Posted 16 июня 2016,, 09:24

Published 16 июня 2016,, 09:24

Modified 16 октября 2022,, 16:12

Updated 16 октября 2022,, 16:12

Российское кино потеряло треть доходов из-за ухода с Украины

16 июня 2016, 09:24
Звезда фильма "Гардамарины" и сериала "Моя прекрасная няня", продюсер и сценарист Сергей Жигунов во время посещения ставропольского фестиваля «Белая акация» рассказал в интервью корреспонденту NewsTracker Дарье Куличенко о своем отношении к региону, влиянии ситуации на Украине на киноиндустрию нашей страны и о цензуре в кино.

Есть ли отличие в работе актера в театре, кино и сериалах? Что из этого вам больше нравится?

Я сейчас активно снимаюсь в сериалах. Недавно закончился показ сериала, где я играл главную роль. По мне, так эта работа почти ни чем не отличается: в кино и в сериале. Она почти одинаковая, потому что ты и в том, и в другом случае работаешь с камерой. Бывает, что в сериалах чуть больше минут экранного времени в день снимают, чем в кино, потому что там тщательнее выстраивают планы. Кино при съемке порублено на кусочки (эпизоды) и надо переезжать постоянно куда-то, поэтому получается, что в день ты играешь меньше. А в театре я не работаю, у меня нет на это времени – театр требует большой подготовки, репетиционного времени. У меня нет возможности полгода репетировать пьесу и потом 20 раз ее сыграть.

Кадр из сериала "Моя прекрасная няня", реж. Алексей Кирющенко, Андрей Кузнецов, Эдуард Радзюкевич и др.

Вы себя пробовали и в качестве актера, продюсера, сценариста. Это потребность времени, творческому человеку нужно быть мультифункциональным?

Нет, не нужно. Вообще лучше, когда человек специалист в чем-то одном. Я с подозрением отношусь к людям, которые и пишут, и снимают. Пожалуй, режиссер должен уметь писать. В основном, лучшие фильмы часто сделаны режиссером как сценаристом, и это правильно. Потому что тогда он понимает, что снимает, что он хотел сказать. Я часто сталкиваюсь с тем, что режиссер с чем-то соглашается, а потом ты у него спрашиваешь: «Что ты снимал в этой сцене?», – и понимаешь, что он понятия не имел, о чем идет речь, постеснялся о чем-то спросить, и в итоге ничего не получилось. Это странно выглядит на экране. Например, он не может помочь артистам. Поэтому хорошо, когда режиссер пишет сценарий. И хорошо, когда каждый делает свое дело, сосредотачивается на этом. Хотя есть и те, у кого получается делать несколько дел. Не могу сказать, что у меня все получается, но артистом и продюсером я точно работаю вполне квалифицированно.

Кадр из сериала "Вероника. Беглянка", реж. Андрей Селиванов

Проблема непрофессиональных режиссеров, насколько она актуальна для нашей страны?

Проблема неталантливых режиссеров очень актуальна для России. У нас вообще проблема с режиссерами и сценаристами.

Как ее решить?

Зарплату увеличивать.

Это поможет?

Да. Тогда талантливые люди пойдут в институты. Это длительный процесс, поэтому надо уже сейчас это понимать, чтобы через 6 лет появились хорошие режиссеры.

Кризис сильно сказался на киноиндустрии?

Прошлый год был очень плохой. Я телевизионным кино в основном занимаюсь и могу сказать, что оно встало. Это уже четвертый кризис такого рода и по нам он бьет в первую очередь, потому что мы ненужная часть экономики. Как только случается что-то, первые, кого вычеркивают – нас. Потому что реклама уходит из телевидения, и после этого резко падают бюджеты. А кино - достаточно дорогая штука. На телевидении в кризис остаются только новости, передачи.

Были у вас какие-нибудь недавние телевизионные работы?

Я играл в картине «Шакал» в проекте «Первого канала» про знаменитые преступления. Они серийные, короткие, интересные. Это была четвертая история. И в еще одном проекте собираюсь участвовать, он вроде «Осеннего марафона», фильм «Дипломат» называется. Сейчас пробы будем делать.

Как вам Ставропольский край, вы бы здесь что-нибудь отсняли?

Я уже снимал два года назад в Кисловодске. Тут чудесная натура. И я знаю, что сейчас к вам собираются питерские ребята, тоже хотят что-то снимать.

Сейчас идет «Год кино». Как он проходит?

Идет, да... Прекрасно. Собственно, проходит и проходит. Это напоминает фразу из Высоцкого: «Если вы не отзоветесь, мы напишем в “Спортлото”» – кто его объявил, зачем его объявили? То, что кто-то объявил этот год «Годом кино» – отлично, но я как снимал кино, так и продолжаю это делать. А «Год кино» это или «Год физкультурника», или «Год посадки гречки в нечерноземной полосе» – ну и что? Хотя я вам скажу что в министерстве культуры, в Фонде кино в этом году раздают невозвратные деньги на кинопроизводство, а в прошлом они были возвратные. Вот и вся разница.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", реж.  Леонид Гайдай

Какие сейчас основные проблемы в киноиндустрии?

Кризис. Это не только кризис кинематографии, и не только в нашей стране - он везде. Но у нас особенно, потому что против нас введены санкции, которые автоматически по нам ударили очень сильно. Из-за этого с телевидения ушел рекламодатель, оно потеряло бюджет. Соответственно, и по телевизионному кино это бьет очень здорово. И в целом ненаполнение бюджета будет бить по государственной поддержке в области большого кино. Также как во всех сферах жизнедеятельности.

Бизнес не получается привлекать?

В условиях кризиса ничего не получается. Ну, во-первых, мы Украину потеряли, которая давала 30% возврата от бюджета, потому что они только на наших сериалах сидели, ничего не производили и ничего не могут производить, как я понимаю. Их телевизионщики очень расстроены этим. Получается, вместе с кризисом мы и партнеров потеряли сразу. Думаю, мы выберемся, но очень богатых фильмов в ближайшее время не ждите, сериалов тоже. Хотя фильмы-то, может, будут, потому что бывают разовые заходы (инвесторов), к экономике не всегда имеющие отношение. А сериал связан с реальной возвратностью средств. Поэтому чудес не будет.

Кадр из фильма "Алиса в стране чудес", реж. Тим Бёртон

Есть смысл ввести цензуру в кино и вернуться к съемкам 5 фильмов в год, но хороших?

Это бессмысленно, потому что кинотеатрам надо каждую неделю работать. Тогда там будут только американские фильмы. А цензура это все-таки немножко другое. Но цензура существует, она все равно есть, например, нельзя слова какие-то говорить. У меня прям есть список на 28 страницах, чего говорить нельзя. Он у редактора лежит, и мы в сценарии это правим. Еще все равно существуют цензоры от канала. И они тоже говорят, что вот это «нельзя». Причем, объяснить, почему именно «нельзя» – не могут. Я вижу, что присутствует личный момент. Вот это слово нравится – мы его оставляем, это не нравится – вычеркиваем. У меня есть картина про подводников. Там они ругаются как сапожники, не матом, но все же. И все равно какие-то слова можно, какие-то нельзя говорить. Объяснений, почему так, нет. И это цензура, на мой взгляд, и, причем, цензура заказчика. Еще бывает, что на каких-то каналах какие-то темы запрещены, например, гомосексуальные. Канал считает, что эта тема оскорбит их зрителей.

"