которые только садятся за руль. И еще 30-40% выявляет скрытый патруль.

Вы же выезжаете по всему краю, есть первые результаты работы?

Дважды выезжали на КМВ, там отработали, еще город Ставрополь и Шпаковский район. Но специфика подразделения обязывает нас работать на территории всего края, поэтому мы будем в скором выезжать и в другие районы. Мы работаем только месяц. За этот период уже выявили более 600 автохамов, из них 60 человек пьяные водители. У нас самые грубые нарушения – выезды на полосу встречного движения.

Нужны ли в вашей работе вертолеты?

Я думаю, что нужны.  В свое время, в 90-е, здесь был вертолет. Он даже так и назывался, вертолетный взвод, вычисляли угнанный транспорт. Случаи в их практике были самые разные, вплоть до найденных трупов в салонах автомобилей. А если говорить о применении вертолета в фиксировании нарушений, то на таких участках дорог, как трасса на КМВ, конечно, фиксация нарушения сверху будет полезна.

Часто сталкиваетесь с нарушителями-мотоциклистами?

Мотоциклисты-одиночки, которые ездят между рядами, в масштабах страны – это бич всех. А те, кто ездит на солидных байках, стоимостью более миллиона рублей, они такого себе не позволяют. И еще, на мой взгляд, хорошо, что скутеры приравняли к нарушителям, потому что их водители очень часто нарушают правила дорожного движения и часто не имеют даже водительских прав.

Есть ли у спецвзвода планы по количеству выявленных нарушителей?

У нас нет палочной системы, мы не гонимся за показателями, наша основная задача - не допустить нарушения движения, аварий. Мы работаем на профилактику.

Почему не активно выкладываются видео с нарушениями в Интернет? Большая часть попадает нелегально...

Просто есть материалы, которые показывать нельзя, из-за неадекватного поведения водителей в пьяном или наркотическом состоянии, из-за ненормативной лексики со стороны задержанных нарушителей.

А бывает, что самое интересное происходит уже после преследования. Например, не так давно задержали машину в 4 часа утра, на которую не было ориентировки. Ее преследовали, и это было заснято, а потом нарушители заехали в лес и бросили транспорт. В машине обнаружили шашки настоящие, двое часов на 1,2 миллиона рублей, другие номерные знаки... Оказалось потом, что магазин ограбили. Но это на видео не попало.

К работе могут быть привлечены собаки?

У нас нет, но вообще - да. Как правило, служебные собаки используются сотрудниками ГИБДД на стационарных постах ДПС, расположенных по периметру региона. И у каждой есть своя специализация, одна работает на поиск оружия, другая - по скрытым тайникам с наркотиками.

Какие самые необычные случаи были в вашей практике?

Необычно было, когда был инспектором, а потом командиром взвода, когда задерживали вооруженных преступников. В Курском районе в 1994 году, например, задержали нарушителей с 12 боевыми гранатами.

Сейчас часто выявляют людей, которые оружие возят?

Нечасто, сейчас не 90-е годы. В основном, это травматическое оружие, которое люди перевозят с нарушениями регистрации, хранения или транспортировки. Но бывают и факты задержания боевого оружия. Как правило, такие нарушения мы выявляем совместно с сотрудниками оперативных служб – МВД и ФСБ.

"